Зубович М.М. Секулович Э.В. Об участии уполномоченных по защите прав предпринимателей в качестве третьих лиц в арбитражном процессе
Дискуссионным в правовой науке и весьма неопределенным в судебной практике продолжает оставаться вопрос о процессуальном положении уполномоченных по защите прав предпринимателей в арбитражном процессе. В качестве исследовательской задачи авторами была предпринята попытка оценить процессуальную функцию «третьего лица» уполномоченных по защите прав предпринимателей и предложить оптимизацию процессуальных функций для данных субъектов в арбитражном судопроизводстве.
Зубович М.М. Секулович Э.В. Об участии уполномоченных по защите прав предпринимателей в качестве третьих лиц в арбитражном процессе // Российское правосудие. 2019. 12. С. 23-30.
УДК 347.91 DOI 10.17238/issn2072-909X.2019.12.23-30
Зубович Михаил Мстиславович, доцент кафедры гражданского и административного судопроизводства Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия (г. Краснодар), почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент
E-mail: mzubov@mail.ru
Секулович Эвелина Валентиновна, руководитель аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области, представитель Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в Иркутской области (в 2014-2019 гг.) (г. Иркутск)
E-mail: sekulovich@icloud.com
Дискуссионным в правовой науке и весьма неопределенным в судебной практике продолжает оставаться вопрос о процессуальном положении уполномоченных по защите прав предпринимателей в арбитражном процессе. В качестве исследовательской задачи авторами была предпринята попытка оценить процессуальную функцию «третьего лица» уполномоченных по защите прав предпринимателей и предложить оптимизацию процессуальных функций для данных субъектов в арбитражном судопроизводстве. Для достижения задачи использован общенаучный метод - анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение и систематизация научных данных, а также данных судебной практики и практики регионального законотворчества.
В статье критически анализируется высказанное в научной литературе предложение о закреплении в АПК РФ процессуальной функции «третьего лица» для региональных уполномоченных. Более того, авторами предлагается исключить такую функцию и для федерального уполномоченного (путем отмены ч. 2 ст. 53.1 АПК РФ). Авторы предлагают универсализацию процессуального статуса уполномоченных по защите предпринимателей в рамках единого ГПК РФ - закрепление функции «процессуального истца» и функции «государственного органа, вступающего в арбитражный процесс с целью дачи заключения по делу». При условии принятия предварительных организационно-правовых мер предлагаемое решение проблемы создаст предпосылки для более эффективной процессуальной поддержки предпринимательских образований со стороны российских уполномоченных по защите прав предпринимателей, которые наряду с активным участием в судебном разбирательстве смогут давать объективное заключение по делу «в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц» в качестве государственного органа.
Ключевые слова: уполномоченные по защите прав предпринимателей, процессуальная функция «третьего лица», универсализация процессуального статуса, единый ГПК РФ
Доступ к полному тексту статьи на стайте Elibrary.Ru
- войдите для комментирования
|
О статье
Авторами предлагается:
Наряду с закреплением функции «процессуального истца (процессуального заявителя)», закрепить в АПК РФ еще одну процессуальную функцию – функцию участия государственных органов в арбитражном процессе для дачи заключения по делу.
Правовое регулирование может быть построено аналогично имеющемуся в ст. 47 ГПК РФ: «Участие в деле государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения по делу».
При этом ч. 2 ст. 53.1 АПК РФ, закрепившую особую функцию «третьего лица» для федерального уполномоченного, следует отменить.