В Госдуму внесен законопроект, позволяющий отказаться от понятых

исчезающий понятой Проект Федерального закона Российской Федерации N 33012-6 "О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"

 Обсуждение закона о см.: http://www.iuaj.net/node/1260 

 


"Российская газета" - Столичный выпуск №5725 (52) http://www.rg.ru/2012/03/11/ponyatye.html 
11.03.2012, 00:50
 

Проект Федерального закона Российской Федерации N 33012-6 "О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"

 

Дата первой официальной публикации: 11 марта 2012 г. Опубликовано: на сайте "Российской Газеты"

 

Вносится Президентом Российской Федерации

Статья 1

Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 2003, № 50, ст. 4848; 2009, № 26, ст. 3139; 2010, № 19, ст. 2289; 2011, № 11, ст. 1495; № 50, ст. 7362) следующие изменения:

1) часть пятую статьи 62 дополнить словами ", а в случае, указанном в статье 2269 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, - одной второй максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление";

2) в абзаце втором части второй статьи 303 слова "лишением свободы на срок до трех лет" заменить словами "лишением свободы на срок до пяти лет".

Статья 2

Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4921; 2002, № 22, ст. 2027; № 30, ст. 3015, 3020, 3029; № 44, ст. 4298; 2003, № 27, ст. 2700, 2706; № 50, ст. 4847; 2004, № 27, ст. 2711; 2005, № 1, ст. 13; 2006, № 28, ст. 2975, 2976; № 31, ст. 3452; 2007, № 1, ст. 46; № 16, ст. 1827; № 24, ст. 2830, 2833; № 31, ст. 4008, 4011; № 50, ст. 6235, 6248; 2008, № 49, ст. 5724; 2009, № 11, ст. 1168, 1267; № 18, ст. 2145; № 26, ст. 3139; № 44, ст. 5170; 2010, № 1, ст. 4; № 11, ст. 1168; № 15, ст. 1756; № 21, ст. 2525; № 27, ст. 3427, 3431; № 30, ст. 4003; № 31, ст. 4164, 4193; № 49, ст. 6412; 2011, № 1, ст. 16; № 15, ст. 2039; № 23, ст. 3259; № 30, ст. 4598, 4601, 4605; № 45, ст. 63; № 50, ст. 7361, 7362) следующие изменения:

1) в пункте 25 статьи 5 слова "и обвинительного акта" заменить словами ", обвинительного акта или обвинительного постановления";

2) в части второй статьи 37:

а) пункт 14 изложить в следующей редакции:

"14) утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;";

б) в пункте 15 слова "или обвинительного акта" заменить словами ", обвинительного акта или обвинительного постановления";

3) в статье 47:

а) часть первую дополнить пунктом 3 следующего содержания:

"3) составлено обвинительное постановление.";

б) в пункте 2 части четвертой слова "или обвинительного акта" заменить словами ", обвинительного акта или обвинительного постановления";

4) пункт 5 части третьей статьи 49 дополнить словами ", или лица, в отношении которого ведется проверка сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном статьей 144 настоящего Кодекса";

5) в статье 51:

а) часть первую дополнить пунктом 8 следующего содержания:

"8) подозреваемый заявил ходатайство о производстве по уголовному делу дознания в сокращенной форме в порядке, установленном главой 321 настоящего Кодекса.";

6) часть вторую изложить в следующей редакции:

"2. В случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5 части первой настоящей статьи, участие защитника обеспечивается в порядке, установленном частью третьей статьи 49 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных пунктами 6, 7 и 8 части первой настоящей статьи, - с момента заявления хотя бы одним из обвиняемых ходатайства о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей, либо ходатайства о рассмотрении уголовного дела в порядке, установленном главой 40 настоящего Кодекса, либо с момента заявления подозреваемым, обвиняемым ходатайства о рассмотрении уголовного дела в порядке, установленном главой 321 настоящего Кодекса.";

6) в части третьей статьи 88 слова "или обвинительный акт" заменить словами ", обвинительный акт или обвинительное постановление";

7) в части пятой статьи 115 первое предложение исключить;

8) в статье 144:

а) часть первую изложить в следующей редакции:

"1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, а также изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, трупа, предметов и документов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.";

б) дополнить частью первой1 следующего содержания:

"11. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга и других близких родственников, круг которых определен в пункте 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя и руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.";

в) дополнить частью первой2 следующего содержания:

"11 . Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.";

г) часть третью изложить в следующей редакции:

"3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.";

