Кудрявцев В.Л. Некоторые проблемы совершенствования процессуальной формы предварительного расследования в контексте состязательных начал уголовного судопроизводства
Кудрявцев В.Л. доктор юридических наук, профессор (г. Челябинск)
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ФОРМЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ СОСТЯЗАТЕЛЬНЫХ НАЧАЛ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
Впервые на конституционном уровне норма о состязательности появилась 9 декабря 1992 года в связи с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 09.12.1992 N 4061-1 в ст. 168 Конституции РСФСР от 12 апреля 1978 года, которая приобрела следующую формулировку: Правосудие в Российской Федерации осуществляется на началах состязательности и равенства сторон перед законом и судом.
Термин «правосудие» имеет отношение к судебному разбирательству, поэтому с точки зрения ст. 168 Конституции РСФСР правомерно говорить об осуществлении судебного разбирательства на началах состязательности или принципе состязательности.
Своё отражение эта конституционная новелла нашла в изменениях и дополнениях к УПК РСФСР от 16.07.1993 N 5451-1 в связи с появлением Раздела десятого «Производство в суде присяжных», а именно ст. 429 УПК РСФСР с самим себя говорящим названием «Состязательность в суде присяжных», где в ч.1 было указано, что «Предварительное слушание и производство в суде присяжных основывается на принципе состязательности»[1].
Подобное законодательное (конституционное и уголовно-процессуальное) оформление, с одной стороны, стало закономерным итогом дискуссий ещё в советской уголовно-процессуальной науке о состязательности как принципе уголовного процесса[2], в ходе которой подавляющее большинство учёных высказалось за существование такого принципа и его отнесения только к судебному разбирательству[3], а с другой – происходило, несмотря на то, что существовал ориентир для развития состязательности в России – Концепция судебной реформы в РСФСР от 24 октября 1991 года[4], где состязательность ещё и распространялась на досудебное производство.
В целом Концепция судебной реформы в РСФСР по исследуемой проблеме предлагала: во-первых, рассматривать в качестве одного из важнейших направлений судебной реформы организацию судопроизводства на принципе состязательности/п. 3 О Концепции Судебной реформы в РСФСР/; во-вторых, построить уголовный процесс на началах подлинной состязательности/3) Другие ключевые решения.12.Уголовный процесс. Раздел 4/; в-третьих, всемерно развивать принцип состязательности на досудебных стадиях процесса и в судебном разбирательстве/3) Другие ключевые решения. 12. Уголовный процесс. Раздел 4/.
Итак, с точки зрения Концепции судебной реформы: во-первых, судопроизводство должно быть построено на принципе состязательности; во-вторых, в понятие «судопроизводства» применительно к уголовному входят как досудебные стадии процесса, так и судебное разбирательство.
Принятая на референдуме 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации, в ч. 3 ст. 123 уже содержала положение, согласно которому, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Казалось бы, то, что Концепция судебной реформы рассматривает категорию «судопроизводство» через досудебное и судебное производство по уголовным делам должно быть вполне достаточно для того, чтобы данная категория имела тот же смысл, то же содержание и применительно к ч.3 ст. 123 Конституции РФ, но это оказалось далеко не совсем так и в учебниках по уголовному процессу состязательность продолжали провозглашать принципом только судебного разбирательства[5]. Совершенно очевидно, что, с одной стороны, это дань традиции, потому что так рассматривали ещё в советской науке, да и действовал на тот период УПК РСФСР с иной концептуальной основой и идеологией, а с другой – то, что в Конституции РФ в ч.3 ст. 123 находится в Главе 7 «Судебная власть» и, значит, относится к судебному разбирательству.
