Бычков А.В., Гармаев Ю.П. Криминалистическое обеспечение деятельности общественного помощника следователя и практиканта: коллеги, предлагаем сотрудничество!
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЩЕСТВЕННОГО ПОМОЩНИКА СЛЕДОВАТЕЛЯ И ПРАКТИКАНТА:
КОЛЛЕГИ,
ПРЕДЛАГАЕМ СОТРУДНИЧЕСТВО!
Авторы:
- Бычков Артур Викторович – кандидат юридических наук, доцент;
- Гармаев Юрий Петрович – доктор юридических наук, профессор.
В статье анализируется нынешнее состояние прикладной составляющей обучения студентов уголовной специализации. Анализ содержания и результатов применения «Положения об общественном помощнике следователя», утвержденного в 2008 году Председателем Следственного комитета РФ, указывает на необходимость разработки криминалистического обеспечения деятельности общественных помощников (следователей, других участников уголовного процесса) и практикантов юридических вузов. Речь идет об одном из важных прикладных направлений дальнейшего развития криминалистики как науки и учебной дисциплины, где коллеги – криминалисты и процессуалисты могут и должны объединять усилия!
ПРИМЕЧАНИЕ: Более ранняя редакция статьи опубликована: Криминалистическое обеспечение деятельности общественного помощника следователя: постановка проблемы // Вестник криминалистики. – 2011. – Вып. 3(39). - С. 46-52
Не секрет, что в последние годы ненадлежащий уровень профессиональной подготовки следователей, дознавателей, сотрудников органов – субъектов ОРД стал предметом постоянного обсуждения и критики как со стороны общественности, СМИ, так и со стороны руководства страны. Правоохранительные органы критику принимают, однако в свою очередь пеняют на юридические вузы, отмечая, что среднестатистический выпускник-юрист, приступая к работе по уголовной специализации имеет лишь самые общие представления о реальной практике работы организации-работодателя, ведомственных интересах, официальном документообороте, чаще всего не умеет правильно составить процессуальный документ, подшить уголовное дело, допросить свидетеля и т.п.
Юридические вузы в ответ разводят руками. Серьезные проблемы наблюдаются с подготовкой научно-педагогических кадров, с финансированием и другими важнейшими составляющими образовательной деятельности[1]. Наиболее очевидный результат - кризис прикладной составляющей отечественной системы юридического образования[2]. В частности, давайте признаем, что та деятельность, которую мы называем практикой студентов (ознакомительной, производственной, преддипломной), в типичных своих проявлениях далеко не всегда дает желаемый результат – формирование у будущего юриста прикладных знаний и навыков.
В юридических вузах, в судебных и правоохранительных органах хорошо известно, чем в большинстве своем занимаются «на практике» наши студенты. Так, первое, что приходит в голову следователю – куратору, руководителю практики, это поручить молодому человеку, девушке разнести повестки, использовать его в качестве понятого, и т. п. Чтобы доверить им что-то более ответственное, например, составить проект процессуального документа, следователю недостаточно быть просто профессионалом, нужно иметь еще и опыт наставника. Но далеко не у всех он есть, как собственно и время для работы с молодежью. Получается, что со студентами-практикантами у следователя одни проблемы и дополнительные хлопоты: занимают много места в тесном помещении, «путаются под ногами», задают наивные вопросы, да еще и просят помочь составить отчет, подготовить характеристику и т.п. Большинство следователей просто не знают, чем занять массу приходящих практикантов. Да и остаются студенты чаще всего только на 2–4 недели. Чему их можно научить за это время?! Только чему-то обучишь, а они уже назад – в аудитории. «Какой же от них толк!?» – не без оснований полагает практический работник.