9) статью 150 дополнить частью 11 следующего содержания:

"11.Дознание производится в общем порядке либо в сокращенном порядке.";

10) часть первую статьи 154 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

"5) отдельных подозреваемых, в отношении которых предварительное расследование должно производиться в порядке, установленном главой 321 настоящего Кодекса, если в отношении иных подозреваемых (обвиняемых) предварительное расследование осуществляется в общем порядке.";

11) в статье 170:

а) в части первой слова "В случаях, предусмотренных статьями 115, 177, 178, 181 - 184, частью пятой статьи 185, частью седьмой статьи 186, статьями 193 и 194 настоящего Кодекса" заменить словами "В случаях, предусмотренных статьями 182, 184 и 193 настоящего Кодекса";

б) дополнить частью первой1 следующего содержания:

"11.B случаях, предусмотренных статьями 115, 177, 178, 181, 183, частью пятой статьи 185, частью седьмой статьи 186 и статьей 194 настоящего Кодекса, понятые принимают участие в следственном действии по усмотрению следователя. Если по решению следователя понятые в указанных следственных действиях не участвуют, то применение технических средств фиксации хода и результатов следственного действия является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.";

в) часть четвертую изложить в следующей редакции:

"4. Перед началом следственного действия следователь в соответствии с частью пятой статьи 166 настоящего Кодекса предупреждает лиц, участвующих в следственном действии, о применении технических средств. В случае участия понятых следователь перед началом производства следственного действия в соответствии с частью пятой статьи 164 настоящего Кодекса разъясняет понятым цель следственного действия, их права и ответственность, предусмотренные статьей 60 настоящего Кодекса.";

12) часть вторую статьи 176 изложить в следующей редакции:

"2. Осмотр места происшествия, предметов и документов может быть произведен до возбуждения уголовного дела.";

13) в статье 177:

а) часть первую признать утратившей силу;

б) в части третьей слова "заверены подписями следователя и понятых" заменить словами "заверены следователем";

в) в части четвертой слова "понятым, другим" исключить;

14) в статье 178:

а) в части первой слово "понятых," исключить;

б) в части четвертой слова "При необходимости" исключить;

15) в части пятой статьи 185 слова "с участием понятых из числа работников данного учреждения" исключить;

16) в части седьмой статьи 186 слова "с участием понятых и при необходимости специалиста" заменить словами "с участием специалиста (при необходимости)";

17) в части пятой статьи 1861 слова "понятых и" исключить;

18) часть четвертую статьи 195 дополнить предложением следующего содержания: "Судебная экспертиза может быть назначена и произведена до возбуждения уголовного дела.";

19) часть первую статьи 202 изложить в следующей редакции:

"1. Следователь вправе получить образцы почерка или иные образцы для сравнительного исследования у подозреваемого, обвиняемого, а также у свидетеля или потерпевшего, а равно у физических лиц и представителей юридических лиц в порядке, предусмотренном частью первой статьи 144 настоящего Кодекса, в случаях, когда возникла необходимость проверить, оставлены ли ими следы в определенном месте или на вещественных доказательствах, и составить протокол в соответствии со статьями 166 и 167 настоящего Кодекса, за исключением требования об участии понятых. Получение образцов для сравнительного исследования может быть произведено до возбуждения уголовного дела.";

20) раздел VIII дополнить главой 321 следующего содержания: "Глава 321. Дознание в сокращенной форме

Статья 2261. Основания и порядок производства дознания в сокращенной форме

1. Дознание в сокращенной форме производится в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса, с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.

2. Дознание в сокращенной форме производится при наличии одновременно следующих условий:

1) уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица по признакам одного или нескольких преступлений, указанных в подпункте 1 части третьей статьи 150 настоящего Кодекса;

2) подозреваемый признает свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда, а также не оспаривает правовую оценку деяния, приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела;

3) подозреваемым заявлено ходатайство о производстве по уголовному делу дознания в сокращенной форме;

4) отсутствуют предусмотренные статьей 226 настоящего Кодекса обстоятельства, исключающие производство дознания в сокращенной форме.

Статья 2262. Обстоятельства, исключающие производство дознания в сокращенной форме

1. Дознание не может производиться в сокращенной форме в следующих случаях:

1) подозреваемый является несовершеннолетним;

2) имеются основания для производства о применении принудительных мер медицинского характера в порядке, установленном главой 51 настоящего Кодекса;

3) подозреваемый относится к категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок уголовного судопроизводства, установленный главой 52 настоящего Кодекса;

4) лицо подозревается в совершении двух и более преступлений, если хотя бы одно из них не входит в перечень преступлений, предусмотренных подпунктом 1 части третьей статьи 150 настоящего Кодекса;

5) подозреваемый не владеет языком, на котором ведется уголовное судопроизводство;

6) потерпевший возражает против производства дознания в сокращенной форме.

