Ануфриева Е.А. Особенности проведения тактической операции «Задержание с поличным» в отношении коррумпированных сотрудников ОВД

В представленной статье обосновывается целесообразность проведения тактической операции «Задержание с поличным» в ходе раскрытия фактов коррупции в сфере деятельности органов внутренних дел и рассматривается ее структура. Автор анализирует особенности проведения тактической операции «Задержание с поличным» в отношении коррумпированных сотрудников ОВД и проблемы возникающие при этом на практике.

 

Ануфриева Е.А. Особенности проведения тактической операции «Задержание с поличным» в отношении коррумпированных сотрудников органов внутренних дел» // Оперативник (сыщик). М., 2011, № 2 (27). С. 50-53.

Доказывание факта подготовки или совершения преступления коррупционной направленности в сфере органов внутренних дел всегда весьма затруднительно, что обусловлено как объективными, так и субъективными причинами. Прежде всего, трудности связаны с дефицитом информации, которой располагают правоохранительные органы, и ограниченными временными рамками, в которых должно быть принято решение, каким путем получить и закрепить доказательства преступной деятельности. При этом существенно осложняют ситуацию характерные особенности личности коррумпированного сотрудника ОВД, а именно: наличие юридических знаний, профессиональный опыт, служебное положение, личные связи в органах внутренних дел. Будучи осведомленными, относительно средств и методов раскрытия и расследования преступлений, сотрудники ОВД предпринимают меры к тщательной подготовке, планированию, изощренной маскировке и сокрытию следов своей преступной деятельности. Процесс изобличения коррупционеров в сфере органов внутренних дел, почти всегда сопровождается мощным противодействием оперативным и следственным органам, как со стороны виновных, так и со стороны сослуживцев последних, в том числе и руководителей ОВД. Все обозначенные факторы существенно осложняют проведение оперативно-разыскных мероприятий, следственных и иных действий в отношении данной категории преступников. Одним из выходов в данном положении может стать проведение тактической операции «Задержание с поличным».

Практически все исследователи, занимавшиеся вопросами раскрытия и расследования фактов взяточничества и коррупции в тех или иных сферах, сходятся во мнении, что проведение тактической операции «Задержание с поличным» является самым результативным способом получения доказательственной информации[1]. Практические работники также разделяют данную точку зрения. Как показали результаты проведенного анкетирования сотрудников подразделений собственной безопасности органов внутренних дел, 80 % опрошенных[2] отмечают, что наиболее эффективным средством в доказывании факта коррупционной деятельности сотрудника ОВД служит проведение тактической операции «Задержание с поличным», значение которой трудно переоценить. Она, бесспорно, служит одним из действенных средств изобличения коррумпированных сотрудников ОВД, поскольку, несмотря на обусловленную отмеченными особенностями личности преступников данной категории относительную готовность к возможному задержанию, все же является сильным психологическим фактором, позволяющим дестабилизировать сопротивление последних. Состояние, в котором в результате оказывается коррупционер, когда он выведен из равновесия и у него нет ни времени, ни психической возможности придумать объяснение произошедшему, контролировать свои слова и действия, позволяет получить уголовно значимую информацию, которая может быть использована в дальнейшем при расследовании преступления. Несмотря на сложность технического исполнения и процессуального оформления тактической операции, успешная реализация ее является серьезным средством доказывания факта коррупционной деятельности, а порой и единственным способом изобличения преступника, учитывая повышенную латентность данного вида преступлений.

Проведение тактической операции «Задержание с поличным» целесообразно в следующих ситуациях, возникающих в процессе расследования коррупционных преступлений в сфере деятельности органов внутренних дел:

1. В правоохранительные органы обратился гражданин с заявлением о подготовке или совершении в отношении него сотрудником ОВД преступления коррупционной направленности.

2. Получение оперативным путем информации о систематической коррупционной деятельности сотрудника ОВД. Такая информация должна включать в себя подробные сведения о конкретных действиях (бездействиях) совершаемых сотрудником ОВД за вознаграждение и схеме его передачи.

Тактическая операция «Задержание с поличным» в зависимости от ситуации проверки сообщения о преступлении может проводиться в двух вариантах:

1. Лицо, передающее сотруднику ОВД незаконное вознаграждение, находится на стороне правоохранительных органов и оказывает содействие в проведении операции.

