Кудрявцев В.Л. Прокуратура в системе государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в уголовном судопроизводстве
Кудрявцев В.Л. Прокуратура в системе государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в уголовном судопроизводстве // Права человека в сфере уголовного судопроизводства: содержание, механизмы защиты и пределы ограничения. Материалы международной научно-практической конференции, посвящённой 75-летию доктора юридических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки Российской Федерации Сергея Петровича Щербы. – М.: МАЭП, 2013. С.131-141.
Кудрявцев В.Л., ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра Московской академии экономики и права, доктор юридических наук
Прокуратура в системе государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в уголовном судопроизводстве
Конституция РФ провозгласила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства /ст. 2/; права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют не только смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов самоуправления, но и обеспечиваются правосудием /ст. 18 /.
Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется /ч.1 ст. 45 Конституции РФ/.
Гарантированность государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации предполагает создание и функционирование эффективного государственного механизма защиты прав и свобод человека и гражданина через систему государственных органов, наделённых для выполнения обязанности по защите определённой компетенцией, обусловленной природой, предназначением и местом органа в системе органов государства.
Одним из таких органов государства на который возлагается конституционная обязанность по защите прав и свобод человека и гражданина является прокуратура.
Как правильно отмечал Генеральный прокурор РФ Ю.Я. Чайка, «Нигде в мире, в том числе в Европе, нет единых правовых стандартов, касающихся задач, функций и организации прокуратуры. Вместе с тем во всех правовых системах она призвана быть инструментом защиты прав человека. Понятно, что в каждой стране свои исторические и правовые традиции. Где-то прокурор не может выйти за рамки уголовного преследования, а в других государствах, наоборот, в той или иной мере реализует свои полномочия вне уголовно-правовой сферы. На сегодняшний день таких стран - членов Совета Европы, где прокуратура в том или ином объеме осуществляет функции вне уголовно-правовой сферы, включая гражданское, трудовое, семейное, пенсионное, жилищное, административное и избирательное право, подавляющее большинство - более 30 из 47. Российская прокуратура в этом смысле обладает широчайшими полномочиями, поскольку исторически создавалась как «око государево»»[1]. И далее: «… независимо от полномочий, которыми наделены прокуроры различных стран Европы, главное в нашей работе - это защита прав и законных интересов граждан вне уголовно-правовой сферы. Развитие этого направления работы я считаю приоритетным для российской прокуратуры»[2].
Подобное направление деятельности российской прокуратуры получило признание и закрепление в принятых Комитетом министров Совета Европы 19 сентября 2012 года Рекомендациях (2012)11 государствам-членам о роли прокуроров вне системы уголовного правосудия, за что проголосовали все 47 стран, входящих в Совет Европы.
Не случайно данное обстоятельство заместитель Генерального прокурора РФ А.Г. Звягинцев расценил как «действительно успех, но не только Генпрокуратуры, а России в целом. Насколько мне известно, это первый случай демонстрации возможностей нашей страны в инициативном порядке формировать европейские стандарты в правовой сфере»[3].
Но наша страна не только формирует правовые стандарты в указанном выше направлении деятельности прокуратуры, она ещё и активно использует мировые, европейские и иные стандарты, а также законодательство других стран о прокуратуре для совершенствования своего института прокуратуры как в целом, так и его отдельных функций. И здесь, безусловно, необходится и без участия Академии Генеральной прокуратуры РФ, где проводятся исследования в этой области под руководством заведующего отделом международного сотрудничества и сравнительного правоведения НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, доктором юридических наук, профессором С. П. Щербой[4].
То обстоятельство, что, по мнению Генерального прокурора РФ Ю.Я. Чайки, защита прав и законных интересов граждан вне уголовно-правовой сферы является приоритетным направлением работы для российской прокуратуры ещё не означает и не приводит к тому, что прокуратура самоустранилась от защиты прав и законных интересов граждан в уголовно-правовой сферы.
Этого нет и не может быть, поскольку это не соответствует действующему законодательству РФ.
Так, согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 23.07.2013) «О прокуратуре Российской Федерации», «В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации».