2. Если обстоятельства, предусмотренные частью первой настоящей статьи, становятся известны или возникают после принятия решения о производстве дознания в сокращенной форме, но до направления уголовного дела прокурору для утверждения обвинительного постановления, лицо, в производстве которого находится уголовное дело, выносит постановление о производстве дознания в общем порядке. Если обстоятельства, предусмотренные частью первой настоящей статьи, становятся известны или возникают в ходе судебного заседания, судья возвращает уголовное дело прокурору для передачи его по подследственности и производства дознания в общем порядке.

Статья 2263. Права и обязанности участников уголовного судопроизводства, предварительное расследование по которому производится в форме дознания в сокращенном порядке

1. Участники уголовного судопроизводства, предварительное расследование по которому производится в форме дознания в сокращенном порядке, имеют те же права и обязанности, что и участники уголовного судопроизводства, предварительное расследование по которому производится в форме дознания, осуществляемого в общем порядке, с изъятиями, предусмотренными настоящей статьей.

2. Физическое или юридическое лицо, которому преступлением причинен вред, не позднее трех суток со дня возбуждения уголовного дела признается потерпевшим и наделяется всеми правами, предусмотренными статьей 42 настоящего Кодекса.

3. Подозреваемый, обвиняемый, а равно потерпевший или его представитель вправе заявить ходатайство о прекращении дознания в сокращенной форме и о продолжении производства дознания в общем порядке в любое время до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора. Такое ходатайство подлежит удовлетворению лицом, в производстве которого находится уголовное дело.

Статья 2264. Ходатайство о производстве дознания в сокращенной форме

1. При наличии предусмотренных настоящей главой оснований и условий для производства дознания в сокращенной форме после вручения копии постановления о возбуждении уголовного дела, а также свидания с защитником и до начала первого допроса подозреваемому разъясняются право ходатайствовать о производстве дознания в сокращенной форме, а также порядок и правовые последствия производства дознания в сокращенной форме, о чем в протоколе допроса подозреваемого делается соответствующая отметка.

2. Подозреваемый вправе заявить ходатайство о производстве дознания в сокращенной форме не позднее 2 суток со дня, когда ему было разъяснено право заявить такое ходатайство. Ходатайство о производстве дознания в сокращенной форме подается в письменном виде и должно быть подписано подозреваемым, а также его защитником.

3. Поступившее от подозреваемого ходатайство о производстве дознания в сокращенной форме подлежит рассмотрению в срок не более 24 часов с момента его поступления. По результатам рассмотрения дознаватель выносит одно из следующих постановлений:

1) об удовлетворении ходатайства и производстве дознания в сокращенной форме;

2) об отказе в удовлетворении ходатайства при наличии обстоятельств, препятствующих производству дознания в сокращенной форме.

4. Постановление об удовлетворении ходатайства и производстве дознания в сокращенной форме или об отказе в удовлетворении соответствующего ходатайства может быть обжаловано в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса.

5. Уведомление об удовлетворении ходатайства и производстве дознания в сокращенной форме в течение 24 часов направляется прокурору, а также потерпевшему. В уведомлении потерпевшему разъясняются порядок и правовые последствия производства дознания в сокращенной форме, а также право возражать против производства дознания в сокращенной форме.

Статья 2265. Особенности доказывания при производстве дознания в сокращенной форме

1. Доказательства по уголовному делу собираются в объеме, достаточном для установления события преступления, характера и размера причиненного им вреда, а также виновности лица в совершении преступления с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

2. Дознаватель обязан произвести только те следственные и иные процессуальные действия, непроведение которых в условиях неотложности может повлечь за собой невосполнимую утрату следов преступления или иных доказательств.