В целом менять ситуацию с подобным толкованием пришлось Конституционному Суду РФ. Он последовательно в ряде своих правовых позиций указывал на то, что принцип состязательности, изложенный в ч.3 ст. 123 Конституции РФ, распространяется и на досудебное производство. Так, в одной правовой позиции Конституционный Суда РФ в п. 4 своего постановления от 23 марта 1999 г. N 5-П отметил, что «Субъекты уголовно - процессуальной деятельности, осуществляющие, в том числе на досудебных стадиях, уголовное преследование, с одной стороны, и защиту от него, с другой, в состязательном процессе в конфликтной ситуации должны обращаться за разрешением спора к независимому суду»[6]. В другой – в абз.2 п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 20.04.1999 N 7-П заметил, что «При этом состязательность в уголовном судопроизводстве во всяком случае предполагает, что возбуждение уголовного преследования, формулирование обвинения и его поддержание перед судом обеспечиваются указанными в законе органами и должностными лицами, а также потерпевшими»[7].
Наконец, был принят Государственной Думой РФ 22 ноября 2001 года Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, который введён в целом в действие с 1 июля 2002 года.
В УПК РФ находилась ст. 15 «Состязательность сторон», в которой в ч.1 указано, что уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон. Согласно п. 56 ч.1 ст. 5 УПК РФ, уголовное судопроизводство включает в себя досудебное и судебное производство по уголовному делу. Из чего делается вывод, что состязательность сторон как принцип должен распространять своё действие как на досудебное, так и судебное производство. Но это, конечно, не означало, что принцип состязательности будет проявляться в досудебном производстве также как и в судебном[8].
Согласно части 7 раздела 4 Концепции судебной реформы с названием «Организация следственного аппарата», возможны два пути формирования состязательного расследования: либо через создание Следственного комитета как службы обвинительной власти при обеспечении активности защиты в расследовании и судебном разрешении спорных или касающихся ограничения прав личности вопросов, либо посредством учреждения института следственных судей в судебном ведомстве при признании за нынешним следственным аппаратом функций вспомогательной службы прокуратуры.
Действующий УПК РФ воспринял первый путь формирования состязательного расследования. Первоначально в нём нашли отражение такие элементы формирования состязательного расследования как обеспечение активности защиты в расследовании и судебном разрешении спорных или касающихся ограничения прав личности вопросов. А такой элемент формирования состязательного расследования как создание Следственного комитета как службы обвинительной власти стал делать первые шаги только несколько лет тому назад. Итак, всё по порядку.
Обеспечение активности защиты в расследовании нашло отражение в частности, в том, что с момента допуска к участию в уголовном деле защитник вправе использовать как предусмотренные законом средства и способы защиты (пп.1-10 ч.1 ст. 53 УПК РФ), так и использовать иные, не запрещённые УПК РФ средства и способы защиты /п. 11 ч.1 ст. 53 УПК РФ/; защитник вправе собирать доказательства /ч.3 ст. 86 УПК РФ/ и т.п.
Одним из наиболее значимых компонентов или необходимым атрибутом состязательности на досудебном производстве признают в мировой и российской практике «адвокатское расследование» или «параллельное расследование»[9]. В своё время, ставя вопрос о наделении адвоката-защитника правом проводить своё «параллейное расследование», то есть когда бы он мог самостоятельно собирать доказательства наравне со стороной обвинения, проект Общей части УПК РФ 1994 года, подготовленный Государственно-правовым управлением администрации Президента РФ, предлагал наделить его властными полномочиями. Но такой подход оказался неприемлем для российского законодателя и, соответственно, в УПК РФ не нашла своего места норма о «параллельном расследовании».
В литературе предложили несколько своеобразный выход из положения – «адвокатское расследование, но не в виде самостоятельного проведения следственных действий (адвокат такими полномочиями не может быть наделён), а собирание адвокатом непроцессуальных данных, которые по его требованию следователь был бы обязан приобщить к делу в качестве доказательств (при этом адвокату помог бы частный сыск)» [10].
Такой выход как раз и закрепило действующее законодательство: адвокат-защитник собирает фактический материал, обладающий свойством относимости, а затем представляет его лицу, ведущему производство по делу для получения свойства допустимости /п.2 ч.1 ст.53, ч.3 ст.86 УПК РФ и п.3 ст.6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»/[11].