Между тем в системе следственных органов произошло не самое заметное, но весьма знаменательное, в том числе для всей системы юридического образования, событие. Приказом председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации[3] № 50 от 15.05.2008 г. было утверждено «Положение об общественном помощнике следователя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации»[4]. Как гласит Положение, институт общественного помощника следователя призван содействовать привлечению граждан к работе по противодействию преступности, созданию условий для формирования кадрового резерва (п. 2). Итак, сделано главное – впервые в новейшей истории начато формирование правовых основ деятельности общественного помощника следователя, определены его права и обязанности, сделан важный шаг в плане мотивации его работы – он может попасть в кадровый резерв следственных органов. По данным ряда сибирских регионов, более 50% общественных помощников, добросовестно проработавших в следственном органе более 1,5 – 2 лет, были назначены на искомые должности. С учетом удручающих показателей безработицы среди выпускников-юристов, это ли не лучший шанс для бывшего студента устроиться на престижную работу. Таким образом, система высшего юридического образования получила бесценный подарок - наилучшую практику для студентов уголовной специализации с реальными перспективами трудоустройства. Теперь вуз может направлять лучших и, разумеется, лично заинтересованных студентов не только на практику, но и в качестве постоянно действующих общественных помощников. Разумеется, при условии разумного компромисса между учебой и такой работой.
Немалые выгоды получают и правоприменители. Теперь каждый или почти каждый следователь Следственного комитета РФ в порядке, установленном Положением, может быть обеспечен общественным помощником, работающим без оплаты и, тем не менее, хорошо мотивированным. Всем известно, насколько в современных условиях бывают перегружены следователи. При этом в уголовном судопроизводстве существует масса задач и процедур, не сложных по своему содержанию, но затратных по времени выполнения и требующих повышенного внимания к деталям. Особенно это характерно для уголовных дел о многоэпизодных, групповых преступлениях, о коррупционной, организованной преступной деятельности. В стрессовом режиме работы даже высококлассному специалисту очень трудно избежать отдельных упущений: допустить опечатку при составлении сложного процессуального документа, забыть приобщить к делу важный материал, не взять на место происшествия нужный бланк или предмет, и т. п. Безусловно, следователю необходимо сконцентрироваться на сложных профессиональных задачах, а все прочие делегировать, оставляя за собой контрольные функции.
Как известно, подобная идея давно реализована в судебных органах, однако на более совершенной правовой основе. Так, в арбитражном судопроизводстве институт помощника судьи закреплен не только в Положении "О помощнике судьи арбитражного суда"[5], но и в действующем Арбитражном процессуальном кодексе РФ от 24.07.2002 № 95-ФЗ (в статьях 21, 23, 24, 25, 54, 58, 60 и 155 АПК РФ). Примерно та же картина в судах общей юрисдикции, где судьи уже не представляют себе работу без своих помощников. При этом помощник судьи - это штатная должность государственного гражданского служащего. Будем надеяться, что, хорошо зарекомендовав себя, институт общественного помощника следователя в будущем будет закреплен нормативно (в УПК РФ и в соответствующих федеральных законах) и распространится на все следственные органы.
Но это уже дело будущего и тема для отдельной дискуссии. А пока главная проблема – в уровне подготовки общественного помощника. Попробуем встать на место следователя. Какую работу доверить вновь пришедшему, какие поручения дать, что собственно с ним делать – неумелым да и не всегда знающим, а потому неуверенным в себе молодым человеком, девушкой. Пункт 18 названного Положения определяет лишь самые общие направления деятельности общественного помощника:
техническая, информационная и организационная помощь следователю в его работе;
подготовка проектов документов по поручению следователя.
Вряд ли этот перечень вносит полную ясность. Обозначенные направления деятельности требуют конкретизации, но уже не на уровне ведомственного нормативного акта, а на уровне учебно-методического, прежде всего, криминалистического обеспечения. Необходимо разработать и, что немаловажно – широко внедрить как в вузах, так и в следственных органах научно обоснованные и практически выверенные рекомендации по эффективному выполнению своих функций общественными помощниками следователей. А поскольку в этой роли чаще всего выступают студенты юридических вузов и их работа по своему содержанию близка к задачам практикантов, необходимость единого криминалистического обеспечения деятельности и тех и других вполне очевидна.