3. С учетом конкретных обстоятельств уголовного дела дознаватель вправе:

1) не проверять доказательства, если они не были оспорены подозреваемым, его защитником, потерпевшим или его представителем;

2) не допрашивать лиц, от которых в ходе проверки сообщения о преступлении были получены объяснения, за исключением случаев, когда необходимо установить дополнительные фактические данные, не содержащиеся в материалах проверки сообщения о преступлении, либо необходимо проверить доказательства, достоверность которых оспорена подозреваемым, его защитником, потерпевшим или его представителем;

3) не назначать судебную экспертизу для установления вопросов, ответы на которые содержатся в выводах, представленных в акте или заключении специалиста по результатам исследования, проведенного в ходе проверки сообщения о преступлении, за исключением следующих случаев:

а) необходимости установления по уголовному делу дополнительных фактических данных;

б) необходимости проверки выводов специалиста, достоверность которых поставлена под сомнение подозреваемым, его защитником, потерпевшим или его представителем;

в) наличия оснований для обязательного назначения судебной экспертизы, предусмотренных статьей 196 настоящего Кодекса;

4) не производить иные следственные и процессуальные действия, направленные на установление фактических данных, которые содержатся в материалах проверки сообщения о преступлении, если такие фактические данные отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим Кодексом.

Статья 2266. Сроки дознания, производимого в сокращенной форме

1. Дознание, производимое в сокращенной форме, должно быть закончено в срок, не превышающий 15 суток. В этот срок включается время с момента вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме и до его направления прокурору с обвинительным постановлением.

2. В случаях, предусмотренных частью девятой статьи 2267 настоящего Кодекса, срок дознания, установленный частью первой настоящей статьи, может быть продлен прокурором до 20 суток. Постановление о продлении срока дознания, производимого в сокращенной форме, должно быть представлено прокурору не позднее чем за 24 часа до истечения срока, установленного частью первой настоящей статьи.

3. О продлении срока дознания, производимого в сокращенной форме, дознаватель уведомляет подозреваемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя.

4. В случае прекращения дознания в сокращенной форме и продолжения производства по уголовному делу в общем порядке срок дознания, произведенного в сокращенной форме, засчитывается в общий срок предварительного расследования.

Статья 2267. Окончание дознания, производимого в сокращенной форме

1. Признав, что необходимые следственные действия произведены и объем собранных доказательств достаточен для обоснованного вывода о совершении преступления подозреваемым, дознаватель составляет обвинительное постановление. В обвинительном постановлении указываются обстоятельства, перечисленные в пунктах 1-8 части первой статьи 225 настоящего Кодекса, а также ссылки на листы уголовного дела.

2. Обвинительное постановление подписывается дознавателем и согласовывается начальником органа дознания.

3. Обвинительное постановление должно быть составлено не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела. Если составить обвинительное постановление в этот срок не представляется возможным вследствие большого объема следственных и иных процессуальных действий, производство которых с учетом особенностей доказывания, предусмотренных статьей 2265 настоящего Кодекса, является обязательным, дознание по истечении этого срока продолжается в общем порядке.

4. Не позднее трех суток со дня составления обвинительного постановления обвиняемый и его защитник должны быть ознакомлены с обвинительным постановлением, а также материалами уголовного дела, о чем в протоколе ознакомления участников уголовного судопроизводства с материалами уголовного дела делается соответствующая отметка. При наличии ходатайства в этот же срок с обвинительным постановлением и материалами уголовного дела знакомятся потерпевший (и) или его представитель, о чем в протоколе ознакомления участников уголовного судопроизводства с материалами уголовного дела также делается отметка.

5. В случае невозможности завершить ознакомление обвиняемого, его защитника, а при наличии ходатайства - также потерпевшего и (или) его представителя с обвинительным постановлением и с материалами уголовного дела в срок, установленный частью четвертой настоящей статьи, производство дознания на основании постановления дознавателя продолжается в общем порядке.

6. Обвиняемый, его защитник, потерпевший или его представитель до окончания ознакомления с обвинительным постановлением, а также с материалами уголовного дела вправе заявить следующие ходатайства:

1) о признании доказательства, указанного в обвинительном постановлении, недопустимым в связи с нарушением закона, допущенным при его получении;

2) о производстве дополнительных следственных и иных процессуальных действий, направленных на восполнение пробела в собранных по делу доказательствах в объеме, достаточном для обоснованного вывода о событии преступления, о характере и размере причиненного им вреда, а также о виновности обвиняемого в совершении преступления;

3) о производстве дополнительных следственных и иных процессуальных действий, направленных на проверку доказательств, достоверность которых вызывает сомнение, что может повлиять на законность итогового судебного решения по уголовному делу;

4) о пересоставлении обвинительного постановления в случае его несоответствия требованиям части первой настоящей статьи.

7. Если до окончания срока ознакомления с обвинительным постановлением и с материалами уголовного дела от обвиняемого, его защитника, потерпевшего, его представителя ходатайства, указанные в части шестой настоящей статьи, не поступили либо если в удовлетворении поступивших ходатайств было отказано, уголовное дело с обвинительным постановлением в тот же день направляется прокурору.