2. Никто из участников коррупционной сделки не знает о негласном наблюдении правоохранительных органов за их деятельностью и не ожидает предстоящего задержания.

Наиболее эффективным представляется первый вариант проведения тактической операции «Задержание с поличным», поскольку дает достаточно широкие возможности для контроля подготовки и непосредственной передачи незаконного вознаграждения и корректировки ситуации в благоприятную для правоохранительных органов сторону. 80% опрошенных сотрудников подразделений собственной безопасности органов внутренних дел и 72% следователей следственных комитетов при Прокуратуре России[3] также отметили первый вариант проведения тактической операции как позволяющий достичь больших результатов при меньшем тактическом риске.

В этой связи, в случае обращения гражданина с заявлением о подготовке либо совершении в отношении него сотрудником ОВД коррупционного преступления следует предпринять меры к установлению с ним отношений сотрудничества и побуждению его к участию в проведении тактической операции «Задержание с поличным». Также в случае поступления информации о коррупционной деятельности сотрудника ОВД по оперативным каналам, исходя из ситуации доследственной проверки, по возможности следует привлечь к такому содействию лицо, с которым сотрудник ОВД вступил в коррупционную связь.

Анализ позиций ученых, занимавшихся исследованием вопросов проведения тактической операции «Задержание с поличным»[4], результатов проведенного анкетирования практических работников, а также материалов судебно-следственной практики позволяет определить структуру тактической операции «Задержание с поличным», проводимой в отношении коррумпированных сотрудников ОВД следующим образом:

1. Стадия подготовки тактической операции.

1.1. Сбор и исследование информации о факте совершения сотрудником ОВД преступления коррупционного характера и условиях предстоящей передачи-получения предмета незаконного вознаграждения.

1.2. Подготовка участников тактической операции.

1.3. Подготовка предмета взятки.

1.4. Подготовка технических средств.

1.5. Подготовка к непосредственному задержанию.

2. Стадия реализации тактической операции.

3. Заключительная стадия тактической операции.

Изучение практики проведения тактической операции «Задержание с поличным» в ходе раскрытия фактов коррупции в сфере деятельности органов внутренних дел, позволило выявить ряд особенностей, обусловленных спецификой рассматриваемой категории преступлений:

1. Как показывают результаты изучения судебно-следственной практики и опроса практических работников, задержание коррумпированных сотрудников ОВД с поличным, зачастую (в 40% случаев), проводится сотрудниками подразделений собственной безопасности органов внутренних дел самостоятельно без какого-либо привлечения следователей в рамках оперативного эксперимента. Данное обстоятельство находит свое негативное отражение в, порой, неутешительных результатах доследственной проверки и невозможности их последующего использования в качестве доказательств преступной деятельности коррумпированного сотрудника ОВД. Как представляется, привлекать следователя к совместной работе целесообразно с момента поступления информации о коррупционной деятельности сотрудника ОВД. В этом случае следователь имеет возможность изначально определить направление расследования, более полно и всесторонне установить все обстоятельства преступления. Совместное планирование тактической операции позволяет избежать совершения ошибок, которые затруднят либо вовсе исключат возможность использования полученной информации в процессе дальнейшего расследования. Кроме того, участие следователя в проведении тактической операции существенно облегчает процессуальное закрепление ее результатов. Таким образом, не вызывает сомнений, что качество взаимодействия между следователем и оперативными работниками оказывает прямое влияние на эффективность использования результатов оперативно-разыскной работы. Имеющаяся на практике ситуация свидетельствует о достаточно низком уровне взаимодействия между подразделениями собственной безопасности органов внутренних дел и подразделениями Следственного Комитета при Прокуратуре России, на что указали в ходе анкетирования 48% опрошенных оперативных работников и 51% следователей. Решить данную проблему, как представляется, можно путем устранения пробелов в законодательном урегулировании взаимодействия оперативных работников и следователей до возбуждения уголовного дела, а также оптимизации взаимодействия силами руководителей подразделений собственной безопасности и подразделений Следственного Комитета при Прокуратуре России.

