Архипов А.А. Уголовная ответственность за преступления, связанные с фальсификацией номерных регистрационно-учетных параметров транспортных средств. Автореф. .. дисс. канд. юрид. наук. Тюмень, 2011.
На правах рукописи
Архипов Александр Александрович
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ФАЛЬСИФИКАЦИЕЙ НОМЕРНЫХ РЕГИСТРАЦИОННО-УЧЕТНЫХ ПАРАМЕТРОВ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Специальность: 12.00.08 - уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Тюмень 2011
Диссертация выполнена на кафедре уголовного права Тюменского юридического института МВД России
Научный руководитель: доктор юридических наук, доцент
Шарапов Роман Дмитриевич
Официальные оппоненты: Заслуженный юрист Российской Федерации
доктор юридических наук, профессор Сабитов Рашид Акремович
кандидат юридических наук, доцент
Хабаров Александр Владимирович
Ведущая организация: Омская академия МВД России
Защита диссертации состоится 20 мая 2011 года в 12:00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 203.034.01 при Тюменском юридическом институте МВД РФ по адресу: 625049, г. Тюмень, ул. Амурская, 75, зал заседаний Ученого совета.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Тюменского юридического института МВД РФ.
Автореферат разослан «____» __________ 2011 года.
Ученый секретарь
диссертационного совета
доктор юридических наук, доцент Р. Д. Шарапов
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Концепция государственной транспортной политики Российской Федерации провозглашает, что транспорт есть важнейшая составная часть производственной инфраструктуры страны. Его устойчивое и эффективное функционирование является необходимым условием стабилизации, подъема и структурной перестройки экономики, обеспечения целостности, национальной безопасности и обороноспособности государства, улучшения условий и уровня жизни населения. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать продуманную государственную транспортную политику, учитывающую особенности транспорта и его роль в протекании экономических и социальных процессов .
Не последнюю роль в арсенале средств государственной транспортной политики играет уголовно-правовая политика, призванная обеспечить правовую основу для адекватного противостояния наиболее опасным угрозам для транспортной безопасности, исходящим от противоправного поведения человека. Комплекс уголовно-правовых норм, обеспечивающих охрану транспортной безопасности не исчерпывается нормами главы 27 УК РФ (Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта). Отдельное место в нем занимает предусмотренный ст. 326 уголовно-правовой запрет посягательств, связанных с фальсификацией идентификационной маркировки и регистрационных знаков транспортных средств, значение которого нельзя недооценивать.
Введение нормы, предусмотренной ст. 326 УК РФ, является оправданным шагом законодателя как с позиции социальной обусловленности уголовно-правового запрета, направленного на охрану установленного порядка управления в сфере государственного учета, регистрации и идентификации транспортных средств и, в конечном итоге, обеспечение транспортной безопасности, мобилизационной готовности и обороноспособности государства, налоговой политики в сфере транспорта, так и с позиции криминологической обоснованности. В реальности рассматриваемое преступление представляет собой один из способов легализации транспортных средств, добытых преступным путем. Поэтому уголовное наказание за такого рода посягательство является адекватной мерой в борьбе с криминальным рынком транспортных средств – сферой интересов организованных групп и преступных сообществ как внутри страны, так и транснациональной организованной преступности.
По данным судебной статистики ежегодно в России по ст. 326 УК РФ осуждается в среднем около 270 человек . Значительно большим количеством характеризуется милицейская статистика регистрируемых преступлений данного вида, в том числе региональная. Так, в 2005 г. органами внутренних дел по Тюменской области было зарегистрировано 117 случаев совершения преступления, предусмотренного ст. 326 УК РФ, в 2006 г. – 141, в 2007 г. – 141, в 2008 г. – 139, в 2009 г. – 99, в 2010 г. – 54 . В целом общероссийская статистика регистрации преступных действий по ст. 326 УК РФ имеет устойчивую тенденцию к росту: за десятилетие с 1997 г. регистрация увеличилась более чем в 20 раз (в 1997 г. – 571, в 2001г. – 2310, в 2006 г. – 12000).
Введение в действие ст. 326 УК РФ с 1 января 1997 г. произошло в условиях практически полного отсутствия специальных исследований данной уголовно-правовой новеллы. А за истекший период действия нормы она, к сожалению, так и не стала предметом отдельного и вдумчивого правового анализа. Техника законодательного описания соответствующего состава преступления, в особенности его предмета, далека от совершенства. Диспозиция носит ярко выраженный бланкетный характер. Поэтому правильное применение уголовного закона в этой части невозможно без обращения к соответствующим нормам транспортного и административного законодательства, регулирующих порядок регистрации, учета и идентификации транспортных средств. Отмеченные обстоятельства порождают множество проблемных вопросов, с которыми сталкиваются правоприменители в процессе уголовно-правовой оценки преступных деяний, связанных с фальсификацией номерных регистрационно-учетных параметров транспортных средств (оценка предмета преступления, уголовно-правовая характеристика действий, образующих состав преступления по ст. 326 УК РФ, их отличие от смежных преступлений и правомерного поведения, разграничение уголовной и административной юрисдикции и пр.).
Важность темы исследования объясняется отмеченными трудностями, связанными с пониманием и применением уголовно-правовых норм об ответственности за преступные деяния, связанные с фальсификацией номерных регистрационно-учетных параметров транспортных средств. Это диктует необходимость детального исследования соответствующего преступления и его состава, а также последующую выработку предложений по совершенствованию в этой части уголовного законодательства и практики его применения.
Степень разработанности темы исследования. В отечественном уголовном праве проблеме уголовной ответственности за подделку или уничтожение идентификационного номера транспортного средства (ст. 326 УК РФ) уделяли внимание Агаев Г.А., Аббасов Ф.Н., Ветров Н.И., Горелик А.С., Журавлев М.П., Комиссаров В.С., Красиков Ю.А., Лебедев А.С., Максимов С.В., Морозов В.И., Скутин С.Л., Суворов А.С., Сумачев А.В., Незнамова З.А., Никифоров А.С., Галахова А.В., Хабаров А.В., Юрченко И.А. и др.