Однако изучение учебной и научной литературы, консультации с коллегами-криминалистами, преподавателями¸ учеными, позволяют сделать вывод о том, что имеющиеся учебники и пособия, криминалистические, равно как и уголовно-процессуальные, иные разноотраслевые рекомендации не в полной мере обеспечивают решение данной задачи. В частности, в учебной литературе нам не удалось найти рекомендаций по систематизации уголовных дел и материалов доследственных проверок. А между тем это почти ежедневная и очень важная задача. Для максимально результативного изучения работы следователя общественному помощнику и практиканту необходимо активно участвовать в следственных действиях. Процессуальный порядок, а также тактика их проведения подробно описаны в многочисленных изданиях. Но ни общественный помощник следователя, ни студент-практикант не имеют процессуального статуса, а значит они не могут самостоятельно выполнять ни одно из следственных и иных процессуальных действий. Это создает серьезные сложности в работе. Так, пункт 22 названного Положения прямо запрещает привлечение общественного помощника в качестве эксперта, специалиста, переводчика, понятого. Практика многих регионов страны показывает, что эти запреты распространяются и на студента-практиканта[6]. Так чем же собственно им заниматься, не нарушая закон?
Итак, комплексных прикладных рекомендаций именно для общественных помощников и практикантов до определенного времени практически не было. Хотя, как отмечает Р. С. Белкин, еще в конце 60-х годов среди некоторой части ученых-криминалистов и процессуалистов, практических работников органов расследования известное распространение получила точка зрения о возможности чуть ли не неограниченного участия общественности в предупреждении и расследовании преступлений. Высказывались мнения, что следователь может поручать своим общественным помощникам производство следственных действий без собственного в них участия, составление “проектов” процессуальных документов, в том числе даже таких, как постановления о возбуждении уголовного дела, о привлечении в качестве обвиняемого, об избрании меры пресечения и др.[7] Далее Р. С. Белкин обобщает, что участие общественности в части содействия следователю должно быть ограничено приисканием необходимых технических средств, охраной места производства следственного действия, участием в следственном действии по усмотрению следователя для выполнения определенных процессуальных или вспомогательных функций, помощь в выявлении и устранении причин и условий, способствовавших совершению преступления[8]. Высоко оценивая труды указанных авторов, следует отметить, что в ранее опубликованных работах объективно не могли учитываться нынешние реалии, в том числе, действующее уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. Публикации в основном имели теоретическую, а не прикладную направленность.
С целью обеспечить современное и максимально прикладное криминалистическое обеспечение деятельности общественных помощников следователей и студентов-практикантов по уголовной специализации авторским коллективом из 11 практических работников и ученых было подготовлено учебно-практическое пособие под названием: «Руководство для следователя и его помощника, практиканта»[9]. Как показал практический и дидактический опыт создателей Руководства, не только постоянно действующие общественные помощники, но и студенты-практиканты могут оказать ощутимую помощь следствию даже за короткий промежуток времени. Нужно только правильно направить и организовать их работу, пустить их творческую энергию в нужное русло и, наконец, с облегчением ощутить, как много времени сэкономлено, как много полезных дел сделано руками пусть вначале неопытными, но старательными. Изучив данное руководство, следователь может просто и без лишних затрат на инструктаж распределить работу между общественными помощниками и практикантами, выбрав из текста те главы-задачи, которые более всего нужно выполнить на текущий момент досудебного производства по уголовному делу.
Так, в пособии имеются главы-задачи о том, как:
- систематизировать и «подшить» дело;
- подготовиться к выезду на место происшествия и чем помочь следователю в ходе осмотра;
- помочь следователю в проведении доследственной проверки;
- принять участие в планировании и организации расследования;
- оптимизировать работу с персональным компьютером;
- составлять проекты процессуальных документов;
- принимать участие в отдельных следственных действиях;
- проверять материалы уголовного дела,
и множество других задач, решение которые следователю необходимо, а в учебной литературе этому не уделено надлежащего внимания.
