Профессор кафедры уголовно-процессуального права РГУП, д.ю.н., профессор Оксана Качалова выступила с докладом «Скандализация правосудия и социальные сети: как снизить градус напряжения» организованном в Новосибирске на 5 июля 2024 г. Советом судей РФ медиафоруме "Суды и социальные сети: возможности и перспективы взаимодействия".
По мнению Оксаны Валентиновны, судья в силу своей профессии должен понимать, что негативная реакция участников процесса, СМИ направлена, как правило, не против судебной системы или личности конкретного судьи, а против принятого решения или сложившейся правовой ситуации.
В работе форума приняли участие Полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолий Серышев, Губернатор Новосибирской области Андрей Травников, председатель Совета судей РФ Виктор Момотов, председатель комиссии Совета судей РФ по связям с государственными органами, общественными организациями и СМИ Владимир Захаров, председатель Кассационного военного суда Александр Красько, главный редактор РАПСИ Олег Ефросиньин и др.
Текст выступения председателя Совета судей Российской Федерации В.В.Момотова по теме "Суд и социальные сети: возможности и перспективы взаимодействия" опубликован на сайте Совета судей РФ (http://ssrf.ru/news/vystuplieniia-intierv-iu-publikatsii/55114).
Читателям сайта МАСП представляем текст выступления О.В.Качаловой.
Качалова Оксана Валентиновна,
профессор кафедры уголовно-процессуального права им. Н.В. Радутной Российского государственного университета правосудия,
д.ю.н., профессор,
член Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ
Как противостоять «скандализации» правосудия
Проблема «сканадализации» правосудия остро стоит в сегодняшней повестке дня,
[1] тенденция последних лет – увеличение в геометрической прогрессии «хайпа» и негативного контента о судьях и их деятельности в различных медиаресурсах. Под «скандализацией» правосудия подразумевается манипулирование общественным мнением в отношении судебной власти, умаление ее авторитета, беспорядочная, необоснованная критика, подрывающая доверие общественности к процессу отправления правосудия, что обусловливает острую необходимость формулирования ответственности за ее проявление в СМИ
[2].
Вовлечение судей в бесконечные скандалы в СМИ и социальных сетях подрывает авторитет судебной системы и доверие общества к ней. Причины скандализации правосудия разнородны и многообразны, и далеко не всегда связаны с истинным состоянием правосудия в стране. Среди объективных причин «скандализации» правосудия следует отметить стремительное развитие современных медиаресурсов и технологий и их доступность для населения; доступность для критики судебных решений, размещаемых в открытых базах данных; невысокое качество ряда судебных решений (сложный юридический язык, длинный текст, нелогичность структуры, трудность для понимания); неудовлетворительное исполнение судебных решений; искажение информации о судебных процессах со стороны ряда крупных авторитетных СМИ, снижение ответственности журналистики; высокая популярность скандального контента у части общества, высокие рейтинги хайповых ток-шоу и попадание наиболее резонансных дел (как правило, уголовных), в эту сферу.
Субъективной причиной «скандализации» правосудия является внутреннее субъективное отношение участников судебных процессов к суду и внесенному им решению. Сфера принудительного разрешения юридических конфликтов, как правило, предполагает, что одна из сторон остается недовольной судебным решением. И это недовольство проецируется не только на судью, принявшего решение, но и на судебную систему в целом. Особенно явно это может проявиться в ситуации, когда судебное решение существенно влияет на судьбу человека и предопределяет его последующую жизнь. В связи с этим у гражданина, вовлеченного в судебный процесс, проявление негативных эмоций вполне закономерно.
«Скандализация» правосудия тесно взаимосвязана с неуважением к суду, предполагает совершение публичных действий по распространению ложной информации, необоснованную критику, неэтичные высказывания, выработку негативной общественной реакции и общественного мнения, цель которых – принижение авторитета суда, эмоциональное воздействие на судью. Нередко конечной целью таких «кампаний» является давление на суд, попытка оказать влияние на его решение, заставить уйти в отставку и т.п.