Значительный интерес и важность при исследовании уголовно-правовой характеристики преступлений, связанных с фальсификацией номерных регистрационно-учетных параметров транспортных средств, представляют работы ученых, занимавшихся проблемами уголовной ответственности за подлог официальных документов, сбыт и использование поддельных документов (Букалерова Л.А., Владимиров В.А., Ляпунов Ю.И., Волженкин Б.В., Кругликов Л.Л., Спиридонова О.Е., Поленов Г.Ф., Сабитов Р.А., Сабитова Е.Ю., Гричанин И.Г., Щиголев Ю.В., Постников В.С., Саруханян А.Р. и др.).
Следует констатировать, что в науке уголовного права вопросы ответственности за преступления, связанные с фальсификацией регистрационно-учетных параметров транспортных средств, обычно затрагиваются в работах, посвященных комплексному анализу преступлений против порядка управления. Несмотря на значительный массив и всю научную ценность трудов вышеупомянутых авторов‚ в характеристике состава преступления, предусмотренного ст. 326 УК РФ, преобладает подход, оставляющий без внимания множество тонких и актуальных вопросов применения данной нормы, давно назревших на практике. Специальный анализ и детальная разработка проблем квалификации и законодательной регламентации преступных деяний, связанных с фальсификацией регистрационно-учетных параметров транспортных средств, не проводились. Сказанное свидетельствует‚ что обозначенная тема недостаточно разработана в отечественной уголовно-правовой науке.
Цели и задачи исследования. Целями диссертационного исследования являются разработка уголовно-правовой характеристики и теоретических основ квалификации преступлений, связанных с фальсификацией номерных регистрационно-учетных параметров транспортных средств, разработка предложений по совершенствованию уголовного законодательства и практики его применения в части уголовной ответственности за данные преступления.
В соответствии с поставленными целями были определены следующие задачи:
– раскрыть социально-экономическое и юридическое значение института государственной регистрации, учета и идентификации транспортных средств;
– провести анализ социальной обусловленности уголовной ответственности за преступления, связанные с фальсификацией номерных регистрационно-учетных параметров транспортных средств, на основе принципов криминализации;
– дать уголовно-правовую характеристику преступных действий, связанных с фальсификацией номерных регистрационно-учетных параметров транспортных средств, предусмотренных ст. 326 УК РФ;
– произвести юридико-догматический анализ терминологии, используемой в бланкетной диспозиции ст. 326 УК РФ, с учетом административного и транспортного законодательства;
– выявить проблемы квалификации преступлений, связанных с фальсификацией номерных регистрационно-учетных параметров транспортных средств, и сформулировать предложения по их разрешению;
– установить несовершенство в криминализации и дифференциации уголовной ответственности за преступления, связанные с фальсификацией номерных регистрационно-учетных параметров транспортных средств.
Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования выступают отношения, обеспечивающие уголовно-правовую охрану порядка управления в сфере государственного учета, регистрации и идентификации транспортных средств.
Предметом диссертационного исследования являются преступления, связанные с фальсификацией номерных регистрационно-учетных параметров транспортных средств‚ уголовное и связанное с ним позитивное законодательство об ответственности за данные преступления, практика его применения.
Методология и методика исследования. Методологической основой диссертационного исследования послужили основополагающие законы и категории материалистической диалектики и теории познания‚ общенаучный диалектический метод изучения социальных явлений.
В диссертации реализован системный подход к исследованию уголовной ответственности за преступления, связанные с фальсификацией номерных регистрационно-учетных параметров транспортных средств, в связи с чем особое значение имели методы анализа и синтеза‚ индукции и дедукции. Использовались методы: статистический‚ сравнительно-правовой‚ конкретно-социологический, методы экстраполяции и юридического толкования норм права.
Теоретическая и нормативная основа, эмпирическая база исследования. Теоретической основой исследования послужили научные труды в области уголовного права‚ криминологии‚ криминалистики и судебной экспертизы, оперативно-розыскной деятельности, административного и транспортного права. Отдельные выводы и положения диссертации основаны на данных машиноведения.
В работе над диссертацией автор опирался на Конституцию РФ‚ международные правовые акты‚ Уголовный кодекс РФ‚ законодательные и иные нормативные акты в сфере административного‚ транспортного и других отраслей права‚ постановления Конституционного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ. Использовалось ранее действовавшее отечественное уголовное законодательство‚ уголовное законодательство отдельных зарубежных стран.
Эмпирическую базу исследования составляют:
– данные‚ полученные в результате анализа и обобщения обвинительных заключений, приговоров и постановлений органов предварительного расследования и судов Красноярского края, Тюменской, Омской, Свердловской и Калужской областей по 87 уголовным делам о преступлении, предусмотренном ст. 326 УК РФ;
– материалы 112 заключений ГИБДД при ГУВД по Тюменской области о признании регистрации автомобилей недействительными, а также справки экспертных исследований по ним;
– данные‚ полученные в результате анкетного опроса 63 сотрудников органов дознания и ГИБДД;
– официально опубликованная практика Верховного Суда России;
– статистическая отчетность МВД РФ и судов;
– данные‚ полученные в результате контент-анализа средств массовой информации (прессы, сети Интернет).
В диссертации использован практический опыт автора в качестве специалиста и эксперта по соответствующей категории уголовных дел, а также задействованы эмпирические данные, полученные в результате криминологических и уголовно-правовых исследований, проводимых другими учеными.
Научная новизна исследования. Разработаны ранее не имевшая место в теории отечественного уголовного права комплексная уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с фальсификацией номерных регистрационно-учетных параметров транспортных средств, теоретические основы квалификации данных преступлений, упорядочен понятийный аппарат применительно к диспозиции ст. 326 УК РФ. На этой основе‚ а также с учетом новейшего административного и транспортного законодательства предложено решение ряда проблем законодательной регламентации, дифференциации ответственности и уголовно-правовой оценки преступлений, связанных с фальсификацией номерных регистрационно-учетных параметров транспортных средств.
