Российский следователь: призвание, профессия, повседневность. М., 2016.
Титаев К., Шклярук М. Российский следователь: призвание, профессия, повседневность : монография / К. Титаев, М. Шклярук. — М. : Норма, 2016. — 192 с. : ил.
ISBN 978-5-91768-759-9 (Норма)
ISBN 978-5-16-105118-4 (ИНФРАМ, online)
В книге на основе анализа социологического опроса следователей и массива экспертных интервью реконструирована повседневная практика работы следственных органов МВД.
Как выстроен график работы и распределена нагрузка, какова система управления и в чем особенности повседневной деятельности следователей? Каковы технологии и объемыработы, как строится взаимодействие со смежными службами, какие навыки необходимы для работы следователя? Ответы на эти вопросы дают возможность понять, каким образом работает система следственных органов. Текст обобщает результаты социологического исследования и опирается не столько на анализ нормативных документов, сколько на информацию о реальной работе следственных органов, полученную в ходе эмпирического исследования.
Для широкого круга читателей — социологов, юристов, журналистов.
Содержание
Предисловие .........................................................................................................5
Введение ...............................................................................................................7
Для кого эта книга? .....................................................................................7
Что это за книга? .......................................................................................11
Какие данные лежат в основе книги? ......................................................16
Глава 1. Кто такой следователь? Парадокс профессии .....................................24
Следователь в уголовном процессе — ключевой игрок
или ключевое звено конвейера? ...............................................................26
Когда следователь включается в работу по преступлению? .............28
Следователь между судом и полицией —
трансляция правоприменительной практики ...................................32
Ключевое место следователя в уголовном процессе .........................34
Какие следователи бывают и почему в фокусе исследования
следователь МВД? .....................................................................................36
CКР, МВД, ФСКН и ФСБ — различие компетенций ......................37
Численность и нагрузка: МВД как основной источник практики ...39
Следователь: первые штрихи к портрету .................................................40
Половозрастная структура ..................................................................41
Семья и мобильность ..........................................................................43
Образование ........................................................................................45
Профессиональные ценности: раскрывать или расследовать,
наказывать преступника или возмещать ущерб? .....................................46
Раскрывать или расследовать? Бюрократы и детективы ..................47
Цели уголовного процесса: в чем смысл работы следователя? .........54
Глава 2. Уголовное дело — главный «продукт» повседневной работы
следователя: как и кем он производится ..............................................63
Уголовное дело: из чего оно состоит ........................................................64
Уголовное дело: как оно возникает ..........................................................74
Уголовное дело и следственнооперативная группа (СОГ) ..............74
Доследственная проверка и расследование:
информация и доказательства ............................................................76
Раскрытые и нераскрытые преступления в уголовных делах:
«перспективные» дела и «глухари» .....................................................79
Повседневная нагрузка .............................................................................84
Рабочий коллектив ....................................................................................90
Как учатся быть следователем? Начальная социализация ......................96
Глава 3. Правоохранительная машинерия: организационный контекст
работы следователя по уголовному делу .............................................102
С кем контактируют следователи? .........................................................103
Место следователя в отделе полиции .....................................................112
Следователь и суд ....................................................................................120
Насколько следователь автономен в своих решениях? .........................125
Проблема «заказных» дел ........................................................................130
Работа следователей через призму показателей ....................................134
Оправдательный приговор — главный сбой системы .....................136
Сроки: борьба с «волокитой» и роль «верхних этажей»
в контроле показателей .....................................................................139
Направление дела в суд: раскрываемость, «перспектива», нагрузка ....145
Качество работы: количественные показатели
против контроля качества .................................................................147
Глава 4. Как следователю удается делать то, что он делает?
Профессиональный язык ....................................................................151
Язык протокола — история и составные части .....................................154
Язык протокола: какой он ......................................................................161
Технические навыки: сформировать уголовное дело ......................161
Технические языковые навыки: записать показания ......................163
Навыки квалификации: что их замещает ........................................167
Содержательные языковые навыки: следователь как драматург ....171
Функции языковых навыков. Мыслить юридически:
языковые навыки и ускорение работы ...................................................175
Заключение: перспективы следователя и следствия .........................................181
Приложение: Основные данные о работе следователей в России за 2014 г.
(уголовные дела) .................................................................................189
Полный текст книги в формате PDF можно читать или скачать на сайте Института проблем правоприменения.
- войдите для комментирования
|
книга, которую следует прочитать, чтобы понять
На фоне той макулатуры, которую называют диссертациями и тому подобными, относящимися к жанру науки 12.00.09, книга выглядит очень выигрышно. Позор правоверным процессуалистам, которые свели свои труды к описанию понятий вроде функции, гарантии, формы и пр. бред. Аспиранты и адьюнты прочитайте и поймите с чего надо брать пример - образец западнодный. жаль будет если их закроют. Единственный нормальный научный центр правовдения был.