Если порядок фиксации действий адвоката по собиранию доказательств по уголовному делу и их результатов нашел отражение в «Методических рекомендациях по реализации прав адвоката, предусмотренных п.2 ч.1 ст.53, ч.3 ст.86 УПК РФ и п.3 ст.6 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», одобренных Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации (протокол № 5 от 22 апреля 2004 года)[12], то механизм придания свойства допустимости доказательству достаточно подробно расписывается в правовой позиции Конституционного Суда РФ. Так, в абз. 3 п. 2.2. Определения Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2004 г. N 467-О указывается, что: «Закрепленное в статье 86 УПК Российской Федерации право подозреваемого, обвиняемого, их защитников собирать и представлять доказательства является одним из важных проявлений права данных участников процесса на защиту от уголовного преследования и формой реализации конституционного принципа состязательности и равноправия сторон (статья 123, часть 3, Конституции Российской Федерации). Этому праву соответствует обязанность дознавателя, следователя и прокурора в ходе предварительного расследования рассмотреть каждое заявленное в связи с исследованием доказательств ходатайство, причем в силу части второй статьи 159 УПК Российской Федерации подозреваемому или обвиняемому, его защитнику не может быть отказано в допросе свидетелей, производстве судебной экспертизы и других следственных действий, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, имеют значение для конкретного уголовного дела.
Тем самым уголовно-процессуальный закон исключает возможность произвольного отказа должностным лицом или органом, осуществляющим предварительное расследование, как в получении доказательств, о которых ходатайствует сторона защиты, так и в приобщении представленных ею доказательств к материалам уголовного дела. По смыслу содержащихся в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации нормативных предписаний в их взаимосвязи с положениями статей 45, 46 (часть 1), 50 (часть 2) и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, такой отказ возможен лишь в случаях, когда соответствующее доказательство не имеет отношения к уголовному делу, по которому ведется расследование, и не способно подтверждать наличие или отсутствие события преступления, виновность или невиновность лица в его совершении, иные обстоятельства, подлежащие установлению при производстве по уголовному делу, когда доказательство, как не соответствующее требованиям закона, является недопустимым либо когда обстоятельства, которые призвано подтвердить указанное в ходатайстве стороны доказательство, уже установлены на основе достаточной совокупности других доказательств, в связи с чем исследование еще одного доказательства с позиций принципа разумности оказывается избыточным. Принимаемое при этом решение во всяком случае должно быть обосновано ссылками на конкретные доводы, подтверждающие неприемлемость доказательства, об истребовании и исследовании которого заявляет сторона защиты»[13].
Ещё одним элементом формирования состязательного расследования, названным Концепцией судебной реформы, было обеспечение в судебном разрешении спорных или касающихся ограничения прав личности вопросов. Это нашло отражение в УПК РФ в виде судебного контроля в таких формах как: 1. Судебный порядок рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) должностных лиц компетентных государственных органов (в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 02.12.2008 N 226-ФЗ дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию/ст. 19, ст. 125 УПК РФ/; 2. Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия /ст. 165 УПК РФ/.
По последовательности, отражённой в Концепции судебной реформы, первым или ключевым, судя по названию части 7 раздела 4 «Организация следственного аппарата», является такой элемент формирования состязательного расследования как создание Следственного комитета как службы обвинительной власти.
Первым шагом по пути создания Следственного комитета как службы обвинительной власти было появление Следственного комитета при прокуратуре РФ. В его основе был Указ Президент РФ от 1 августа 2007 г. N 1004 «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации», утвердивший Положение о Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации. Но до этого за несколько месяцев в УПК РФ были внесены изменения и дополнения с учётом появления Следственного комитета при прокуратуре РФ Федеральным законом от 5 июня 2007 года № 87-ФЗ, который существенным образом изменил характер процессуального надзора прокурора за предварительным следствием – существенно его уменьшив, за качество предварительного следствия стал отвечать руководитель следственного органа, расширилась самостоятельность следователя.