Основные положения‚ выносимые на защиту:
1. К преступлениям, связанным с фальсификацией номерных регистрационно-учетных параметров транспортных средств, относятся:
– преступление, предусмотренное ст. 326 УК РФ;
– умышленное уничтожение или повреждение государственного регистрационного знака транспортного средства, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 1 ст. 325 УК РФ);
– использование заведомо поддельного государственного регистрационного знака транспортного средства при отсутствии цели совершения преступления либо облегчения его совершения или сокрытия (ч. 3 ст. 327 УК РФ);
– преступления, конструктивным способом которых является обман, в том числе в виде использования заведомо поддельного или подложного государственного регистрационного знака транспортного средства (мошенничество, причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, контрабанда).
2. Установление уголовной ответственности за преступления, связанные с фальсификацией номерных регистрационно-учетных параметров транспортных средств, является социально обусловленной мерой, основанной на социальных принципах криминализации (общественной опасности деяния, его относительной распространенности, соразмерности положительных и отрицательных последствий криминализации, уголовно-политической адекватности криминализации).
Общественная опасность преступлений, связанных с фальсификацией номерных регистрационно-учетных параметров транспортных средств, состоит из ряда негативных последствий:
– данные действия блокируют или существенно затрудняют процедуру государственной регистрации, учета и идентификации транспортных средств и как следствие ведут к срыву выполнения других государственных задач (снижают уровень транспортной безопасности, мобилизационной готовности и обороноспособности государства, подрывают налоговую политику в сфере транспорта);
– подделка и уничтожение идентификационной маркировки на транспортных средствах, сбыт таких транспортных средств или агрегатов приводят к существенным убыткам для их добросовестных приобретателей, которые лишаются возможности своевременной регистрации вновь приобретенного транспорта и, как следствие, права его эксплуатации;
– преступление, предусмотренное ст. 326 УК РФ, будучи одним из способов легализации автомобилей и иных видов транспорта, добытых преступным путем, способствует функционированию в России «черного рынка» транспортных средств.
3. Уголовно-правовая норма, предусмотренная ст. 326 УК РФ, относится к разряду норм с двойной превенцией. Норма позволяет с помощью наказания за преступные действия, связанные с фальсификацией номерных регистрационно-учетных параметров транспортных средств (основной превентивный эффект), оказывать предупредительное воздействие на другие, в том числе более тяжкие виды преступности: хищения и угоны транспортных средств, легализацию, приобретение или сбыт имущества, добытого преступным путем, контрабанду, подделку документов и другие (дополнительный превентивный эффект).
4. Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 326 УК РФ, являются общественные отношения, составляющие установленный порядок управления в сфере государственного учета, регистрации и идентификации транспортных средств.
Предметом преступных действий, предусмотренных ст. 326 УК РФ, являются номерные регистрационно-учетные параметры (данные) транспортного средства, а именно: 1) регистрационно-учетные номера транспортного средства, которыми маркируются основные конструктивные технические узлы (агрегаты) транспортного средства либо обозначается транспортное средство в целом, и которые выступают средством регистрации, учета и идентификации транспорта (идентификационный номер транспортного средства, номера кузова, шасси, двигателя, государственный регистрационный знак); 2) номерные агрегаты транспортного средства – кузов, шасси или двигатель с поддельным номером, а также в целом транспортное средство с поддельными идентификационным номером, номером кузова, шасси или двигателя, либо государственным регистрационным знаком.
5. Теоретические основы квалификации преступлений, связанных с фальсификацией номерных регистрационно-учетных параметров транспортных средств, опираются на уголовно-правовую характеристику состава преступления, предусмотренного ст. 326 УК РФ:
– подделкой регистрационно-учетного номера транспортного средства следует считать умышленные действия, состоящие в противоправном изготовлении или изменении любым способом юридически значимых данных идентификационной маркировки или государственного регистрационного знака транспортного средства, направленные на достижение сходства подделки с подлинником по форме, размеру, цвету и другим основным реквизитам, и совершенные в целях отчуждения транспортного средства другому лицу либо использования его свойств для перемещения грузов или людей;
– под уничтожением регистрационно-учетного номера транспортного средства следует понимать умышленные действия, состоящие в противоправной полной или частичной ликвидации любым способом юридически значимых данных идентификационной маркировки транспортного средства или его агрегата, в результате чего маркировка оказывается непригодной для идентификации, в целях отчуждения транспортного средства другому лицу либо использования его свойств для перемещения грузов или людей;
– под использованием заведомо поддельного или подложного государственного регистрационного знака следует понимать умышленные действия в форме предъявления знака (установка знака на транспортном средстве под видом подлинного в условиях эксплуатации транспортного средства или иных условиях, обеспечивающих обзор транспортного средства посторонними лицами) или его представления (передача знака под видом подлинного в ведение уполномоченного государственного органа или иного юридического или физического лица), совершенные с целью устранения действительных или возможных препятствий к совершению другого преступления либо с целью избежания задержания за совершенное преступление или недопущения обнаружения следов совершения преступления;
– под сбытом транспортного средства или его агрегата (кузова, шасси или двигателя) с поддельным идентификационным номером или государственным регистрационным знаком следует понимать умышленные действия, состоящие в безвозвратном отчуждении любым способом указанного транспортного средства или его агрегата другому лицу вне связи с проведением оперативно-розыскного мероприятия.
6. Теоретические основы разграничения уголовной и административной юрисдикции (ст. 11.27, 12.1, 12.2, 12.31 КоАП РФ) при квалификации посягательств, связанных с фальсификацией номерных регистрационно-учетных параметров транспортных средств, заключаются в том, что: 1) разграничение преступлений и административных правонарушений следует осуществлять на основе тщательного анализа составов обоих посягательств с применением всех известных приемов толкования норм права; 2) коллизия между уголовно-правовой и административно-правовой нормами должна преодолеваться по общему правилу разрешения конкуренции общей и специальной нормы, последняя может быть как уголовно-правовой, так и административно-правовой; 3) в случае, когда определить, какая из конкурирующих норм является общей, а какая специальной невозможно, применению подлежит административно-правовая норма.