Авторский коллектив предпринял попытку использования инновационных образовательных технологий. Книга снабжена электронными приложениями, размещенными в сети Интернет (по адресу: www.labatr.bsu.ru). Эти приложения содержат реальные, но полностью обезличенные уголовные дела различных категорий, образцы и примеры процессуальных документов, законодательство, отдельные прикладные рекомендации и другие файлы.
Разрабатывая и внедряя электронные приложения, авторы руководствовались следующими соображениями. Как уже было отмечено, современные уголовно-процессуальные, криминалистические и иные учебные, учебно-методические издания необходимо делать максимально прикладными. А для этого мало давать только письменные советы. Нужно предоставить возможность начинающим общественным помощникам и практикантам незамедлительно применить эти советы на практике. А это чаще всего означает составить процессуальный или иной документ. С тех пор как в правоохранительных органах появилась компьютерная техника, это делается на основе разнообразных электронных шаблонов, которые тысячами оседают в персональных компьютерах и локальных сетях каждого следственного подразделения. Есть у таких подходов и свои минусы[10]. Но и совсем отходить от сложившейся практики тоже не выход.
Поэтому было решено подготовить и разместить в Интернете специфически подобранные электронные файлы и директории. Для этого после специальной выборки материалов уголовных дел некоторые процессуальные и оперативно-розыскные документы были отсканированы, отредактированы и обезличены.
Указанные электронные документы с высокой долей условности обозначены тремя наименованиями:
– «образцы» – документы, которые, по мнению авторов, составлены правильно, без ошибок и нарушений закона и потому могут служить в качестве ориентиров для обучаемых. Однако практикующим коллегам, а также разработчикам аналогичных ресурсов, не следует забывать, что, во-первых, автор-составитель документа может ошибаться, во-вторых, в каждом регионе, населенном пункте, имеются оригинальные подходы к содержанию тех или иных документов, отступление от которых отдельными правоприменителями признается ошибкой, нарушением закона. Поэтому даже образец документа, не говоря уже о примерах, следует согласовывать, прежде всего, с руководителем следственного органа, судьями региона;
– «примеры» – документы, оставленные в авторской редакции их составителей – практических работников. Они не свободны от недостатков, ошибок и даже, вероятно, нарушений закона. Однако такова реальная правоприменительная практика и ее необходимо знать и изучать. К тому же соответствующие уголовные дела, как правило, завершались успехом стороны обвинения. Это означает, что либо вероятные ошибки и нарушения были устранены позднее, либо сторона защиты, суд не обратили на них внимание;
– «антиобразцы» – специально подобранные авторами документы из практики, которые содержат существенные нарушения закона. Соответствующие дела завершались поражением стороны обвинения. Антиобразцы снабжены специальными пометками и заданиями с тем, чтобы научить, как не допускать такие нарушения или устранять их вредные последствия[11].
Результаты первых двух лет внедрения Руководства с электронными приложениями показали, что предложенная инновационная технология, применяемая в сочетании с иными специально разработанными дидактическими средствами, существенно повышает практическую значимость и эффективность предлагаемых в книге рекомендаций. Однако, на наш взгляд, криминалистическое обеспечение деятельности общественных помощников и студентов-практикантов находится лишь в зачаточном состоянии. Но его следует рассматривать как одно из актуальных направлений развития научных, и главное – прикладных (учебно-методических, практических) криминалистических разработок. Сделать предстоит еще очень многое.
Так, уже после первого издания пособия авторский коллектив получил более двадцати рецензий от руководителей и работников следственных органов России и ряда образовательных учреждений. Искренне благодарим всех коллег, взявших на себя труд изучить и оценить работу! Наиболее важным в рецензиях представляется то, что помимо комплиментарной части в каждой содержались замечания, а также предложения по дополнению предложенной системы прикладных рекомендаций.
Так, по мнению одного из рецензентов в пособии не нашли отражения актуальные вопросы правильного процессуального оформления результатов использования цифровой фотографии, работа с объектами-носителями микроследов-наложений[12]. В других рецензиях изложены мнения о недопустимости любых вариантов использования общественных помощников и практикантов в качестве специалистов и понятых при проведении следственных действий, а также о недопустимости их активного участия в допросах[13]. В этих и других рецензиях имеются и иные, не менее ценные замечания и предложения.