2. В связи с отмеченными трудностями проведения в отношении сотрудников ОВД следственных действий, оперативно-разыскных и иных мероприятий стадия подготовки операции приобретает ключевое значение, на что также указывают 82 % проанкетированных сотрудников подразделений собственной безопасности органов внутренних дел. В ходе подготовки к проведению тактической операции следует проанализировать личность коррупционера, варианты его возможного поведения при передаче незаконного вознаграждения и последующем задержании, предусмотреть его возможные попытки оказать сопротивление, скрыться, уничтожить доказательства, представить произошедшее как провокацию. Тщательной подготовке подлежат технические средства, которые будут использованы при проведении операции и предмет незаконного вознаграждения. Подробный инструктаж должен быть проведен со всеми участниками тактической операции и наиболее детально с лицом, которое будет передавать предмет взятки. Кроме того, существенное значение в ходе подготовки к проведению тактической операции имеет изучение специфики места, в котором планируется задержание, особенно если им является здание органа внутренних дел.

3. Учитывая, профессиональный опыт и обширные связи в органах внутренних дел преступников, совершающих преступления рассматриваемой категории, на всех стадиях проведения тактической операции необходимо обеспечить высокую конспирацию. Прежде всего, нельзя допустить утечку информации о предстоящей операции, а также в ходе проведения оперативно-разыскных, организационных и иных мероприятий вызвать подозрения у коррупционера о подконтрольности подготавливаемого им преступления. Для участия в задержании следует подбирать сотрудников, о службе в подразделениях собственной безопасности органов внутренних дел которых не известно широкому кругу лиц и, прежде всего, коррупционеру. Появление сотрудника подразделения собственной безопасности органов внутренних дел недалеко от места предстоящей передачи незаконного вознаграждения безусловно насторожит коррупционера и заставит его временно отказаться от преступных намерений.

4. Личность заявителя, участвующего в операции по изобличению коррумпированного сотрудника ОВД, имеет определенную специфику, отличающую его от лиц, обращающихся в правоохранительные органы о подготовке или совершении в отношении них коррупционных преступлений в иных сферах. В большинстве случаев он сам (или его близкие) совершил административное правонарушение (34%) или преступление (48%) либо незаконно обвиняется в их совершении (18%), что и служит поводом к возникновению коррупционной связи между ним и недобропорядочным сотрудником ОВД. В этой связи при подготовке такого лица к участию в тактической операции важно учитывать его особое психическое состояние, вызванное ситуацией возможности наступления для него (или его близких) неблагоприятных последствий в случае привлечения к административной или уголовной ответственности, а также характерного восприятия личности коррупционера как представителя правоохранительных органов, что может в определенной мере внушать страх и влиять на волевые качества заявителя.

5. Как показывают результаты изучения судебно-следственной практики в 64% случаев при подготовки предмета взятки оперативные сотрудники ограничиваются ксерокопированием денежных купюр (в 92% изученных уголовных дел предметом взятки являлись денежные средства). Однако, не смотря на то, что в ряде регионов это является сложившейся практикой и не вызывает проблем при исследовании доказательств в суде, все же представляется необходимым принятие мер, обеспечивающих последующую идентификацию предмета взятки. Фиксацию предмета взятки следует осуществлять путем придания ему индивидуальных свойств, позволяющих легко доказать факт перемещения его от взяткодателя к взяткополучателю (использование люминесцирующих веществ, жидкостей со специальным запахом, веществ, содержащих радиоактивные изотопы).

6. Организация и проведение осуществляемых в ходе подготовки и проведения тактической операции «Задержание с поличным» в отношении коррумпированных сотрудников ОВД оперативно-технических и оперативно-поисковых мероприятий ложиться на оперативно-технические и оперативно-поисковые подразделения органов внутренних дел, что которые подчинены УВД (ГУВД) субъекта России, в связи с чем, зачастую возникают трудности, в том числе и связанные с утечкой информации. Кроме того, в целом ситуация подчиненности и подконтрольности подразделений собственной безопасности руководству УВД (ГУВД) субъекта России накладывает негативный отпечаток на эффективность деятельности данных подразделений, оставляя рычаги давления на них с целью противодействия изобличению фактов коррупции отдельных сотрудников ОВД, обладающих обширными «высокопоставленными» связями. Изложенное свидетельствует о целесообразности перевода подразделений собственной безопасности органов внутренних дел в прямое подчинение исключительно Департаменту собственной безопасности МВД России, а также создание при подразделениях собственной безопасности органов внутренних дел отдельных служб, предназначенных для исполнения оперативно-поисковых и оперативно-технических мероприятий. Данных позиций также придерживаются соответственно 93% и 96% проанкетированных сотрудников подразделений собственной безопасности органов внутренних дел.