7. Предлагается усовершенствовать законодательную регламентацию и дифференциацию уголовной ответственности за преступление, предусмотренное ст. 326 УК РФ, по следующему образцу:
Статья 326. Уничтожение, повреждение или подделка регистрационно-учетного номера транспортного средства.
1. Уничтожение или повреждение регистрационно-учетного номера транспортного средства в целях эксплуатации или сбыта транспортного средства или номерного агрегата транспортного средства, –
наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
2. Подделка регистрационно-учетного номера транспортного средства в тех же целях, –
наказывается обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
3. Деяния, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, –
наказывается исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
Примечание. Под регистрационно-учетным номером транспортного средства в статьях 326 и 3261 настоящего Кодекса понимается используемый для государственной регистрации и учета транспортного средства маркированный идентификационный номер транспортного средства, в том числе серийный (заводской) номер воздушного или водного судна, модель и номер двигателя, номер кузова, кабины, коляски или прицепа, номер шасси или рамы, государственный регистрационный знак механического транспортного средства, в том числе прицепа или полуприцепа к нему, государственный, регистрационный или учетный опознавательные знаки воздушного судна, а также иной регистрационно-учетный номер, маркированный на механическом транспортном средстве, судне воздушного или водного транспорта, железнодорожном подвижном составе.
Статья 3261. Обманное использование государственного регистрационного знака или сбыт транспортного средства (агрегата) с поддельным регистрационно-учетным номером.
1. Обманное использование государственного регистрационного знака транспортного средства с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, либо сбыт транспортного средства или его агрегата с заведомо поддельным регистрационно-учетным номером, –
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, –
наказывается исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
8. В числе предложений по совершенствованию практики уголовно-правовой оценки преступлений, связанных с фальсификацией номерных регистрационно-учетных параметров транспортных средств, наиболее значимыми являются следующие:
– под транспортным средством с поддельными идентификационным номером, номером кузова, шасси или двигателя, либо государственным регистрационным знаком по смыслу ст. 326 УК РФ следует понимать любой вид транспортного средства (автомототранспорт, воздушный, водный, железнодорожный транспорт), подлежащий государственной регистрации и регистрационно-учетные номера которого фальсифицированы;
– государственный регистрационный знак автомототранспортного средства соответствует признакам официального документа, как предмета преступления;
– с учетом действующего административно-правового регулирования института государственной регистрации, учета и идентификации транспортных средств предметом преступления по ст. 326 УК РФ в том числе следует признавать государственный регистрационный знак иностранного государства, установленный на автомототранспортном средстве, временно находящемся на территории РФ, регистрационный знак «ТРАНЗИТ», вторично подделанный регистрационно-учетный номер транспортного средства;
– преступлением по ст. 326 УК РФ следует признавать подделку или уничтожение регистрационно-учетного номера транспортного средства, его агрегата в целях их использования для участия в спортивных состязаниях (ралли, кольцевые гонки и т.п.), для занятий охотой, рыболовством и других мероприятий, связанных с передвижением транспортного средства вне дорог общего пользования, либо в целях использования номерных агрегатов для кустарного изготовления транспортных средств (сельских минитракторов, вездеходов, иных самоходных машин), которые лицо не намеревалось официально сертифицировать и регистрировать;
– подделка или уничтожение номера кузова, шасси или двигателя, в случае, если данные номерные агрегаты транспортного средства являются высвободившимися, образует состав преступления по ст. 326 УК РФ, если лицо преследовало цель их эксплуатации по назначению в составе элементов конструкции транспортного средства;
– поддельным государственным регистрационным знаком транспортного средства следует считать знак, который является результатом преступной подделки; подложным государственным регистрационным знаком транспортного средства следует считать подлинный регистрационный знак, однако выданный на другое транспортное средство;
– ст. 326 и ст. 327 УК РФ находятся в отношении конкуренции общей и специальной нормы, специальной является уголовно-правовая норма предусмотренная ст. 326 УК РФ.
Теоретическая значимость исследования. Диссертация‚ являясь системным уголовно-правовым исследованием преступлений, связанных с фальсификацией номерных регистрационно-учетных параметров транспортных средств‚ систематизирует уже имеющиеся знания по данной проблеме, значительно углубляет и расширяет их‚ обозначает проблемы и развивает направления для дальнейших научных разработок в области охраны порядка управления в сфере государственного учета, регистрации и идентификации транспортных средств.
В теории уголовного права выводы и положения диссертации могут быть использованы в исследованиях бланкетных уголовно-правовых норм, составов преступлений против официального информационного оборота‚ понятия подлога, в научно-практических комментариях действующего законодательства.
Практическая значимость исследования. Положения и рекомендации‚ содержащиеся в диссертации‚ представляют пользу для практической деятельности работников правоохранительных органов по квалификации преступлений, связанных с фальсификацией номерных регистрационно-учетных параметров транспортных средств.
Сделанные автором выводы и предложения по совершенствованию уголовного законодательства и правоприменительной практики могут быть учтены в законопроектной работе‚ а также при подготовке разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Материалы диссертации могут использоваться в учебном процессе по дисциплинам «Уголовное право» и «Криминология», а также в системе повышения квалификации следователей, дознавателей и судей.
Апробация результатов исследования. Выводы и положения диссертационного исследования излагались автором на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях: «Научные исследования высшей школы» (Тюменский юридический институт МВД РФ, 10 февраля 2009 г.), «Проблемы защиты прав человека в российском судопроизводстве» (Тюменский государственный университет, 6-7 февраля 2009 г.), «Преступность в СНГ: проблемы предупреждения и раскрытия преступлений» (Воронежский юридический институт МВД РФ, 21-22 мая 2009 г.), «Актуальные проблемы уголовного и уголовно-исполнительного права» (Кузбасский институт ФСИН России май 2009 г.); «Проблемы юридической науки и практики: взгляд молодых исследователей» (Тюменский юридический институт МВД РФ, 5 июня 2009 г.); «Совершенствование деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в современных условиях» (Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права, 29 октября 2009 г.) и др.