Анализ мнений показал, что, во-первых, большинство актуальных вопросов деятельности общественных помощников следователей осталось вне рамок рекомендаций. Во-вторых, многое из того, что подвергли сомнению уважаемые коллеги, относится к особенностям региональной правоприменительной практики. Отдельные тактические приемы, процессуальные и технические средства давно и успешно применяются следователями отдельных регионов, и соответствующие уголовные дела рассматриваются в судах с постановлением обвинительных приговоров – «проходят в судах», как говорят практики. Однако применение этих же средств и приемов в других субъектах РФ может вызывать сомнения и даже стать причиной признания доказательств недопустимыми, иных неблагоприятных для стороны обвинения последствий. Эти, давно известные и науке и практике региональные закономерности правоприменения должны учитываться в разработке рекомендаций. Их нужно создавать, совершенствовать и внедрять, прежде всего, на региональном уровне, согласовывая соответствующие положения с опытными судьями и другими, прежде всего, практикующими юристами.
В нескольких рецензиях верно отмечалось, что не только следственная работа нуждается в криминалистическом обеспечении подобного рода. Необходимо разрабатывать рекомендации также и для общественных помощников в судах, органах прокуратуры (в зависимости от направлений деятельности: государственное обвинение, надзор за следствием, дознанием, оперативно-розыскной деятельностью (ОРД) и др.), в МВД РФ, ФСКН РФ, ФСИН РФ, ФССП РФ и в других. Несмотря на то, что в перечисленных государственных органах пока не приняты нормативные акты, подобные упомянутому Положению об общественном помощнике следователя, реально практика использования добровольного труда студентов-юристов распространена практически во всех регионах.
Исходя из изложенного, пользуясь высоким авторитетом и широкой аудиторией сайта Международной Ассоциации содействия правосудию, тем, что сайт регулярно посещает большое количество наших единомышленников – криминалистов и процессуалистов (практиков, ученых, преподавателей) авторский коллектив обращается с предложением о совместной работе к коллегам по всем наукам (учебным дисциплинам) криминального цикла.
Как уже отмечалось выше, пособие «Руководство для следователя и его помощника, практиканта» издано не только «на бумаге», но и в электронном виде в СПС «Консультант Плюс». Электронные приложения к пособию размещены в Интернете в свободном доступе[14]. Каждый из уважаемых коллег может легко получить все материалы в электронном виде и взять их за основу собственного, регионального издания Руководства. Предлагаем заинтересовавшимся связаться с нами, например, по электронной почте[15], информировать о своих намерениях, и мы окажем помощь и поддержку в разработке регионального издания. А оно может быть создано путем доработки (переработки), дополнения, как материалов указанного пособия, так и электронных приложений к нему.
Таким образом, есть все основания полагать, что криминалистическое обеспечение деятельности общественных помощников (следователей, других участников процесса) и практикантов может и должно стать одним из важных прикладных направлений дальнейшего развития криминалистики как науки и учебной дисциплины. Благодаря развитию данного направления, прежде всего, его региональной составляющей, можно в каждом регионе, вузе, добиться существенного повышения уровня прикладных знаний и навыков студентов, усиления конкурентных преимуществ выпускников вуза на рынке труда и, как следствие, повышения авторитета образовательного учреждения. И что не менее важно, следственные (иные правоохранительные) органы будут постоянно и в нужном количестве получать квалифицированных помощников, заинтересованных в результативности своей работы. При решении вопроса о назначении на вакантную должность работодатель будет выбирать не «в слепую», как это часто бывает, а из числа лучших, проверенных в работе молодых людей и девушек, уже полностью готовых к профессиональной деятельности в условиях конкретного региона.
[1] См., например: Подготовка научно-педагогических кадров в области юриспруденции (Редакционный материал) // Юридическое образование и наука. 2010. № 1. С. 2.