Следующим шагом по пути создания Следственного комитета как службы обвинительной власти стало появление самостоятельного Следственного комитета. В его основе Указ Президента РФ от 27 сентября 2010 года N 1182 «Вопросы Следственного комитета Российской Федерации», который устанавливает, что в целях совершенствования деятельности органов предварительного следствия и усиления прокурорского надзора за исполнением законов указанными органами создать на базе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации Следственный комитет Российской Федерации.
На днях Президентом Российской Федерации был внесён в Государственную Думу РФ Проект № 431376-5 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации»[14].
По структуре проект данного федерального закона напоминает структуру Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», конечно, за теми изъятиями, которые касаются специфики организации и деятельности Следственного комитета РФ.
Как заявил Президент РФ Д.А. Медведев, что касается следственных органов других ведомств, в частности МВД, то пока они будут работать, как и раньше. Но в будущем не исключены другие варианты. Например, объединения с независимым следственным органом[15].
Это как раз и приведёт к созданию Единого следственного комитета[16]. Тем более, что в перечень предложений, подготовленных ассоциации юристов России, по совершенствованию работы милиции, входило создать единый следственный комитет[17].
Сама же по себе идея создания единого самостоятельного Следственного комитета является одной из основных задач реформирования предварительного следствия, отраженных в Концепции судебной реформы /6) Предварительное расследование. 12. Уголовный процесс. Раздел 4/.
И, наконец, в заключении отмечу, что процессуальная форма предварительного расследования постепенно совершенствуется в контексте состязательных начал уголовного судопроизводства, закрепленных в ч.3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 15 УПК РФ. Можно сказать, что решающую роль при наполнении их содержанием и ориентиром для дальнейшего совершенствования как мы видели выше, играют положения Концепции судебной реформы, касающиеся формирования состязательного расследования, а так же правовые позиции Конституционного Суда РФ. Именно во многом, благодаря последним, в целом удалось создать представление о состязательности как принципе, распространяющем своё действие не только на судебное разбирательство, но и на досудебное производство, а так же ввести в уголовное судопроизводство отдельные элементы состязательности.
[1] Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1313.
[2] См. об этих дискуссиях более подробно: Полянский Н.Н. Очерк развития советской науки уголовного процесса. М., 1960. С. 81-87; Алексеев Н.С., Даев В.Г., Кокорев Л.Д. Очерк развития науки советского уголовного процесса. Воронеж, 1980. С. 39-42.
[3] См., напр.: Строгович М.С. Природа советского уголовного процесса и принцип состязательности. М., 1939; Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. М.: Наука, 1968. Т. 1. С. 149-151; Добровольская Т.Н. Принципы советского уголовного процесса (вопросы теории и практики). М.: Юрид. лит., 1971. С. 135-140; Мотовиловкер Я.О. Основные уголовно-процессуальные функции. Ярославль, 1976. С. 5-8; Курс советского уголовного процесса: Общая часть. М.: Юрид. лит., 1989. С. 171-173.
[4] См.: Концепция судебной реформы в РСФСР // Сост. С.А. Пашин. М.: Республика, 1992.
[5] См., напр.: Уголовный процесс: Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Зерцало, ТЕИС, 1996. С.58.
[6] п. 4 Постановления Конституционного Суда РФ от 23 марта 1999 г. N 5-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 133, части первой статьи 218 и статьи 220 Уголовно-процессуального Кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан В.К. Борисова, Б.А. Кехмана, В.И. Монастырецкого, Д.И. Фуфлыгина и общества с ограниченной ответственностью «Моноком» // СПС Консультант плюс
[7] Абз.2 п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 20.04.1999 N 7-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 3 части первой статьи 232, части четвёртой статьи 248 и части первой статьи 258 Уголовно-процессуального Кодекса РСФСР в связи с запросами Иркутского районного суда Иркутской области и Советского районного суда города Нижний Новгород» // Собрание законодательства РФ. 1999. N 17. Ст. 2205.