Результаты исследования внедрены в практическую деятельность Управления ГИБДД при ГУВД по Тюменской области, Следственного управления при УВД по г. Тюмени.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения‚ трех глав‚ включающих 9 параграфов, заключения‚ списка использованной литературы и приложений.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертации‚ показана степень ее разработанности, определяются цели‚ задачи‚ объект‚ предмет‚ методология и методика, теоретическая основа и эмпирическая база исследования‚ его научная новизна‚ теоретическая и практическая значимость‚ формулируются основные положения‚ выносимые на защиту‚ приводятся сведения об апробации результатов исследования.
Первая глава – «Генезис уголовной ответственности за преступления, связанные с фальсификацией номерных регистрационно-учетных параметров транспортных средств» – состоит из двух параграфов.
В первом параграфе – «Понятие и значение государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации» – раскрывается понятие государственной регистрации транспортных средств, которая представляет собой процедуру в виде постановки на государственный учет транспортных средств и их основных агрегатов при помощи фиксации идентификационных параметров транспортных средств (регистрационных данных) и выдачи их владельцам регистрационных документов, а также специальных регистрационных знаков для установки на транспортном средстве.
На основе анализа административного и налогового законодательства автор констатирует, что институт государственной регистрации, учета и идентификации транспортных средств призван обеспечивать достижение целого ряда социально значимых целей в области обеспечения транспортной безопасности, мобилизационной и налоговой политики государства. В частности, регистрация транспортных средств, осуществляемая подразделениями Госавтоинспекции, имеет целью обеспечение их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, связанными с использованием транспортных средств, исполнения законодательства о военно-транспортной обязанности и налогового законодательства .
При этом процедура государственной регистрации, учета и идентификации транспорта становится возможной благодаря наличию на транспортных средствах индивидуально определенных идентификационных данных (маркировки, знаков), присваиваемых каждой единице транспортного средства заводом-изготовителем или органом государственной регистрации, которые, как правило, не повторяются, и приобретают, таким образом, значение регистрационно-учетных параметров транспортного средства.
Во втором параграфе – «Социальная обусловленность уголовной ответственности за преступления, связанные с фальсификацией номерных регистрационно-учетных параметров транспортных средств» – анализируются основания криминализации преступлений, связанных с фальсификацией номерных регистрационно-учетных параметров транспортных средств. Автор приходит к выводу, что установление уголовной ответственности за преступления, связанные с фальсификацией номерных регистрационно-учетных параметров транспортных средств, является социально обусловленной мерой, основанной на социальных принципах криминализации, в том числе общественной опасности этих посягательств (см. положение, выносимое на защиту, № 2).
Криминализация соответствующих посягательств соответствует принципу учета возможностей системы уголовной юстиции в противодействии криминализируемому деянию. Запрещенные ст. 326 УК РФ посягательства, по данным официальной статистики, не относятся к преступлениям, наиболее часто совершаемым. Статистика свидетельствует, что наибольшее количество соответствующих преступлений выявляется органами ГИБДД МВД РФ в процессе осуществления процедуры государственной регистрации транспортных средств. А проведение предварительного расследования в форме дознания с точки зрения кадрового и ресурсного обеспечения расследования данной категории уголовных дел является достаточной уголовно-процессуальной формой в борьбе с соответствующим сегментом преступности.
При оценке положительных последствий криминализации деяний, связанных с фальсификацией номерных регистрационно-учетных параметров транспортных средств, следует учитывать, что соответствующая уголовно-правовая норма относится к разряду норм с так называемой двойной превенцией (см. положение, выносимое на защиту, № 3). Преступление, предусмотренное ст. 326 УК РФ, по существу отражает один из способов легализации транспортных средств, добытых преступным путем. Уголовная наказуемость последующих действий с похищенным транспортом (подделка или уничтожение идентификационных номеров, сбыт транспорта с поддельной маркировкой и т.д.), оказывая основное предупредительное воздействие на криминальный рынок транспортных средств, усиливает бремя возможной уголовной ответственности похитителей транспорта, повышает для них риск разоблачения и привлечения к уголовной ответственности. Кроме того, правоприменительная практика по ст. 326 УК РФ, связанная с комплексом проводимых оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных мероприятий, объективно способствует выявлению и раскрытию других связанных с соответствующим посягательством преступлений.
Существенное расхождение между количеством возбужденных уголовных дел по ст. 326 УК РФ и количеством осужденных за данное преступление объясняется низким процентом раскрываемости преступных действий, связанных с фальсификацией номерных регистрационно-учетных параметров транспортных средств.
Вторая глава – «Уголовно-правовая характеристика преступных действий, связанных с фальсификацией номерных регистрационно-учетных параметров транспортного средства (ст. 326 УК РФ)» – состоит из пяти параграфов.
В первом параграфе – «Объект и предмет преступных действий, связанных с фальсификацией номерных регистрационно-учетных параметров транспортного средства» – автор, рассматривая имеющиеся в теории позиции относительно непосредственного объекта преступления, предусмотренного ст. 326 УК РФ, приходит к выводу, что таковым являются общественные отношения, составляющие установленный порядок управления в сфере государственного учета, регистрации и идентификации транспортных средств. Диссертант критически оценивает точку зрения, согласно которой факультативным объектом этого преступления выступает собственность.
Предметом преступных действий, предусмотренных ст. 326 УК РФ, являются номерные регистрационно-учетные параметры (данные) транспортного средства: регистрационно-учетные номера и номерные агрегаты транспортного средства (см. положение, выносимое на защиту, № 4). При этом предметом преступления являются только такие регистрационно-учетные номера, которые выполнены в виде обозначения (маркировки) на самом транспортном средстве, его узлах и агрегатах. На основе обращения к соответствующим нормам транспортного и административного законодательства, регулирующим порядок регистрации, учета и идентификации транспортных средств, дается уголовно-правовая характеристика каждого регистрационно-учетного параметра, выступающего предметом преступления, формулируются рекомендации по совершенствованию практики уголовно-правовой оценки данного признака состава преступления (см. положение, выносимое на защиту, № 8).