[2] Дошло до того, что впервые в российской истории глава государства своим Указом предложил юридическому сообществу обратить внимание на необходимость «…увеличения объема практической части основной образовательной программы высшего профессионального образования…» (п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 26.05.2009 № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» // Российская газета. - 2009. – 29 мая. - № 97 (4921) – С. 13).
[3] Как известно, с 15.01.2011 это должность называется: «Председатель Следственного комитета Российской Федерации». (п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации").
[4] Далее – «Положение» или «Положение об общественном помощнике следователя».
[5] Утверждено Приказом Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.12.2002 № 61 // СПС «Консультант Плюс».
[6] Однако мы не видим препятствий к тому, чтобы привлекать студентов-практикантов к участию в следственных действиях в качестве специалистов. Это не противоречит закону, в частности, требованиям ч. 1 ст. 58 УПК РФ. Подробнее об этом: Руководство для следователя и его помощника, практиканта: учебно-практическое пособие / коллектив авторов. – М.: Изд-во «Юрлитинформ».- 2010. – С. 37.
[7] Р. С. Белкин ссылается на следующие работы: Расследование уголовных дел. Киев, 1966, С. 307; Коврига З. Ф. Дознание в органах милиции. Воронеж, 1964, С. 51.
[8] Белкин, Р.С. Курс криминалистики: учеб. пособие для вузов. – Изд. 3-е, доп. / Р.С. Белкин. – М.: ЮНИТА-ДАНА, Закон и право, 2001. - С.411. Есть и другие фундаментальные научные работы, раскрывающие общие принципы использования помощи общественности в расследовании. См., например: Зуйков Г. Г. Понятие, сущность и общие положения методики расследования отдельных видов преступлений. — В кн.: Криминалистика. М., ВШ МВД СССР, 1970, т. 2. - С. 241-252, и др.
[9] Пособие было издано и переиздано уже четырежды: в 2009 году - в г. Иркутск (изд-во САПЭУ), в том же году – в Украине (Изд-во «Харьков юридический»), в 2010 году - в г. Москва (Изд-во «Юрлитинформ»), в 2011 году - в СПС «Консультант Плюс»). В подготовке данного пособия приняли участие и авторы данной статьи.
[10] Часто допускается копирование номеров статей закона и фраз, основанных на устаревших редакциях УПК РФ; из исходного документа забывают убирать старые данные о времени и месте событий и даже фамилии обвиняемых, то есть допускаются хоть и формальные, но грубые нарушения закона.
[11] Работники правоохранительных органов, общественные помощники, преподаватели и студенты вузов, кто пожелает использовать весь объем электронных приложений, могут обратиться на сайт labatr.bsu.ru, где есть ссылка «Электронные приложения к Руководству для следователя и его помощника, практиканта».
[12] Из рецензии директора Института повышения квалификации Следственного комитета РФ, генерал-майора юстиции, к.ю.н., доцента А. М. Багмета. С этой и другими рецензиями можно ознакомиться на сайте labatr.bsu.ru.
[13] Из рецензий старшего прокурора-криминалиста Главного управления криминалистики Следственного комитета РФ, полковника юстиции, д.ю.н., профессора В. И. Елинского и руководителей Следственных управлений Следственного комитета РФ: по Карачаево-Черкесской Республике – генерал-майора юстиции В. А. Наумова, и по Республике Бурятия – генерал-майора юстиции В. В. Сухорукова.
[14] Многие из размещенных там электронных документов, в связи с изменениями в законодательстве и по другим объективным причинам, быстро устаревают. Один автор (составитель) или даже авторский коллектив, физически не способен постоянно вносить соответствующие изменения и дополнения. Это лишний довод в пользу необходимости постоянной переработки и пополнения базы данных многими составителями (коллективами авторов), причем, прежде всего, на региональном уровне.
[15] По адресу: garmaeff@yandex.ru Этот и другие адреса имеются в электронных приложениях на указанном сайте.
- войдите для комментирования
|