8. В случае удовлетворения ходатайства, заявленного в порядке, установленном пунктом 4 части шестой настоящей статьи, дознаватель пересоставляет обвинительное постановление и не позднее двух суток направляет уголовное дело с обвинительным постановлением, согласованным с начальником органа дознания, прокурору.

9. В случае удовлетворения одного из ходатайств, заявленных в порядке, предусмотренном пунктами 1-3 части шестой настоящей статьи, дознаватель производит необходимые следственные и иные процессуальные действия, пересоставляет обвинительное постановление с учетом новых доказательств и не позднее двух суток направляет уголовное дело с обвинительным постановлением, согласованным с начальником органа дознания, прокурору. Если пересоставить обвинительное постановление и направить уголовное дело прокурору в этот срок не представляется возможным вследствие большого объема следственных и иных процессуальных действий, срок дознания может быть продлен до 20 суток в порядке, установленном частью второй статьи 2266 настоящего Кодекса. При отсутствии возможности окончить дознание в сокращенной форме и в этот срок дознаватель продолжает производство по уголовному делу в общем порядке, о чем выносит соответствующее постановление.

10. К уголовному делу, направляемому прокурору с обвинительным постановлением, прилагается справка, в которой указываются сведения о месте проживания или нахождения лиц, подлежащих вызову в судебное заседание, о судимости обвиняемого, об избранной ему мере пресечения, о времени содержания под стражей или домашним арестом, если ему была избрана одна из этих мер пресечения, о вещественных доказательствах, о сроке дознания, производимого в сокращенной форме, а при наличии у обвиняемого иждивенцев - о принятых мерах по обеспечению их прав. В справке должны содержаться ссылки на соответствующие листы уголовного дела.

Статья 2268. Решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным постановлением

1. Прокурор рассматривает уголовное дело, поступившее с обвинительным постановлением, и в течение 3 суток принимает по нему одно из следующих решений:

1) об утверждении обвинительного постановления и о направлении уголовного дела в суд;

2) о возвращении уголовного дела для пересоставления обвинительного постановления в случае его несоответствия требованиям части первой статьи 2267 настоящего Кодекса, устанавливая для этого срок не более 2 суток;

3) о направлении уголовного дела дознавателю для производства дознания в общем порядке в следующих случаях:

а) когда при производстве по уголовному делу были допущены существенные нарушения требований настоящего Кодекса, повлекшие ущемление прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства;

б) если собранные доказательства в своей совокупности не достаточны для обоснованного вывода о событии преступления, характере и размере причиненного им вреда или виновности лица в совершении преступления;

в) при наличии достаточных оснований полагать самооговор обвиняемого;

4) о прекращении поступившего от дознавателя уголовного дела по основаниям, предусмотренным статьями 24 - 281 настоящего Кодекса.

2. При утверждении обвинительного постановления прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое.

3. Копия обвинительного постановления с приложениями вручается обвиняемому, его защитнику и потерпевшему в порядке, установленном статьей 222 настоящего Кодекса. После вручения обвинительного постановления прокурор направляет уголовное дело в суд, о чем уведомляет обвиняемого, его защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и (или) представителей.

Статья 2269. Особенности судебного производства по уголовным делам, предварительное расследование по которым производилось в форме дознания в сокращенном порядке

1. По уголовным делам, предварительное расследование по которым производилось в форме дознания в сокращенном порядке, судебное производство осуществляется в порядке, установленном статьями 316 и 317 настоящего Кодекса, с изъятиями, предусмотренными настоящей статьей.

2. Приговор постановляется на основании исследования и оценки только тех доказательств, которые указаны в обвинительном постановлении, а также дополнительных данных о личности подсудимого, представляемых в порядке, установленном частью третьей настоящей статьи.

3. По ходатайству стороны защиты судья вправе приобщить к делу, признать доказательством и учесть при определении меры наказания надлежащим образом оформленные документы, содержащие дополнительные сведения о личности подсудимого, в том числе содержащие сведения о наличии у него на иждивении несовершеннолетних детей, престарелых родителей, инвалидов, а также иные данные, которые могут быть учтены в качестве обстоятельства, смягчающего наказание.