В диспозиции ст. 326 УК РФ регистрационно-учетный параметр двигателя, как предмет преступления, ограничен одним лишь его номером. Имеющийся пробел нуждается в восполнении путем указания на модель двигателя как один из регистрационно-учетных параметров транспортного средства.
Затрагивая вопрос о том, какие виды транспортных технических устройств охватываются понятием транспортного средства, указанным в ст. 326 УК РФ, автор приходит к выводу, что таким транспортным средством следует признавать любой вид транспортного средства (автомототранспорт, в том числе прицеп, воздушный, водный, железнодорожный транспорт), подлежащий государственной регистрации и регистрационно-учетные номера которого фальсифицированы.
В завершение формулируется предложение о том, что ст. 326 УК РФ необходимо дополнить примечанием, предусматривающим дефинитивную норму, в которой разъяснялось бы понятие регистрационно-учетного номера транспортного средства, используемое для обозначения предмета преступления (см. положение, выносимое на защиту, № 7).
Второй параграф – «Уголовная ответственность за подделку или уничтожение регистрационно-учетных номеров транспортного средства» – посвящен уголовно-правовой характеристике основания ответственности за подделку или уничтожение идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя, а также подделку государственного регистрационного знака транспортного средства в целях эксплуатации или сбыта транспортного средства. Юридически значимые признаки подделки и уничтожения формулируются в определении данных преступных действий (см. положение, выносимое на защиту, № 5).
В частности, подделка номерных регистрационно-учетных параметров транспортного средства, квалифицируемая по ст. 326 УК РФ, будет иметь место в следующих случаях, которые можно условно именовать юридическими формами подделки:
– предварительное полное или частичное уничтожение имеющейся маркировки идентификационного номера, номера кузова, шасси или двигателя транспортного средства (фрезерованием, стачиванием и т.п.) с последующим полным или частичным воспроизведением новой поддельной маркировки номера любым механическим способом;
– полная или частичная перебивка имеющейся маркировки идентификационного номера, номера кузова, шасси или двигателя транспортного средства;
– незаконное изготовление государственного регистрационного знака, в том числе с подлинными данными;
– полная или частичная рихтовка с последующей выштамповкой подложных данных (цифровых кодов, серии, букв) на подлинном металлическом регистрационном знаке;
– перекрашивание или иное изменение регистрационных данных (цифровых кодов, серии, букв) на подлинном государственном регистрационном знаке.
Состав подделки идентификационной маркировки или государственного регистрационного знака транспортного средства следует считать оконченным с момента, когда получен конечный результат в виде готового к использованию фальсифицированного регистрационно-учетного номера транспортного средства, т.е. достигнуто существенное сходство подделки с оригиналом.
Уничтожение идентификационного номера, номера кузова, шасси или двигателя транспортного средства следует считать оконченным преступлением с момента полной или частичной ликвидации идентификационной маркировки, когда последняя оказывается полностью или частично непригодной для идентификации конкретного транспортного средства или его номерного агрегата.
Анализируются вопросы квалификации подделки и уничтожения регистрационно-учетного номера транспортного средства (сочетание данных деяний в одном преступном посягательстве, квалификация уничтожения государственного регистрационного знака, квалификация повреждения регистрационно-учетного номера транспортного средства, длящийся и продолжаемый характер подделки и уничтожения, квалификация вторичной подделки и пр.).
С субъективной стороны подделка и уничтожение регистрационно-учетного номера транспортного средства характеризуются виной в форме прямого умысла. По результатам анализа цели подделки и уничтожения предлагается соответствующий признак субъективной стороны изложить в следующем виде: «в целях эксплуатации или сбыта транспортного средства или номерного агрегата транспортного средства».
Третий параграф – «Уголовная ответственность за использование заведомо поддельного или подложного государственного регистрационного знака» – посвящен уголовно-правовой характеристике основания ответственности за использование заведомо поддельного или подложного государственного регистрационного знака в целях совершения преступления либо облегчения его совершения или сокрытия. Юридически значимые признаки преступного использования государственного регистрационного знака формулируются в определении (см. положение, выносимое на защиту, № 5). Использование заведомо поддельного или подложного государственного регистрационного знака возможно как форме предъявления знака, так в форме его представления.
На основе различия между поддельным и подложным государственным регистрационным знаком, а также того, что нормы, предусмотренные ст. 326 УК РФ и ч. 3 ст. 326 УК РФ, делается вывод о том, что в случае использования заведомо подложного государственного регистрационного знака транспортного средства при отсутствии цели совершения преступления либо облегчения его совершения или сокрытия исключается уголовная ответственность как по ст. 326, так и по ч. 3 ст. 327 УК РФ.
В целях унификации уголовно-правовой терминологии предлагается рассматриваемое преступное деяние изложить в УК РФ как «обманное использование государственного регистрационного знака транспортного средства».
Предметом преступного использования может выступать поддельный или подложный регистрационный знак иностранного государства, установленный на ввозимом в Российскую Федерацию транспортном средстве.
Анализируя субъективную сторону рассматриваемого посягательства, диссертант не обнаружил различий между «целью облегчения преступления» и «целью совершения преступления», о которых сказано в диспозиции ст. 326 УК РФ. Предлагается усовершенствованная редакция преступной цели обманного использования государственного регистрационного знака транспортного средства: «с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение».
Если использование заведомо поддельного или подложного государственного регистрационного знака выступает способом преступлений, объективная сторона которых предусматривает использование виновным обмана потерпевшего для достижения преступного результата, содеянное образует единое составное преступление, квалифицируемое по соответствующим статьям УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 326 УК РФ не требуется.
Четвертый параграф – «Уголовная ответственность за сбыт транспортного средства или его агрегатов с поддельными регистрационно-учетными номерами» – посвящен уголовно-правовой характеристике основания ответственности за сбыт транспортного средства с заведомо поддельным идентификационным номером, номером кузова, шасси, двигателя или с заведомо поддельным государственным регистрационным знаком либо сбыт кузова, шасси, двигателя с заведомо поддельным номером. На основе систематического толкования преступного сбыта (ст. 175, 222, 2281 УК РФ) юридически значимые признаки преступного сбыта транспортного средства или его агрегатов с поддельными регистрационно-учетными номерами формулируются в определении (см. положение, выносимое на защиту, № 5).