Этим положениям корреспондируется, правда, за исключением надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, положения ч.1 ст. 37 УПК РФ, согласно которой «Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия»,
В п. 1 Рекомендаций N R (2000) 19 Комитета Министров государствам-членам Совета Европы «О роли прокуратуры в системе уголовного правосудия», принятым Комитетом Министров 6 октября 2000 г. на 724 заседании заместителей министров, «Прокуроры - это представители государственной власти, которые от имени общества и в государственных интересах участвуют в применении права, если правонарушение влечет уголовное наказание, принимая во внимание права человека и необходимость эффективного действия системы уголовного правосудия».[5]
В этой связи уместно привести выдержки из ряда приказов и иных актов[6] Генерального прокурора РФ, подчёркивающих важность защиты прокурором прав и законных интересов граждан в уголовном судопроизводстве, через функции предусмотренные ч.1 ст. 37 УПК РФ и ч. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»: а) «На всех стадиях уголовного судопроизводства обеспечить действенный надзор за соблюдением гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод граждан, своевременное предупреждение, выявление и пресечение нарушений законности, безотлагательное принятие мер, направленных на восстановление нарушенных прав, привлечение к ответственности виновных» /п. 1.1. приказа Генерального прокурора РФ от 27 ноября 2007 г. N 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве»/; б) «Считать важнейшей обязанностью прокуроров защиту прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства, а также иных лиц, чьи права и законные интересы были нарушены, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению причиненного вреда»/ п. 2 приказа Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г. N 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»/; в) «Считать приоритетным направлением своей деятельности защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а равно защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения» /п. 1.2. приказа Генерального прокурора РФ от 2 июня 2011 г. N 162 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» /; г) «…считать участие в судебных стадиях уголовного судопроизводства одной из важнейших функций прокуратуры» /п.1 приказа Генерального прокурора РФ от 25 декабря 2012 г. N 465 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства»/; д) «Учитывать, что отказ от уголовного преследования невиновных и их реабилитация в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и поддержание обоснованного обвинения» /абз. 5 п.1 приказа Генерального прокурора РФ от 25 декабря 2012 г. N 465 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства»/.
Всё изложенное однозначно, иного быть и не может, свидетельствует о том, что вся деятельность прокурора в уголовном судопроизводстве подчинена назначению уголовного судопроизводства, предусмотренного ст. 6 УПК РФ.
Назначение уголовного судопроизводства или его цель – это, когда соответствующие субъекты уголовно-процессуальной деятельности, в том числе и прокурор, в рамках предоставленных им полномочий не только стремятся достичь, но и сами непосредственно в своей деятельности осуществляют[7]:
защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений /п.1 ч.1 ст. 6 УПК РФ/;
защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод /п.2 ч.1 ст. 6 УПК РФ/.
Кроме того, согласно ч.2 ст. 6 УПК РФ: Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.
Для прокурора всё это не простые слова – это его конституционная обязанность по защите прав и свобод человека и гражданина /ст. ст. 2, 18, ч. 1 ст. 45, ст. 52 Конституции РФ/, причём независимо от того, каково процессуальное положение субъекта, является ли он потерпевшим либо подозреваемым (обвиняемым), главное, чтобы его права и свободы нуждались в защите.
Одной из функций прокурора является осуществление им от имени государства уголовного преследования в ходе уголовного судопроизводства/ч.1 ст. 37 УПК РФ/ или, иначе уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации /ч.2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»/.
Прокурор, осуществляя от имени государства уголовное преследование в суде, выступает в качестве государственного обвинителя (ч. 2 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ч.1 ст. 37 УПК РФ), обеспечивая законность и обоснованность обвинения (ч.3 ст. 37 УПК РФ).
Как следствие этого, государственный обвинитель, осуществляющий в суде уголовное преследование, согласно абз. 5 п.1 приказа Генерального прокурора РФ от 25 декабря 2012 г. N 465 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства», должен «Учитывать, что отказ от уголовного преследования невиновных и их реабилитация в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и поддержание обоснованного обвинения».
В этих целях государственный обвинитель обязан «всемерно способствовать установлению судом истины, необходимой для вынесения судом законного, обоснованного и справедливого решения» /п. 1.12. приказа Генерального прокурора РФ от 27 ноября 2007 г. N 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве»/.
А это возможно только тогда, когда «путь к истине лежит через использование такой совокупности доказательств, которая исключала бы иное толкование ситуации, формировала убеждённость правоприменителя в правильности своих действий»[8]. Иначе, «не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должен быть истинным»[9].
Учёные – процессуалисты в основном использует материалистическое понимание истины – объективной истины[10].
Существуют различные варианты этого определения, но разница между ними не существенна, поэтому приведу вот такое определение: объективная истина – «это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне сознания»[11].
