Самарин В.И. Выдача обвиняемых и осужденных на основе принципа взаимно-сти в законодательстве Республики Беларусь
Самарин, Вадим Игоревич, доцент кафедры уголовного процесса и прокурорского надзора Белорусского государственного университета, кандидат юридических наук
Выдача обвиняемых и осужденных на основе принципа взаимности
в законодательстве Республики Беларусь
Из-за необходимости возвращения в свою территориальную юрисдикцию бежавших обвиняемых и осужденных возник такой вид международной правовой помощи по уголовным делам, как выдача обвиняемых и осужденных. С внесением в 2008 г. изменений и дополнений в УПК Республики Беларусь (далее – УПК) в Беларуси была установлена процедура выдачи обвиняемых и осужденных на основе принципа взаимности, т.е. в отсутствие международного договора с иностранным государством либо наличием пробелов в заключенном договоре.
Вопросы экстрадиции урегулированы в Республике Беларусь кроме разд. XV УПК также в ч. 3 ст. 10 Конституции Республики Беларусь и ст. 5 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», где провозглашен принцип невыдачи граждан Беларуси, если иное не предусмотрено в международном договоре, а также в ст. 7 УК Республики Беларусь.
Основанием для начала экстрадиционного производства является просьба органа иностранного государства, которая направляется по дипломатическим каналам. Орган, ведущий уголовный процесс, составляет просьбу о выдаче в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством иностранного государства, а также ст. 491 УПК.
На территории Беларуси в отношении выдаваемого нашим государством лица, как правило, уголовное преследование не ведется. В связи с этим в уголовном процессе появились новые участники, привнесенные извне:
- лицо, задержанное, в связи с нахождением в международном розыске с целью выдачи;
- лицо, к которому применена мера пресечения в виде заключения под стражу, в связи с нахождением в международном розыске с целью выдачи (ст. 508 УПК);
- лицо, задержанное, на основании решения об исполнении просьбы органа иностранного государства;
- лицо, к которому применена мера пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, на основании решения об исполнении просьбы органа иностранного государства;
- лицо, в отношении которого вынесено постановление о его выдаче на время иностранному государству для производства процессуальный действий с его участием в качестве обвиняемого (ст. 507 УПК).
В ст. 507 и 508 УПК определяются права, которыми указанные лица наделяются, и обязанности, которые на них возлагаются.
Законодатель расширил функции защитника. Теперь защитник осуществляет процессуальную деятельность в целях обеспечения прав и интересов также лиц, указанных в ст. 507, 508 УПК (п. 9 ст. 6 УПК). Вместе с этим законодатель расширил и уголовно-процессуальную функцию защиты, привнеся в уголовный процесс Республики Беларусь иностранный элемент, что является не совсем правильным. Несмотря на наименование «защитник», данное лицо не противостоит стороне обвинения, так как органы Республики Беларусь, ведущие уголовный процесс, не вправе разрешать вопросы обвинения выдаваемого лица по существу. На наш взгляд, данного участника следовало именовать «представитель». Задача такого «защитника» в рамках оказания международной правовой помощи по уголовным делам следить за соблюдением законодательства Республики Беларусь и международных договоров Республики Беларусь в процессе выдачи, за соблюдением прав (в том числе процессуальных) лиц, указанных в ст. 507, 508 УПК.
До разрешения вопроса о выдаче, к выдаваемому лицу может быть применена мера пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста. До вынесения постановления о применении к лицу, находящемуся в международном розыске с целью выдачи, меры пресечения прокурор или его заместитель обязаны в каждом случае взять у лица объяснения по факту объявления его в международный розыск с целью выдачи. Данные объяснения могут содержать указание на наличие оснований для отказа в исполнении последующей просьбы органа иностранного государства о выдаче лица. Такой обязанности в отношении лица, подлежащего заключению под стражу на основании решения об исполнении просьбы органа иностранного государства, в УПК не имеется, что не в полной мере отвечает принципу судебной экономии.
Ст. 513 УПК устанавливает сроки содержания лица под стражей, домашним арестом и порядок их продления. В то же время оснований для продления законодатель не указал. Максимальным сроком содержания под стражей в ст. 513 УПК названы 12 месяцев с момента задержания. Ст. 517 и 518 УПК допускают возможность обжалования и судебной проверки задержания, заключения под стражу, домашнего ареста или продления срока содержания под стражей, домашнего ареста в рамках экстрадиционной процедуры.