Преступный сбыт по ст. 326 УК РФ следует считать оконченным преступлением с момента фактического поступления транспортного средства или его агрегата в безвозвратное владение приобретателя, независимо от составления договора купли-продажи или дарения, справки-счет или иного документа, формально удостоверяющего переход права собственности на транспортное средство или его агрегат к иному лицу.
С субъективной стороны преступный сбыт по ст. 326 УК РФ предполагает осознание виновным того, что отчуждение им транспортного средства или его агрегата с поддельным регистрационно-учетным номером осуществляется для последующей их эксплуатации. В ситуации, когда такое транспортное средство или его агрегат передаются другому лицу для уничтожения (утилизации), состав сбыта по ст. 326 УК РФ, по мнению автора, исключается.
В пятом параграфе – «Квалифицирующие признаки состава преступления, предусмотренного ст. 326 УК РФ, и проблемы дифференциации ответственности за преступные действия, связанные с фальсификацией номерных регистрационно-учетных параметров транспортного средства» – дается уголовно-правовая характеристика квалифицирующих признаков, предусмотренных в ч. 2 ст. 326 УК РФ (совершение данного преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой). Особенностью здесь является то, что чаще всего в практике преступные деяния, ответственность за которые предусмотрена в ст. 326 УК РФ, совершаются группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, совершившими хищения автомототранспортных средств с последующей их реализацией в целом или по запчастям.
Существующая конструкция состава преступления, предусмотренного ст. 326 УК РФ, не реализует принцип дифференциации уголовной ответственности за преступные действия, связанные с фальсификацией номерных регистрационно-учетных параметров транспортного средства, которые, несмотря на их однородность, не являются юридически тождественными как по объективным, так и по субъективным признакам, различаются по степени общественной опасности.
Совершенствование регламентации уголовной ответственности за преступление, предусмотренное ст. 326 УК РФ, необходимо по двум направлениям.
Во-первых, использование заведомо поддельного или подложного государственного регистрационного знака транспортного средства в целях облегчить или скрыть совершение другого преступления, а также сбыт транспортного средства или его агрегата с поддельными регистрационно-учетными номерами заслуживают выделения в виде отдельного состава преступления. Общей их чертой является то, что фальсифицированные номерные регистрационно-учетные параметры транспортного средства вовлекаются в незаконный оборот, становятся предметом, как правило, обманных действий с ними (использования и сбыта). Специфика общественной опасности обманного использования государственного регистрационного знака и сбыта номерного регистрационно-учетного параметра транспортного средства характеризуется их направленностью преимущественно на причинение ущерба установленному порядку идентификации транспортных средств и их технических узлов, что наряду с порядком государственной регистрации и учета транспортных средств составляет одну из сторон непосредственного объекта преступления.
Однородная правовая природа подделки, уничтожения, а также повреждения идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя, подделки государственного регистрационного знака заключается в том, что указанные посягательства имеют своим содержанием непосредственную фальсификацию номерных регистрационно-учетных параметров транспортного средства. В силу этого их общественная опасность обусловлена направленностью на причинение ущерба прежде всего установленному порядку государственной регистрации и учета транспортных средств, составляющих основной блок отношений, образующих непосредственный объект рассматриваемого преступления.
Предлагаемая дифференциация уголовной ответственности за противоправные действия с фальсифицированными номерными регистрационно-учетными параметрами транспортного средства является криминологически обоснованной, так как отражает преступное разделение ролей (противоправное воздействие на регистрационно-учетный номер и противоправные действия с регистрационно-учетным номером), сложившееся в этом секторе криминальной деятельности.
Во-вторых, требуется дифференциация уголовной ответственности внутри вновь образованных самостоятельных составов преступлений. В частности, за подделку идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя или государственного регистрационного знака транспортного средства должна наступать более строгая ответственность нежели за их уничтожение или повреждение. Это обусловлено повышенной степенью общественной опасности подделки, ибо в результате такого посягательства многократно повышается риск необоснованной государственной регистрации транспортного средства, вследствие того, что подделку идентификационной маркировки значительно труднее обнаружить по сравнению с уничтожением или повреждением. Подделка идентификационной маркировки или государственного регистрационного знака транспортного средства обычно требует не только наличия у виновного специального технического оборудования и инструментов, но и особых навыков для занятия такой противоправной деятельностью. Поэтому, субъект, занимающийся подделкой регистрационно-учетных номеров транспортных средств, в большей мере может быть охарактеризован как профессиональный преступник.
Суммируя все выдвинутые предложения по совершенствованию законодательной регламентации и дифференциации уголовной ответственности за преступные действия, связанные с фальсификацией номерных регистрационно-учетных параметров транспортного средства, проектируются модели новых уголовно-правовых норм (см. положение, выносимое на защиту, № 7).
Третья глава – «Вопросы квалификации преступлений, связанных с фальсификацией номерных регистрационно-учетных параметров транспортных средств» – состоит из двух параграфов.
В первом параграфе – «Разграничение уголовной и административной юрисдикции при квалификации преступлений и других правонарушений, связанных с фальсификацией номерных регистрационно-учетных параметров транспортных средств» – определяются критерии разграничения составов административных правонарушений, предусмотренных ст. 11.27, 12.1, 12.2, 12.31 КоАП РФ, и находящихся с ними во взаимосвязи уголовно наказуемых подделки или уничтожения номерных регистрационно-учетных параметров транспортного средства, а также использования заведомо поддельного или подложного государственного регистрационного знака (см. положение, выносимое на защиту, № 6).
Грубая фальсификация государственного регистрационного знака транспортного средства в виде самовольного изготовления нестандартного знака сама по себе не влечет юридическую ответственность. Однако дальнейшее использование такого нестандартного знака на транспортном средстве содержит состав административного правонарушения (ч. 1 ст. 12.1 или ч. 1 ст. 12.2 КоАП РФ).