Понятие определения объективной истины присутствует и в предложенном не так давно Следственным комитетом РФ проекте Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с введением института установления объективной истины по уголовному делу», [12] в котором предлагается статью 5 дополнить пунктом 22.1 следующего содержания: объективная истина - соответствие действительности установленных по уголовному делу обстоятельств, имеющих значение для его разрешения».
Истина в уголовном судопроизводстве имеет свои особенности, в частности: а) особый предмет познания – предмет доказывания, предусмотренный ст. 73 УПК РФ: событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления); виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы; обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого; характер и размер вреда, причиненного преступлением; обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния; обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания; обстоятельства, подтверждающие, что имущество, подлежащее конфискации в соответствии со статьей 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, получено в результате совершения преступления или является доходами от этого имущества либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия преступления либо для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации). Подлежат выявлению также обстоятельства, способствовавшие совершению преступления; б) специальные субъекты доказывания, в том числе и прокурор, поддерживающий в суде государственное обвинение; в) специальные способы доказывания, которое осуществляется согласно ч. 1 ст. 86 УПК РФ путём производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных УПК РФ; г) специальные средства доказывания, то есть виды доказательств, предусмотренные ч.2 ст. 74 УПК РФ: показания подозреваемого, обвиняемого; показания потерпевшего, свидетеля; заключение и показания эксперта; заключение и показания специалиста; вещественные доказательства; протоколы следственных и судебных действий; иные документы.
Причём Пленум Верховного Суда РФ в п. 12 своего постановления от 17 сентября 1975 г. N 5 (ред. от 09.02.2012) «О соблюдении судами Российской Федерации процессуального законодательства при судебном разбирательстве уголовных дел» указал на то, что необходимо «обратить внимание судов на значение для установления истины по делу исследования вещественных доказательств, документов, осмотра местности и помещения»[13].
Основным в суде является вопрос о виновности или нет подсудимого. С точки зрения философии - истинной может быть виновность не только доказанная, иначе достоверно установленная, но и выраженная в форме догадок, предположений, то есть в форме вероятного знания[14]. В уголовном же процессе истину нельзя считать достигнутой, если она не обоснована[15], то есть достоверно не установлена. А достоверным является вывод, в отношении которого не возникает разумных сомнений, то есть отсутствуют исключения из общественного практического опыта[16].
С точки зрения закона, презумпции невиновности следует, что: а) подсудимый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном настоящим Кодексом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда; б) подсудимый не обязан доказывать свою невиновность; в) бремя доказывания обвинения и опровержения доводов подсудимого, лежит на стороне обвинения; г) все сомнения в виновности подсудимого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном настоящим Кодексом, толкуются в пользу подсудимого; д) обвинительный приговор не может быть основан на предположениях /ст. 49 Конституции РФ и ст. 14 УПК РФ/. Для государственного обвинителя это означает, что он в суде должен доказать виновность лица в предусмотренном федеральным законом порядке вне всяких сомнений и предположений, обеспечивая при этом согласно ч. 3 ст. 37 УПК РФ законность и обоснованность обвинения в суде и, таким образом, способствуя установлению судом истины. Если же обвинение основывается на сомнениях и предположениях о виновности подсудимого, то оно незаконно и необоснованно, а значит, не может идти и речи о способствовании прокурором установлению судом истины.
Одним из спорных вопросов является вопрос о том, что же должно входить в содержание истины в уголовном судопроизводстве?
Одни считают, что в содержание истины, подлежащей установлению в суде, входят – установление только фактических обстоятельств в полном и точном соответствии с действительностью[17]; другие – не только установление фактических обстоятельств дела, но и правильную квалификацию преступления[18]; третьи - не только установление фактических обстоятельств дела и правильную квалификацию преступления, но и правильное определение меры наказания[19].
Содержание истины в любой области знания определяется тем, на что направлено исследование.
По уголовному делу прокурор, поддерживая государственное обвинение, обеспечивает его законность и обоснованность /ч.3 ст. 37 УПК РФ/, значит, его деятельность направлена на поддержание законности и обоснованности обвинения.
Согласно п.22 ч. 1 ст. 5 УПК РФ обвинение - утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленном УПК РФ.
Законность обвинения означает, что оно выдвинуто в порядке установленном УПК РФ и сформулированные в нём выводы о квалификации деяния соответствуют уголовному закону.
Обоснованность же обвинения означает, что сформулированные в нём выводы основаны на действительно существующих и установленных фактических обстоятельствах дела.
