Опубликован проект судебной реформы
Центром стратегических разработок совместно с Институтом проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге подготовлен доклад «Предложения по совершенствованию судебной системы в Российской Федерации и изменению нормативных актов в целях их реализации», ставший результатом длительной работы, которая проходила во взаимодействии с Верховным судом РФ и ведущими представителями юридического сообщества.
В докладе приведена диагностика основных проблем в работе судебной системы, а также предлагаются меры по ее совершенствованию, которые должны способствовать экономическому росту и долгосрочной социальной стабильности. Обсуждаемые в нем предложения направлены на решение ключевой проблемы, сдерживающей эффективное функционирование судебной системы – недоверие институтам, призванным защищать права граждан. Методология доклада, выросшая из сочетания права и социологии, предполагала большое внимание не только к процессуальным, но и к организационным, социокультурным аспектам работы судебной системы.
С полным текстом доклада в формате PDF можно ознакомиться по ссылке.
Предложенные шаги можно разделить на три больших блока.
1. Меры по улучшению качества судейских кадров (отбор, подготовка, назначение). Предусматривается создание единого независимого центра подготовки судей, отмену требования о юридическом образовании для секретарей судебного заседания (основным средством фиксации должна стать аудиозапись) и расширение функционала помощников судей (им дадут право готовить проекты решений и вести подготовку к процессу).
2. Меры по устранению организационных ограничений независимости судей. Предлагется ввести единый статус судьи: назначать его президент будет один раз, а перемещение из одного суда в другой станет прерогативой председателя Верховного суда. Основания для отклонения кандидатуры судьи президентом должны стать более прозрачными, а из состава кремлевской кадровой комиссии следует вывести силовиков – чтобы не смешивать результаты проверки кандидатов и принятие решений на основании полученной при этом информации. Для укрепления независимости судей необходимо ввести процедуру выборов председателей судов или выдвижения кандидата коллективом суда на основе рейтингового голосования. Пребывание председателя в должности следует ограничить двумя четырехлетними сроками, его роль при назначении судей свести к минимуму, а хозяйственные и административные функции передать администратору суда. Следует скорректировать и практику привлечения судей к дисциплинарной ответственности: например, отказаться от использования формальных показателей вроде частоты отмены судебных решений. Лишение полномочий должно применяться в исключительных случаях и только на основе обращений участников процесса. Нужно ввести новую меру ответственности в виде понижения квалификационного класса судьи и разработать четкие критерии, отделяющие судебную ошибку от дисциплинарного правонарушения. Частично этот блок предложений проанонсировал Путин, пообещав избавить председателей судов от не свойственных им функций. А председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев сообщил, что ограничение сроков полномочий тоже обсуждается, но окончательное решение пока не принято.
3. Меры по снижению нагрузки и рационализация судебного процесса. Для уменьшения количества поступающих в суды дел и издержек, связанных с судопроизводством для его участников предполагается отмена оценочного показателя для следственных органов, основанного на количестве дел, переданных в суд; существенное повышение госпошлины и ее дифференциация; обязательное прохождение внутриведомственной апелляции и создание соответствующих структур (и процедур); внедрение объективных показателей разумного предела судебных расходов. Для рационализации судебного процесса и процедур предполагается оглашение в заседании только вводной и резолютивной частей приговора по всем статьям УК; Более широкое применение правила об изготовлении мотивировочной части лишь по запросу стороны; аудиозапись как основное средство фиксирования хода судебного заседания в гражданском и уголовном процессе ; интернет-трансляцию в режиме реального времени заседаний коллегий ВС РФ и Президиума ВС Российской Федерации; Подачу документов в электронном виде для разных судов (видов судопроизводства).