Учитывая нормы п. п. 6, 7 ч. 1 ст. 484, ч. 4 ст. 491 УПК, следует считать допустимой выдачу из Республики Беларусь, если лицо
обвиняется в совершении преступления, за которое законодательством Республики Беларусь и запрашивающего государства предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более строгое либо
приговорено к лишению свободы за деяние, признаваемое в законодательстве Республики Беларусь и запрашивающего государства преступлением и срок не отбытого наказания составляет не менее шести месяцев.
Основания для отказа в выдаче, предусмотренные в УПК, в целом соответствуют основаниям, содержащимся в Кишиневской конвенции, хотя и здесь имеются свои особенности.
Не совсем правильная формулировка указана в п. 3 ст. 484 УПК. Следует вести речь не о том, что лицо не подлежит привлечению к уголовной ответственности в соответствии с УК Республики Беларусь, а о том, что лицо, в отношении которого поступила просьба, совершило деяние, которое не является преступлением в соответствии с УК Республики Беларусь.
Генеральный прокурор Республики Беларусь и его заместитель не имеют права вынести постановление о выдаче лица для осуществления уголовного преследования и (или) отбывания наказания, если судом Республики Беларусь в порядке гл. 57 УПК вынесено постановление о признании постановления о выдаче лица иностранному государству для осуществления уголовного преследования и (или) отбывания наказания незаконным и его отмене.
Законодатель императивно запретил выдачу лиц, которые совершили преступление, в связи с которым поступила просьба о выдаче, на территории Республики Беларусь или против интересов Республики Беларусь. В Конвенции СНГ 2002 г. (ч. 2 ст. 89) аналогичное основание для отказа в выдаче является факультативным.
В Республике Беларусь со времен СССР сохраняется административный порядок разрешения просьб органов иностранных государств о выдаче лица. Однако законодатель, учитывая нормы ст. 60 Конституции Республики Беларусь, допустил возможность обжалования постановления Генерального прокурора Республики Беларусь или его заместителя в суд (гл. 57 УПК), что сближает процедуру рассмотрения просьбы о выдаче лица в Республике Беларусь с практикой, принятой в большинстве стран Европейского Союза. Нормы разд. XV УПК об обжаловании носят правовосстановительный характер и позволяют восстановить нарушенные в результате незаконных и необоснованных решений должностных лиц права и законные интересы лиц, вовлеченных в процедуру оказания международной правовой помощи по уголовным делам.
В случае если лицо уголовно преследуется в Республике Беларусь за иное преступление, то его выдача может быть отложена до момента окончания такого преследования или исполнения приговора (ст. 485 УПК). Если отсрочка исполнения просьбы о выдаче может повлечь истечение срока давности привлечения к уголовной ответственности или затруднить расследование преступления, то на основании просьбы органа иностранного государства лицо может быть выдано на время для производства процессуальных действий с его участием в качестве обвиняемого на территории иностранного государства (ст. 476 УПК).
При положительном решении вопроса о выдаче лица иностранному государству и после истечения срока на обжалование постановления о выдаче, а если оно было обжаловано – после вступления в силу постановления судьи (ст. 516 УПК) Генеральная прокуратура Республики Беларусь сообщает органу иностранного государства о месте, дате и времени фактической передачи лица органу иностранного государства. Если иностранное государство не примет лицо в установленный срок, то Генеральная прокуратура Республики Беларусь может либо освободить лицо, либо повторно назначить место, дату и время фактической передачи лица органу иностранного государства. Такой срок не может превышать 15 суток с первоначально установленной даты его передачи. В случае если орган иностранного государства повторно не примет лицо, оно подлежит освобождению и в последующем может быть отказано в его выдаче тому же иностранному государству в связи с совершением того же деяния (п. 3 ч. 2 ст. 484 УПК).
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что правовой институт выдачи обвиняемых и осужденных на основе принципа взаимности нуждается в дальнейшем совершенствовании. Следует устранить уголовно-процессуальную функцию защиты из международной правовой помощи по уголовным делам. Адвокат должен являться только лишь представителем лица, являющегося объектом экстрадиционной процедуры. Требуется наделить правом давать объяснения при задержании (заключении под стражу) всех лиц, подлежащих выдаче. В УПК необходимо предусмотреть правовые предписания о транзите выданных лиц по территории нашего государства.
- войдите для комментирования
|