4. При поступлении возражения какой-либо из сторон против дальнейшего производства по уголовному делу, предварительное расследование по которому производилось в форме дознания в сокращенном порядке, с применением особого порядка судебного разбирательства, а равно по собственной инициативе в случае установления обстоятельств, препятствующих постановлению законного, обоснованного и справедливого приговора, в том числе при наличии достаточных оснований полагать самооговор подсудимого, судья выносит постановление о возвращении уголовного дела прокурору для передачи его по подследственности и производства дознания в общем порядке.

5. Положения частей третьей и четвертой статьи 314 настоящего Кодекса не применяются при рассмотрении уголовных дел, предварительное расследование по которым производилось в форме дознания в сокращенном порядке.

6. В случае постановления обвинительного приговора по уголовному делу, предварительное расследование по которому производилось в форме дознания в сокращенном порядке, назначенное подсудимому наказание не может превышать одной второй максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.".

Президент
Российской Федерации

пояснительная записка

Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее законопроект) направлен на совершенствование положений уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующих порядок осуществления дознания по уголовным делам, проверки сообщения о преступлении и привлечения понятых к участию в отдельных следственных действиях.

Законопроектом предлагается ввести сокращённый порядок дознания, который позволит исключить нерациональное расходование сил и средств органов предварительного расследования, необоснованное затягивание сроков досудебного производства, когда уголовное дело не представляет правовой и фактической сложности, а причастность лица к совершению преступления не вызывает сомнения.

Законопроектом предусматривается сокращённый срок производства дознания, который по общему правилу не должен превышать 15 суток (с возможностью продления его в исключительных случаях до 20 суток), ограничиваются пределы доказывания (доказательства будут собираться в объёме, минимально необходимом для установления события преступления и обстоятельств причастности к нему обвиняемого).

В соответствии с законопроектом сокращённый порядок дознания возможен лишь при условии, что уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица, которое признаёт свою вину, характер и размер причинённого преступлением вреда и согласно с ведением уголовного судопроизводства по его делу в сокращённом порядке.

Применение указанного порядка дознания исключается в тех случаях, когда подозреваемый является несовершеннолетним; имеются основания для применения в отношении подозреваемого принудительных мер медицинского характера; подозреваемый относится к категории должностных лиц органов государственной власти, в отношении которых применяется особый порядок уголовного судопроизводства; подозреваемый не владеет языком, на котором ведётся уголовное судопроизводство; потерпевший возражает против применения сокращённого порядка уголовного судопроизводства.

Постановление приговора по делам рассматриваемой категории будет осуществляться в особом порядке принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением (глава 40 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации), то есть без проведения судебного следствия. Назначенное подсудимому наказание в этом случае не может превышать одной второй максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершённое преступление. В связи с этим соответствующее изменение предусматривается внести в статью 62 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Поскольку сокращённый порядок уголовного судопроизводства предполагает некоторое сокращение объёма процессуальных прав подозреваемого, обвиняемого и потерпевшего, предлагается наделить их правом на любой стадии судопроизводства до момента удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора заявить ходатайство о прекращении производства по уголовному делу в сокращённом порядке и о применении общего порядка уголовного судопроизводства. Лицо, в производстве которого находится уголовное дело, будет обязано удовлетворить такое ходатайство. В целях исключения возможности самооговора подозреваемого предлагается обязать прокурора при наличии обоснованных предположений о самооговоре возвращать уголовное дело дознавателю на стадии утверждения обвинительного постановления, а суд - в процессе судебного заседания.

Введение сокращённого порядка дознания позволит достичь существенной процессуальной экономии, расширить диспозитивные начала при реализации подозреваемым (обвиняемым) права на защиту, а потерпевшим - права на доступ к правосудию.

В целях обеспечения прав и законных интересов участников на этапе досудебного производства и создания всех необходимых условий для принятия законного и обоснованного решения о возбуждении уголовного дела либо об отказе в этом законопроектом уточняется процедура проверки сообщения о преступлении.

Возбуждение уголовного дела по целому ряду преступлений напрямую зависит от результатов экспертных исследований, устанавливающих, например, относимость изъятого вещества или предмета к наркотикам, взрывчатым веществам, огнестрельному оружию и тому подобное, наличие признаков насильственной смерти по факту обнаружения трупа, наличие признаков экономических преступлений и многое другое.

Сегодня предварительные исследования проводятся специалистами без предупреждения их об уголовной ответственности за дачу ложного заключения, оформляются по упрощённой форме и не имеют процессуального значения. При предварительном исследовании материальный объект исследования нередко видоизменяется, частично или полностью расходуется, в связи с чем иногда невозможно осуществить его последующее полноценное исследование в рамках судебной экспертизы.