[8] См. об этом более подробно: Уголовный процесс России: Общая часть: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов /А.И. Александров, С.А. Величкин, Н.П. Кириллова и др.; Под ред. В.З. Лукашевича. СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2004. С. 99-103; Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. В.П. Божьева. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Спарк, 2004. С. 88-89; Григорьев В.Н., Победкин А.В. Яшин В.Н. Уголовный процесс: Учебник. М.: Изд-во Эксмо, 2006. С. 84-85.
[9] См. об этом: Гуценко К.Ф., Головко Л.В., Филимонов Б.А. Уголовный процесс западных государств. ИКД «Зерцало-М, 2001. С. 6-7, 22-24; Ефимичев С.П., Ефимичев П.С. Принцип состязательности и его реализация в уголовном судопроизводстве // Российский следователь. 2005. № 1; Багдасаров Р.В. Принцип состязательности в уголовном процессе России и стран Европейского Союза. М.: Юрлитинформ, 2008. С. 110.
[10] Петрухин И.Л. Теоретические основы реформы уголовного процесса в России. Часть 2. М.: ТК Велби, 2005. С.12.
[11] См. об этом более подробно: Кудрявцев В.Л. Процессуальные проблемы доказывания в деятельности адвоката-защитника в уголовном судопроизводстве // Журнал российского права. 2005. № 6; Кудрявцев В.Л. Процессуальные и криминалистические основы деятельности адвоката-защитника в российском уголовном судопроизводстве. М.: Изд-во «Юрлитинформ», 2006. С. 64-68; Кудрявцев В.Л. Реализация конституционно-правового института квалифицированной юридической помощи в деятельности адвоката (защитника) в уголовном судопроизводстве / Под науч. ред. докт. юрид. наук, проф. В.Н. Григорьева. М.: Изд-во «Юрлитинформ», 2008. С. 207-211.
[12] Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ. 2004. № 2 . С.63- 66.
[13] Абз. 3 п. 2.2. Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 467-О «По жалобе гражданина Пятничука Петра Ефимовича на нарушение его конституционных прав положениями статей 46, 86 и 161 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» //Консультант Плюс
[14] СПС Консультант плюс
[15] См. об этом: Кузьмин В. Последовательно. Президент РФ Дмитрий Медведев сообщил о создании самостоятельного следственного комитета России // Российская газета. 2010. 24 сентября
[16] См. о дискуссиях за последние несколько лет: Ильин А. От фермы до тарелки Алексей Гордеев хочет, чтобы у минсельхоза появились дополнительные полномочия // Российская газета. 2008. 29 марта; Богданов В. Следствию пожелали долго жить. Первый юбилей Следственного комитета сопровождался слухами о слияниях и поглощениях // Российская газета. 2008. 9 сентября; Полицейский вопрос. Как избавить милицию от избыточных функций // Российская газета. 2010. 28 января; Орлов П. Перегнуть палку. Президиум Ассоциации юристов России провел масштабное обсуждение реформы МВД // Российская газета. 2010. 28 января; Козлова Н.Тайны следствия. Начальник Следственного комитета при МВД России Алексей Аничин о громких делах последнего времени // Российская газета. 2010. 3 февраля; Милиции лишнего не надо. Материалы "Юридической недели" подготовлены совместно с Ассоциацией юристов России // Российская газета. 2010. 9 апреля; Ямшанов Б. Непосредственная жизнь. Предложения от Бастрыкина – создать единый следственный комитет и ввести отчёты о расходах чиновников// Российская газета. 2010. 7 сентября. С.6; Куликов В. Знатоки в одном окне. Павел Крашенинников предлагает собрать всех следователей в едином ведомстве // Российская газета. 2010. 21 сентября. С. 2.
[17] Орлов П. Перегнуть палку. Президиум Ассоциации юристов России провел масштабное обсуждение реформы МВД // Российская газета. 2010. 28 января
- войдите для комментирования
|