7. Процесс оформления результатов оперативного эксперимента, проводимого в рамках тактической операции «Задержание с поличным» также представляет немало трудностей, что отмечалось рядом ученых[5]. Имеющиеся проблемы обусловлены отсутствием законодательного закрепления понятий оперативно-разыскных мероприятий, хода их проведения, конкретных участников и документального оформления. В большинстве случаев оперативные работники при определении перечня и содержания документов, отражающих ход и результаты проведения оперативного эксперимента, руководствуются сложившейся практикой. В связи, с чем в регионах России составляются разные документы, такое состояние дел является совершенно неприемлемым и должно быть устранено путем внесения дополнений в законодательство в области оперативно-разыскной деятельности и выработки единого подхода по этим вопросам.

Суммируя изложенное, можно сделать вывод, что, несмотря на существующие пробелы в законодательном регулировании вопросов раскрытия и расследования преступлений коррупционной направленности, успех проведения тактической операции «Задержание с поличным» в отношении коррумпированных сотрудников ОВД зависит от профессионализма следователя и оперативных сотрудников, знания ими специфики совершения данной категории преступлений, а также взаимодействия между всеми участниками данной операции.

 

 

 


[1] Лашко, Н.Н. Криминалистическая характеристика и первоначальный этап расследования взяточничества и коррупции: Дисс. канд. юрид. наук / Н.Н. Лашко. – М., 2001; Машков, С.А. Раскрытие и расследование взяточничества с использованием результатов оперативно-розыскной деятельности: Дисс. канд. юрид. наук / С.А. Машков. – Иркутск, 2004; Халиков, А. Н. Особенности расследования получения взяток должностными лицами правоохранительных органов: Дисс. канд. юрид. наук / А.Н. Халиков. – Саратов, 2005; Башмаков, И. С. Особенности первоначального этапа расследования коррупционных преступлений, совершаемых представителями органов местной власти: Дисс. канд. юрид. наук / И.С. Башмаков. - Екатеринбург, 2006; Чупахин, Р.В. Расследование взяточничества: теоретические и прикладные аспекты: Дисс. канд. юрид. наук / Р.В. Чупахин. – М.,2006 и др.

[2] Проанкетировано 83 сотрудника подразделений собственной безопасности органов внутренних дел в 8 субъектах Российской Федерации.

[3] Проанкетировано 78 следователей следственных управлений Следственного комитета при Прокуратуре России в 8 субъектах Российской Федерации

[4] Герасимов, И.Ф. Тактические операции как форма взаимодействия органов предварительного следствия и дознания / И.Ф. Герасимов // Тактические операции и эффективность расследования. – Свердловск, 1986; Драпкин, Л. Я. К вопросу о понятии и сущности поисковых тактических операций в раскрытии и расследовании преступлений /Л. Я. Драпкин //Юридическая наука и правоохранительная практика, 2008. - № 1; Дулов, А.В. Тактические операции при расследовании преступлений / А.В. Дулов. – Минск: Изд-во Белорус. ун-та, 1973; Комаров, И.М. Криминалистические операции в досудебном производстве / И.М. Комаров. - Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2002; Святненко, А.И. Тактическая операция как способ разрешения следственных ситуаций с высокой степенью информационной неопределенности: Дисс. канд. юрид. наук / А.И. Святненко. – Ставрополь, 2008 и др

[5] Зникин, В.К. Оперативно-розыскная деятельность как система добывания и собирания уголовно-процессуальных доказательств: учебное пособие / В.К. Зникин. – Кемерово: Кемеров. гос. ун-т, 2000; Машков, С.А. Осуществление оперативно-розыскной деятельности при раскрытии фактов взяточничества: история, теория, практика: монография / С.А. Машков. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003; Гармаев, Ю.П. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании уголовных дел о взяточничестве / Ю.П. Гармаев. – М.: Изд. дом Шумиловой, 2005; Халиков, А.Н. Особенности расследования получения взяток должностными лицами правоохранительных органов / А.Н. Халиков. – М.: Изд-во «Юрлитинформ», 2006; Чечетин, А.Е. Актуальные проблемы теории оперативно-розыскных мероприятий: монография / А.Е. Чечетин. – М.: Изд. дом Шумиловой, 2006; Шумилов, А.Ю. Курс основ оперативно-разыскной деятельности: учебник для вузов / А.Ю. Шумилов. – М.: Изд. дом Шумиловой, 2008 и др.