Следовательно, с точки зрения закона в содержание истины, к которой должен стремиться государственный обвинитель в суде, следует отнести правильное установление им фактических обстоятельств дела и правильную квалификацию преступления.
Что же касается меры наказания, то, как мы видим, она не входит в содержание истины с точки зрения закона, но как вытекает из ч. 2 ст. 389.18. УПК РФ она относится к категории справедливости, которая имеет аксиологический характер.
Для достижения истины в суде государственному обвинителю целесообразно идти путём всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, об этом свидетельствует анализ юридической литературы и практики[20].
На это обстоятельство указывается и в предложенном не так давно Следственным комитетом РФ проекте Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с введением института установления объективной истины по уголовному делу», [21] в котором предлагается дополнить статьей 16.1 «Установление объективной истины по уголовному делу» следующего содержания: Суд, прокурор, руководитель следственного органа, следователь, а также орган дознания, начальник подразделения дознания и дознаватель обязаны принять все предусмотренные настоящим Кодексом меры к всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств, подлежащих доказыванию для установления объективной истины по уголовному делу /ч.1/.
Сегодня п. 1.12. приказа Генпрокурора РФ от 27 ноября 2007 г. N 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» предписывает государственным обвинителям «последовательно проверять полноту, всесторонность и объективность собранных в процессе предварительного расследования доказательств».
Для государственного обвинителя в суде требование: а) всесторонности означает, что он должен исследовать все возможные по делу версии, не только версию(и) обвинения, но и версию(и) защиты; б) полноты означает, что он должен собрать и исследовать все доказательства, устанавливающие как виновность подсудимого, так и «констатирующие отсутствие события или состава преступления, либо недоказанность участия обвиняемого в совершении преступления и при этом исчерпаны все»[22], предусмотренные уголовно-процессуальным законом возможности для собирания доказательств; в) объективности означает, что он должен одинаково, без предубеждения, предвзятости и только на основании закона исследовать как обвинительные, так и оправдательные доказательства.
Эффективное участие в судебном разбирательстве его профессиональных участников сегодня немыслимо без криминалистического обеспечения их деятельности.
Имеет это и самое непосредственное отношение к такому участнику судебного разбирательства как государственный обвинитель[23].
Криминалистическое обеспечение поддержания государственного обвинения в суде – это система теоретических положений и основанных на них криминалистических рекомендаций по осуществлению в суде государственным обвинителем в рамках установленных ему УПК РФ полномочий, уголовного преследования путём обеспечения законности и обоснованности обвинения, направленного на достижение назначения уголовного судопроизводства.
Основной задачей и проблемой, требующей своего решения при криминалистическом обеспечении поддержания государственного обвинения в суде является выявление и изучение криминалистически значимых закономерностей деятельности государственного обвинителя в доказывании и на основе познания этих закономерностей разработка и совершенствование криминалистических рекомендаций именно для него в контексте деятельности иных профессиональных участников судебного разбирательства (суда и адвоката-защитника) с учётом его процессуального положения, осуществляемой функции, особенностей участия в доказывании, кардинального отличия процессуальной формы судебного разбирательства от предварительного расследования и т.п.
[1] Правозащита Юрия Чайки. Опыт российской прокуратуры рекомендован для изучения в Европе // Российская газета. 2008. 16 июля. Юрий Чайка: Для многих граждан прокуратура становится чуть ли не единственным шансом на восстановление справедливости
[2] Правозащита Юрия Чайки. Опыт российской прокуратуры рекомендован для изучения в Европе // Российская газета. 2008. 16 июля. Юрий Чайка: Для многих граждан прокуратура становится чуть ли не единственным шансом на восстановление справедливости Юрий Чайка: Для многих граждан прокуратура становится чуть ли не единственным шансом на восстановление справедливости
[3] Генпрокуратура уходит в защиту. Российская прокуратура отстояла в Европе право на защиту интересов граждан // Российская газета. 2012. 9 ноября.
[4] Буквально недавно вышли в свет работы, где непосредственное участие принимал Сергей Петрович Щерба – это: Щерба С.П., Решетникова Т.А., Фролова М.А. Полномочия органов прокуратуры государств-участников СНГ. М.: Изд-во «Юрлитинформ», 2013. 344с.; Щерба С.П. Законодательство зарубежных стран о полномочиях прокурора и суда по применению ареста как меры пресечения, о сроках содержания под стражей и об их продлении // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. 2013. № 4 (36). С. 31-35.