Не является уголовно наказуемой подделкой государственного регистрационного знака изменение его первичной окраски без изменения нанесенных на него регистрационных данных (букв и цифр). Управление автомототранспортным средством с установленными на нем подобного рода нестандартными знаками влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 12.1 или ч. 1 ст. 12.2 КоАП РФ.
Учитывая различие между «поддельным» и «подложным» государственным регистрационным знаком, использование заведомо поддельного государственного регистрационного знака ни при каких условиях не может образовывать состава административного правонарушения. В зависимости от цели действий виновного содеянное образует состав преступления, предусмотренного ст. 326 УК РФ (при наличии цели совершения преступления либо облегчения его совершения или сокрытия), либо (при наличии иных целей) является уголовно наказуемой разновидностью использования заведомо подложного документа (ч. 3 ст. 327 УК РФ).
В случае использования заведомо подложного государственного регистрационного знака транспортного средства при отсутствии цели совершения преступления либо облегчения его совершения или сокрытия содеянное образует состав административного правонарушения (ч. 3 или 4 ст. 12.2 КоАП РФ). Присутствие у виновного упомянутой цели автоматически характеризует посягательство как преступное по ст. 326 УК РФ.
Во втором параграфе – «Квалификация преступлений, связанных с фальсификацией номерных регистрационно-учетных параметров транспортных средств, в условиях совокупности с другими преступлениями и при конкуренции уголовно-правовых норм» – исследуется вопрос о соотношении уголовно-правовой нормы, предусмотренной ст. 326 УК РФ, с некоторыми другими нормами Особенной части УК РФ.
Если совершение подделки или уничтожения идентификационного номера, номера кузова, шасси или двигателя транспортного средства сопровождалось умышленным уничтожением или повреждением других узлов и агрегатов чужого транспортного средства, что повлекло причинение его владельцу значительного ущерба, содеянное помимо ст. 326 УК РФ должно квалифицироваться по совокупности со ст. 167 УК РФ. А при наличии признаков уничтожения или повреждения имущества по неосторожности – по совокупности со ст. 168 УК РФ.
Конкуренция ст. 326 и ч. 3 ст. 327 УК РФ в части использования заведомо поддельного или подложного государственного регистрационного знака носит частичный характер. Использование заведомо подложного государственного регистрационного знака транспортного средства не конкурирует с ч. 3 ст. 327 УК РФ, т.к. в теории и в судебной практике уголовная ответственность за использование заведомо подложного документа связывается исключительно с поддельным, а не подложным документом.
Использование заведомо поддельного государственного регистрационного знака транспортного средства в целях совершения преступления либо облегчения его совершения или сокрытия является разновидностью преступного использования заведомо подложного документа. Использование заведомо поддельного государственного регистрационного знака транспортного средства во всех других целях образует состав преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 327 УК РФ.
Использование заведомо поддельного или подложного государственного регистрационного знака с целью скрыть особо тяжкое преступление, совершенное другим лицом, которому виновный заранее не обещал скрыть преступление подобным способом, квалифицируется только по ст. 326 УК РФ и не требует дополнительной квалификации по ст. 316 УК РФ.
Любой преступный способ (хищение, вымогательство, принуждение к совершению сделки и т.д.) приобретения транспортного средства или агрегата, становящихся в последующем предметом преступных действий, предусмотренных ст. 326 УК РФ, должен получить самостоятельную уголовно-правовую оценку.
В ситуации заранее не обещанного сбыта заведомо добытых преступным путем транспортного средства, кузова, шасси или двигателя с поддельными регистрационно-учетными номерами, имеет место идеальная совокупность преступлений, требующая квалификации по двум статьям – 175 и 326 УК РФ.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы и предложения.
Основные положения диссертационного исследования опубликованы в следующих работах автора:
Публикации в журналах, входящих в перечень изданий, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ:
1. Архипов А.А. Уголовно-правовая характеристика уничтожения идентификационного номера, номера кузова, шасси или двигателя транспортного средства // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2009. № 4 (10). с.83-87. – 0,4 п.л.
2. Архипов А.А., Шарапов Р.Д. Актуальные вопросы квалификации подделки или уничтожения идентификационного номера транспортного средства (ст. 326 УК РФ) // Уголовное право. 2010. № 2. с. 88-93. – 0,6 п.л. (авторство не разделено).
Работы, опубликованные в других изданиях:
3. Архипов А.А. Уголовно-правовая характеристика использования заведомо поддельного или подложного государственного регистрационного знака по ст. 326 УК РФ // Актуальные проблемы уголовного и уголовно-исполнительного права: материалы международной. науч.-практ. конф. (апрель 2009 г.) / отв. ред. А.П. Полуэктов. – Новокузнецк: Кузбасский институт ФСИН России, 2009. с. 57-62. – 0,4 п.л.
4. Архипов А.А. Цель эксплуатации или сбыта транспортного средства как признак преступления по ст. 326 УК РФ // Преступность в СНГ: проблемы предупреждения и раскрытия преступлений: сб. материалов международ. науч.-практ. конф. 21 мая 2009 г. Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2009. с. 35-36. – 0,1 п.л.
5. Архипов А.А. Объект и предмет состава преступной подделки или уничтожения идентификационного номера транспортного средства // Проблемы юридической науки и практики: взгляд молодых исследователей: Сборник тезисов докладов и сообщений на межвуз. науч.-практ. конф. (5 июня 2009 г.). – Тюмень: Тюменский ЮИ МВД РФ, 2009. с. 77-80. – 0,3 п.л.
6. Архипов А.А. Разграничение уголовной и административной юрисдикции при квалификации преступлений и других правонарушений, связанных с фальсификацией номерных регистрационно-учетных параметров транспортного средства // Юридическая теория и практика. 2009. № 2 (8). с. 119-120. – 0,2 п.л.
7. Архипов А.А., Шарапов Р.Д. Юридическая квалификация подделки идентификационной маркировки или государственного регистрационного знака транспортного средства // Научный портал МВД России. 2010. № 1(9). с. 27-32. – 1,07 п.л. (авторство не разделено).
- войдите для комментирования
|