Судебная экспертиза в таких случаях, по сути, является повторным экспертным исследованием, зачастую проводится формально, по документам, полученным при предварительном исследовании. Вполне очевидно, что на проведение двух исследований (предварительного и в рамках судебной экспертизы) тратится в два раза больше времени и расходных материалов.

В целях решения данной проблемы законопроектом предлагается расширить полномочия органов предварительного расследования при проверке сообщения о преступлении, предоставив им право получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, а также изымать их, назначать судебную экспертизу, принимать участие в её производстве и получать заключение эксперта, производить осмотр места происшествия, трупа, предметов и документов, освидетельствование.

Проведение в случае необходимости судебной экспертизы до возбуждения уголовного дела при явной экономии столь дефицитного экспертного ресурса позволит следствию принимать необходимые решения на основе процессуально безупречных доказательств, полученных в установленном порядке.

Для обеспечения реализации прав и законных интересов участников доследственной проверки законопроектом предлагается установить, что лицам, участвующим в производстве следственных и иных процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права, обязанности и ответственность, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в частности возможность осуществления права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга и других близких родственников, права пользоваться услугами адвоката или права подавать жалобы на действия (бездействие) и решения органов предварительного расследования.

В целях обеспечения гарантий соблюдения прав подозреваемых и обвиняемых, в частности целого ряда прав при назначении и производстве экспертизы, предлагается предусмотреть обязанность органов предварительного расследования назначать повторную экспертизу в том случае, если после возбуждения уголовного дела указанными лицами или их защитниками будет заявлено соответствующее ходатайство.

Законопроектом предлагается заменить институт понятых при проведении отдельных следственных действий на процессуальную фиксацию этих действий с использованием технических средств.

Понятой в уголовном судопроизводстве выполняет удостоверительную функцию для обеспечения гарантий достоверности результатов следственных действий. Технические средства фиксации (видеозапись), применяемые при производстве следственных действий, выполняют ту же функцию.

Между тем в соответствии с частью первой статьи 170 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации следователь обязан производить определённые следственные действия с привлечением не менее двух понятых без учёта объективной необходимости их участия в следственном действии, что, с одной стороны, ограничивает процессуальную самостоятельность следователя, а с другой - необоснованно увеличивает процессуальные издержки.

Поэтому из Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предлагается исключить положения, в соответствии с которыми участие понятых в следственных действиях является обязательным условием, и предоставить следователю право самостоятельно выбирать способ удостоверения хода и результатов следственного действия (за исключением лишь трёх следственных действий: обыска, личного обыска и опознания).

Кроме того, предлагается установить порядок, в соответствии с которым к участию в производстве таких следственных действий, как наложение ареста на имущество, почтово-телеграфные отправления, осмотр, в том числе трупа, эксгумация, следственный эксперимент, выемка, контроль и запись переговоров, проверка показаний на месте, понятые привлекаются по усмотрению следователя. Если по решению следователя понятые в указанных следственных действиях не участвуют, то применяются соответствующие технические средства.

Предлагаемый порядок привлечения к производству следственных действий понятых не ограничит права участников уголовного судопроизводства, а будет направлен на повышение эффективности производства следственных действий и снижение расходов из федерального бюджета за счёт сокращения процессуальных издержек, возмещаемых понятым.

В условиях широкого использования в уголовном процессе технических средств фиксации увеличивается риск злоупотреблений, связанных с фальсификацией доказательств, в связи с чем законопроектом предусматривается внести изменение в санкцию части второй статьи 303 Уголовного кодекса Российской Федерации, увеличив срок лишения свободы с трёх до пяти лет за фальсификацию доказательств по уголовному делу лицом, производящим дознание, следователем, прокурором или защитником.

 