[5] СПС Консультант плюс
[6] Использовался СПС Консультант плюс
[7] См. об этом более подробно: Кудрявцев В.Л. Проблемы определения категории «назначение» в российской уголовно-процессуальной науке // Администратор суда. 2008. № 3. С. 26-27; Кудрявцев В.Л. Уголовное судопроизводство как сфера особой защиты конституционных прав и законных интересов человека и гражданина // Адвокат. 2008. № 9; Кудрявцев В.Л. Назначение уголовного судопроизводства: теоретико-прикладной аспект // Российский судья. 2008. № 11. С.22-24.
[8] Григорьев В.Н., Победкин А.В., Яшин В.Н. Уголовный процесс: Учебник. М.: Изд-во Эксмо, 2005. С.164.
[9] См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. С. 7-8.
[10] См., напр.: Курс советского уголовного процесса. Общая часть / Под ред. А.Д. Бойкова и И.И. Карпеца. М.: Юрид. лит., 1989. С. 533; Кокорев Л.Д., Кузнецов Н.П. Уголовный процесс: доказательства и доказывание. Воронеж, 1995. С.28; Соловьёв А.Б. Доказывание по Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (досудебные стадии). Научно-практическое пособие. М.: Изд-во «Юрлитинформ», 2003. С.15-16; Григорьев В.Н., Победкин А.В., Яшин В.Н. Уголовный процесс: Учебник. С. 159-160; Кудрявцев В.Л. Проблемы установления истины через механизм доказывания в контексте деятельности государственного обвинителя в суде // Журнал российского права. 2006. № 2. С.61-70.
[11] Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учеб. для вузов. М., 1996. С. 120.
[12] Данный законопроект ещё не внесён в Государственную Думу Федерального Собрания РФ // СПС Консультант плюс
[13] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 сентября 1975 г. N 5 «О соблюдении судами Российской Федерации процессуального законодательства при судебном разбирательстве уголовных дел» (ред. от 09.02.2012) // СПС Консультант плюс
[14] См.: Кудрявцев В.Л. Актуальные проблемы совершенствования деятельности адвоката-защитника на судебном следствии: Моногр. Челябинск, 2003. С. 27; Кудрявцев В.Л. Процессуальные и криминалистические основы деятельности адвоката-защитника в российском уголовном судопроизводстве. М.: Изд-во «Юрлитинформ», 2006. С. 45-46.
[15] См.: Кокорев Л.Д., Кузнецов Н.П. Уголовный процесс: доказательства и доказывание. С.30; Григорьев В.Н., Победкин А.В., Яшин В.Н. Уголовный процесс: Учебник. С.163.
[16] См.: Смирнов А.В. Модели уголовного процесса. СПб.: «Наука», ООО «Изд-во «Альфа», 2000. С.93.
[17] См.: Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. Т.1.М., 1968. С.82.
[18] См.: Горский Г.Ф., Кокорев Л.Д., Элькинд П.С. Проблемы доказательств в советском уголовном процессе. Воронеж, 1978. С.61-62; Курс советского уголовного процесса. Общая часть / Под ред. А.Д. Бойкова и И.И. Карпеца. С.540-542.
[19] См.: Теория доказательств в советском уголовном процессе / Отв. ред. Н.В. Жогин. М., 1973. С. 139.
[20] См.: Горский Г.Ф., Кокорев Л.Д., Элькинд П.С. Проблемы доказательств в советском уголовном процессе. С.61-62; Курс советского уголовного процесса. Общая часть / Под ред. А.Д. Бойкова и И.И. Карпеца. С.159, 161; Руководство для государственных обвинителей: криминалистический аспект деятельности / Под ред. О.Н. Коршуновой. СПб., 2003. С. 46-50.
[21] Данный законопроект ещё не внесён в Государственную Думу Федерального Собрания РФ // СПС Консультант плюс
[22] Курс советского уголовного процесса. Общая часть / Под ред. А.Д. Бойкова и И.И. Карпеца. С.160.
[23] См. об этом более подробно: Кудрявцев В.Л. Теоретические основы и проблемы реализации криминалистического обеспечения поддержания государственного обвинения в суде // Актуальные вопросы криминалистического обеспечения уголовного судопроизводства: материалы Всерос. науч-практ. конф., 24 ноября 2009 г. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. С. 312-328 -http://www.iuaj.net/node/569; Кудрявцев В.Л. Некоторые проблемы криминалистического обеспечения поддержания государственного обвинения в суде // Вестник криминалистики / Отв. ред. А.Г. Филиппов. Вып. 2 (34). М.: Спарк, 2010. С. 28-32.
- войдите для комментирования
|