Российский следователь: призвание, профессия, повседневность. М., 2016.

Титаев К., Шклярук М. Российский следователь: призвание, профессия, повседневность : монография / К. Титаев, М. Шклярук. — М. : Норма, 2016. — 192 с. : ил.

ISBN 978-5-91768-759-9 (Норма)

ISBN 978-5-16-105118-4 (ИНФРАМ, online)

В книге на основе анализа социологического опроса следователей и массива экспертных интервью реконструирована повседневная практика работы следственных органов МВД.

Как выстроен график работы и распределена нагрузка, какова система управления и в чем особенности повседневной деятельности следователей? Каковы технологии и объемыработы, как строится взаимодействие со смежными службами, какие навыки необходимы для работы следователя? Ответы на эти вопросы дают возможность понять, каким образом работает система следственных органов. Текст обобщает результаты социологического исследования и опирается не столько на анализ нормативных документов, сколько на информацию о реальной работе следственных органов, полученную в ходе эмпирического исследования.

Для широкого круга читателей — социологов, юристов, журналистов.

 

Содержание

Предисловие .........................................................................................................5

Введение ...............................................................................................................7

Для кого эта книга? .....................................................................................7

Что это за книга? .......................................................................................11

Какие данные лежат в основе книги? ......................................................16

Глава 1. Кто такой следователь? Парадокс профессии .....................................24

Следователь в уголовном процессе — ключевой игрок

или ключевое звено конвейера? ...............................................................26

Когда следователь включается в работу по преступлению? .............28

Следователь между судом и полицией —

трансляция правоприменительной практики ...................................32

Ключевое место следователя в уголовном процессе .........................34

Какие следователи бывают и почему в фокусе исследования

следователь МВД? .....................................................................................36

CКР, МВД, ФСКН и ФСБ — различие компетенций ......................37

Численность и нагрузка: МВД как основной источник практики ...39

Следователь: первые штрихи к портрету .................................................40

Половозрастная структура ..................................................................41

Семья и мобильность ..........................................................................43

Образование ........................................................................................45

Профессиональные ценности: раскрывать или расследовать,

наказывать преступника или возмещать ущерб? .....................................46

Раскрывать или расследовать? Бюрократы и детективы ..................47

Цели уголовного процесса: в чем смысл работы следователя? .........54

Глава 2. Уголовное дело — главный «продукт» повседневной работы

следователя: как и кем он производится ..............................................63

Уголовное дело: из чего оно состоит ........................................................64

Уголовное дело: как оно возникает ..........................................................74

Уголовное дело и следственнооперативная группа (СОГ) ..............74

Доследственная проверка и расследование:

информация и доказательства ............................................................76

Раскрытые и нераскрытые преступления в уголовных делах:

«перспективные» дела и «глухари» .....................................................79

Повседневная нагрузка .............................................................................84

Рабочий коллектив ....................................................................................90

Как учатся быть следователем? Начальная социализация ......................96

Глава 3. Правоохранительная машинерия: организационный контекст

работы следователя по уголовному делу .............................................102

С кем контактируют следователи? .........................................................103

Место следователя в отделе полиции .....................................................112

Следователь и суд ....................................................................................120

Насколько следователь автономен в своих решениях? .........................125

Проблема «заказных» дел ........................................................................130

Работа следователей через призму показателей ....................................134

Оправдательный приговор — главный сбой системы .....................136

Сроки: борьба с «волокитой» и роль «верхних этажей»

в контроле показателей .....................................................................139

Направление дела в суд: раскрываемость, «перспектива», нагрузка ....145

Качество работы: количественные показатели

против контроля качества .................................................................147

Глава 4. Как следователю удается делать то, что он делает?

Профессиональный язык ....................................................................151

Язык протокола — история и составные части .....................................154

Язык протокола: какой он ......................................................................161

Технические навыки: сформировать уголовное дело ......................161

Технические языковые навыки: записать показания ......................163

Навыки квалификации: что их замещает ........................................167

Содержательные языковые навыки: следователь как драматург ....171

Функции языковых навыков. Мыслить юридически:

языковые навыки и ускорение работы ...................................................175

Заключение: перспективы следователя и следствия .........................................181

Приложение: Основные данные о работе следователей в России за 2014 г.

(уголовные дела) .................................................................................189

 

Полный текст книги в формате PDF можно читать или скачать на сайте Института проблем правоприменения.


книга, которую следует прочитать, чтобы понять

 На фоне той макулатуры, которую называют диссертациями и тому подобными, относящимися к жанру науки 12.00.09, книга выглядит очень выигрышно. Позор правоверным процессуалистам, которые свели свои труды к описанию понятий вроде функции, гарантии, формы и пр. бред. Аспиранты и адьюнты прочитайте и поймите с чего надо брать пример - образец западнодный. жаль будет если их закроют. Единственный нормальный научный центр правовдения был.