Вместе с тем возможности судей защитить себя от порочащих и ложных сведений существенно ограничены, поскольку этические кодексы судей в разных странах предписывают им воздерживаться от любых действий и высказываний, которые могут породить сомнения в объективности и независимости суда. Эти ограничения касаются, в том числе, и случаев, когда в отношении судьи распространяются не соответствующие действительности, лживые, порочащие сведения. Однако судья должен быть защищен от ничем не обоснованных нападок. Вопросы противодействия «скандализации» правосудия активно обсуждаются в юридическом сообществе, однако единства мнений относительно путей разрешения данной проблемы не наблюдается. Были высказаны идеи о необходимости введения самостоятельной юридической ответственности за «скандализацию» правосудия
[3], однако широкой поддержки они не получили.
С одной стороны, отсутствие адекватного ответа на откровенное давление, оказываемое на правосудие, ведет к крайне негативным последствиям для правопорядка, с другой - запрет на критику судов негативно скажется на транспарентности правосудия, приведет к дистанцированию судов от общества, их закрытости.
Противники введения ответственности за скандализацию правосудия считают, что всякая, даже самая жесткая критика суда со стороны общества, полезна и необходима. Если сдерживать ее карательными мерами, это может привести лишь к отгораживанию судебной системы от общества, и, как следствие, уменьшению авторитета правосудия в глазах общества. Высказываются и точки зрения о том, что сама дискуссия на эту тему показывает, что судейское сообщество уже настолько чувствует недоверие к себе со стороны гражданского общества, что пытается защититься от него особым законодательным регулированием
[4].
Право на критику действий публичной власти (в том числе судов) без риска привлечения за это к ответственности является ключевым моментом свободы слова, однако эта свобода заканчивается тогда, когда речь идет о ложных утверждениях и оскорбительных выражениях. В этом случае могут быть применены существующие инструменты защиты чести и достоинства судьи. Если же критика, пусть и достаточно серьезная, высказывается в приемлемой этичной форме, она является допустимой. Судья в силу своей профессии должен понимать, что негативная реакция участников процесса, СМИ направлена, как правило, не против судебной системы или личности конкретного судьи, а против принятого решения или сложившейся правовой ситуации.
Пути решения проблемы «скандализации» правосудия непросты. Основной задачей представляется повышение авторитета суда в обществе. Достичь этого ужесточением юридической ответственности за «скандализацию» правосудия весьма проблематично. Более эффективным путем, но гораздо более сложным и длительным, видится создание условий, при которых общество доверяет суду. К числу таких условий можно отнести повышение обоснованности, мотивированности и ясности судебных решений (стороны, участвующие в деле, а также общественность, должны быть в состоянии понять решение, которые было вынесено судом); усиление состязательности уголовного судопроизводства (участники судебного процесса должны быть уверены в том, что они были услышаны). Непременным условием повышения доверия общества к суду является повышение профессионального уровня судей. Качественное и профессиональное выполнение судьями своих функций исключит целый ряд поводов для скандалов и шумихи в медиа-пространстве. Важными условиями повышения доверия общества к суду являются повышение уровня правосознания и правовой культуры в обществе; повышение требований к поведению адвокатов и судебных представителей, поскольку именно они во многом формируют мнение о судебной системе. В.В.Момотов отмечает особую роль адвокатов как посредников между судом и гражданским обществом, которая предполагает, что они должны с повышенным вниманием относиться к формулировкам своих публичных комментариев, поддерживать авторитет суда, а не умалять его
[5].
Важнейшим условием снижения степени «скандализации» правосудия является выстраивание взаимодействия со СМИ, обучение представителей пресс-служб судов работе в медиа-пространстве, работа с журналистами, освещающими деятельность судов. В.В. Момотов совершенно справедливо пишет: «чтобы СМИ не тиражировали ложь, следует снабжать их достоверной и полной информацией о судебной деятельности. В противном случае образуется своего рода информационный вакуум, который быстро заполняют ангажированные лица, заинтересованные в оказании давления на суд»
[6].
В "Концепция информационной политики судебной системы на 2020 - 2030 годы", одобренной Советом судей РФ 05.12.2019 было предложено проведение региональных мероприятий (семинаров, конкурсов, круглых столов, встреч с руководством судов) для СМИ с участием представителей судебной системы с целью обсуждения актуальных вопросов правоприменения, выработки подходов эффективного взаимодействия судов и СМИ, а также нивелирования возможных конфликтных ситуаций; разработка стандартов информирования общественности через СМИ как о процессуальной, так и о внепроцессуальной деятельности судов. В настоящее время ведется активная работа по данным направлениям.