Если долго мучиться, может ничего и не получиться

   О том, что институт понятых в России, скорее всего, будет отменен, стало известно еще 22 октября, на встрече президента Дмитрия Медведева с руководством МВД в Твери. «Институт понятых сложился, когда не было других способов фиксации», — сказал тогда президент, добавив, что считает его «рудиментом прошлого». Были также поставлены задачи уточнения процедуры доследственной проверки материалов и введения упрощенной формы досудебного производства по преступлениям небольшой и средней тяжести.
  В связи и исполнением этого поручения много людей было привлечено к разработке предложений. В том числе, и Ваш покорный слуга. Такая работа интересна тем, что можно пронаблюдать, что осталось "в сухом остатке" от собственных наработок в готовом законопроекте. Вот, что получилось у меня:
  А) по вопросу замены института понятых при проведении отдельных следственных действий на процессуальную фиксацию этих действий с использованием технических средств.
    В рамках исполнения данного пункта поручения предлагалось:
- уточнить круг лиц, которые не могут быть понятыми, поскольку действующая редакция ст. 60 УПК РФ, имеет в основе своей логическую ошибку и недопустимо расширяет круг потенциальных понятых.
- конкретизировать круг дел, по которым участие понятых необязательно при условии применения в качестве средств фиксации хода и результатов соответствующих следственных действий специальных технических средств.
- на уровне Постановления правительства РФ предусмотреть перечень технических средств, применяемых в качестве дополнительных средств фиксации хода и результатов следственных действий, а в УПК предусмотреть соответствующую бланкетную норму,
С позиций законодательной техники предлагалось внести некоторые изменения в действующее законодательство, в частности:
    Статью 60. «Понятой», часть 2 изложить в редакции:
2. Понятыми не могут быть:
1) несовершеннолетние;
2) участники уголовного судопроизводства, их близкие родственники и родственники;
3) работники органов исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования.
    4) Иные лица, в силу личной заинтересованности; либо в связи с расстройством здоровья, либо по другим существенным причинам, препятствующим к участию в деле.

   Обосновывалась необходимость дополнить новой нормой (3-1) Статью 170 «Участие понятых»
3-1. По уголовным делам о преступлениях, отнесенных Уголовным Кодексом РФ к категории небольшой тяжести, соответствующие следственные действия могут производиться без участия понятых при условии использования следователем, дознавателем для фиксации хода и результатов следственного действия технических средств , перечень которых установлен Постановлением правительства РФ, о чем в протоколе следственного действия делается соответствующая запись..
    На выходе имеем:
б) дополнить частью первой1 следующего содержания:"11. B случаях, предусмотренных статьями 115, 177, 178, 181, 183, частью пятой статьи 185, частью седьмой статьи 186 и статьей 194 настоящего Кодекса, понятые принимают участие в следственном действии по усмотрению следователя. Если по решению следователя понятые в указанных следственных действиях не участвуют, то применение технических средств фиксации хода и результатов следственного действия является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.";
    Как видим некоторое в цель есть, но в основном мимо. Вместо применения критерия – тяжесть совершения преступления, законодатель пошел по пути сужения круга следственных действий при проведении которых участие понятых обязательно:
    а) в части первой слова "В случаях, предусмотренных статьями 115, 177, 178, 181 - 184, частью пятой статьи 185, частью седьмой статьи 186, статьями 193 и 194 настоящего Кодекса" заменить словами "В случаях, предусмотренных статьями 182, 184 и 193 настоящего Кодекса";

    б) дополнить частью первой1 следующего содержания:"11.B случаях, предусмотренных статьями 115, 177, 178, 181, 183, частью пятой статьи 185, частью седьмой статьи 186 и статьей 194 настоящего Кодекса, понятые принимают участие в следственном действии по усмотрению следователя. Если по решению следователя понятые в указанных следственных действиях не участвуют, то применение технических средств фиксации хода и результатов следственного действия является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.";
     К сожалению, не учтены замечания связанные с нарушением логики построения ст.60 УПК

    Б) по вопросу уточнения процедуры доследственной проверки материалов

Нами отмечалось, что, что действительно  раздел УПК, посвященный стадии возбуждения уголовного дела не содержит самостоятельного перечня средств процессуального доказывания, которые могут быть использованы на данной стадии процесса.
В этой связи мы предлагали присмотреться к опыту Республики Беларусь, в законодательстве которой тщательно отработаны соответствующие процедуры.
В частности речь идет о статье 173 УПК РБ (Сроки рассмотрения заявлений и сообщений о преступлении). В части 2 указано, что до возбуждения уголовного дела могут быть получены объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребованы дополнительные документы, произведены осмотр места происшествия, трупа, местности, экспертизы, а также может быть проведено извлечение трупа из места захоронения (эксгумация).

    В итоге законодатель занял именно такую позицию:
    в статье 144:
    а) часть первую изложить в следующей редакции: "1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.    При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, а также изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, трупа, предметов и документов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.";

   Как видим по этой позиции попаданий в яблочко значительно больше, что признаться довольно приятно :)

В) О новеллах, связанных с введением упрощенной формы досудебного производства по преступлениям небольшой и средней тяжести (тоже многое учтено) отпишусь чуть позже. Необходимо осмыслить.

Михаил Сильнов