Важнейшим вектором является медиатизация судебной власти, которая
«обусловливает активизацию коммуникативной политики судов и выработку организационно-правовых форм их работы, позволяющих устранить дефицит информации у граждан относительно проводимых изменений в устройстве и алгоритме функционирования судов»[7]. Как верно отмечает Е.А. Поворова, это влечет укрепление уважения к суду, создает условия для реализации принципа доступности правосудия не только в процессуальном смысле, но и в информационном аспекте[8]. Одним из принципиально новых вопросов, который был поднят В.В.Момотовым еще пять лет назад, является вопрос о возможностях использования соцсетей для прямых видеотрансляций судебных заседаний
[9]. В этом смысле весьма позитивным представляется опыт Республики Казахстан. Там еще несколько лет назад в социальных сетях было создано около 2 тысяч аккаунтов, в которых представители судов и судьи отвечают на вопросы граждан, могут комментировать принятые решения; после принятия решений по резонансным делам проводятся брифинги. Были созданы Пресс-центры, координирующие работу пресс-служб судов; работу судов и реформирование судебной системы освещают телепроекты и ролики, адресованные широкому кругу граждан
[10]. В настоящее время Казахстан пошел еще дальше. Так, трансляцию судебного процесса над К.Бишимбаевым на YouTube-канале Верховного суда Казахстана посмотрели почти 3,4 млн зрителей не только из Казахстана, но и России, США, Германии, Великобритании, ОАЭ, Австралии, Турции, Южной Кореи, Бангладеша, Грузии, Молдовы, Польши, Беларуси, Украины, Азербайджана, Узбекистана, Кыргызстана и др. Было проведено 48 прямых трансляций, ретрансляция прямого вещания и участие представителей СМИ никак не ограничивалось. Общая длительность прямых трансляций составила 119 часов 3 минуты 35 секунд. За это время журналисты казахстанских СМИ опубликовали более 6 тыс. материалов из суда. А в соцсетях насчитывается более 85 тыс. публикаций. Около 68% опрошенных казахстанцев следили за судом
[11]. Очевидно, такой опыт требует пристального изучения, поскольку делает процесс осуществления правосудия более прозрачным и понятным для населения, способствует укреплению доверия общества к суду, веры граждан в справедливый суд.
Таким образом, в основе решения проблемы противодействия «скандализации» правосудия лежит повышение доверия общества к суду, транаспарентности правосудия, профессионального уровня судей, уровня правосознания и правовой культуры в обществе, выстраивание взаимодействия судебной системы с медиаресурсами и СМИ.
[1] Качалова О.В. Проблемы противодействия «скандализации» правосудия //Мировой судья. 2021. №9. С. 2-25.
[2] "Концепция информационной политики судебной системы на 2020 - 2030 годы" (одобрена Советом судей РФ 05.12.2019) // СПС "КонсультантПлюс".
[4] Адвокаты и юристы об ответственности за «скандализацию» правосудия https://www.advgazeta.ru/obzory-i-analitika/advokaty-i-yuristy-ob-otvetstvennosti-za-skandalizatsiyu-pravosudiya/
[5]Ответственность за «скандализацию» правосудия https://www.intellectpro.ru/press/commenters/otvetstvennost_za__skandalizatsiyu__pravosudiya/
[6] Момотов В.В. Судейское сообщество и средства массовой информации // Судья. 2019. № 5. С. 8—13.
[7] Бурдина Е.В. Электронное правосудие: монография / Е.В. Бурдина, С.В. Зуев. — Москва : РГУП, 2021.
[8] Поворова Е.А. Институт уважения к суду в медиапространстве // Право и государство: теория и практика. 2023. № 11.
[9] Момотов В.В. Судейское сообщество и средства массовой информации // Судья. 2019. № 5. С. 8—13.
[10] Качалова О. В. Должен ли суд идти в народ // Уголовный процесс. 2020. № 12.С. 8
[11] https://kz.kursiv.media/2024-05-15/zhrb-sud-bish-trsl/
поганенький у нас народ - чернит росправосудие