Халилов Ф.Я. Перспектива использования специальных программных обеспечений в процессуальной деятельности органов уголовного преследования: практика Азербайджанской Республики
Электронное следствие заменит бумажное? Использованию информационных технологий в уголовном судопроизводстве посвящена данная статья.
Халилов Ф.Я. Перспектива использования специальных программных обеспечений в процессуальной деятельности органов уголовного преследования: практика Азербайджанской Республики // Актуальные проблемы уголовно-процессуального права и практика его применения: Материалы международной дистанционной научно-практической конференции, состоявшейся 30 апреля 2009 г. — Караганда: КЮИ МВД РКим. Б. Бейсенова, 2009. с. 264-269.
О концепции «Электронное следствие». Электронное следствие – это прикладное программное обеспечение, включающее в себе перечень систематизированных алгоритмов, предназначенных для реализации управления, оптимизации и повышения эффективности процесса предварительного следствия и процессуального надзора. Основные положения данной концепции были разработаны нами в 2008 году в пределах научно-исследовательской работы по теме «Процессуальный статус субъектов уголовного преследования в стадии предварительного расследования» в целях разработки пакета предложений для оптимизации процессуальной деятельности следователей и прокуроров на стадии предварительного следствия. Сейчас работа над концепцией ведется самостоятельно и в двух направлениях: 1) Разработка теоретических основ и пакета предложений для внесения соответствующих изменений и дополнений в уголовно-процессуальное законодательство (регламентация использования информационных технологий в уголовном судопроизводстве, прав и обязанностей должностных лиц и других участников уголовного процесса в связи с применением информационных технологий и т.п.); 2) Разработка самой программы «Elektron istintaq. Versiya 1.0.» (Электронное следствие. Версия 1.0.), её апробация и разработка руководства и рекомендаций по применению для пользователей. Так как мы считаем целесообразным предоставить в распоряжение органов уголовного преследования 5 функций в одной программе, следственно работы ведутся над следующими функциями: Электронный классификатор и определитель подследственности. Впервые алгоритмы квалификации преступлений были разработаны в начале 60-х годов, и они представляли собой перечень вопросов, разрешаемых в определенной последовательности; в зависимости от ответа на каждый из них («да» или «нет») выбиралось соответствующее направление.[4] Наши программисты выбрали другой метод. По их мнению будет целесообразнее реализовать «распознавание» того или иного состава преступления на основе тезауруса. Для этого в качестве компонентов тезауруса разрабатывается совокупность таких ключевых слов, на основе которых программа сможет оценивать деяние при введении фабулы в соответствующее место на «диалоговом окне». После квалификации преступления определитель подследственности опять-таки по ключевым словам сможет дать информацию о предметной (родовой), персональной (субъектной), территориальной или альтернативной подследственности преступления, а также в необходимых случаях информацию о необходимости передачи материалов о преступлении в суд (о преступлениях преследуемых в порядке частного обвинения). Планирование следствия. Эта функция предназначается для контроля процессуальных сроков (сроки предварительного следствия, мер пересечения и т.п.), для планирования системы и последовательности следственных действий по многоэпизодным и сложным уголовным делам, для определения перечня процессуальных решений, предстоящих к принятию, а также для предложения следователям соответствующих рекомендаций при типичных следственных ситуациях. Предусматривается снабжать эту функцию специфическими аудио и визуальными сигналами, напоминающими пользователю о предстоящих процессуальных действиях, которые будут сопровождаться соответствующими справками (например, при назначении экспертизы программа напомнит пользователю о необходимости предъявления постановления о назначении экспертизы для ознакомления, подозреваемому и обвиняемому составлением протокола и т.д.) для упрощения деятельности следователей и обеспечения законности их действий. Функция электронного надзора тесно связана с функцией оформления процессуальных актов. Как известно, в законе указаны несколько видов постановлений, при вынесении которых прокурор, осуществляющий процессуальное руководство, должен быть осведомлен об этом и ему должна быть направлена копия постановления. Так, например, согласно ст. 210.4 УПК АР, «копия постановления о возбуждении уголовного дела в течение 24 часов направляется лицом, принявшим это постановление … прокурору, осуществляющему процессуальное руководство предварительным расследованием». В некоторых случаях срок уведомления прокурора о соответствующем постановлении определяется до 48 часов. Так, например, согласно ст. 445.2 УПК АР в случаях, когда оперативно-розыскные меры, указанные в законе, осуществляются без постановления суда, а по мотивированному постановлению компетентного лица органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, последний в течение 48 часов после проведения соответствующей меры должен представить прокурору, осуществляющему процессуальное руководство предварительным расследованием, мотивированное постановление о проведении оперативно-розыскной меры. При использовании же специального программного пакета эти сроки могут быть исчислены не по часам, а по секундам, что, в свою очередь, даст прокурорам возможность более оперативно реагировать на незаконные действия субъектов предварительного следствия. Механизм работы этой функции прост и его можно описать следующим образом. Как было отмечено, эта функция связана с функцией оформления процессуальных актов. Когда следователем будет оформляться тот вид процессуального акта, о принятии которого следует сообщить прокурору, при даче команды «печать», независимо от волеизъявления следователя, соответствующая информация и электронная копия акта в течение нескольких секунд направится (здесь можно воспользоваться как Интернетом, так и локальными сетями) прокурору, осуществляющему надзор. Соответствующие данные (например, какому именно прокурору будет направляться копия акта) будут вводиться при инстализации программы. Далее уже в компьютере прокурора появится аудио и визуальный сигнал, уведомляющий его в режиме «он-лайн» о принятии того или иного акта, требующего проверки на законность и обоснованность. Такой сигнал будет носить характер «активного линка» и при нажатии левой кнопки «мыщи» на нем, откроется «окно», содержащее содержание постановления. У прокурора также будет возможность сохранить все копии актов в соответствующей базе данных, с опцией поиска. [1] См. подробнее: Исаев Е. Информационные технологии в правоохранительной деятельности и методология их применения // Актуальные проблемы судебной экспертизы, криминалистики и криминологии. Сборник научных статей. № 47. Гл. ред. Ф. Джавадов. Баку. 2008.С. 264-276. [2] См. Криминалистика. Учебник для вузов (на азерб. языке). Отв. ред. К.Г. Сариджалинская. Баку: Юрид.лит. 1999. С. 330-331. [3] См. Жбанков В.А. Основные направления использования современных компьютерных технологий в криминалистике // Ученые записки Ульяновского государственного университета. Сер. Государство и право Вып. 1(11). Государство и право: проблемы, поиски решений, предложения. Под ред. Чучаева А.И. Ульяновск: УлГУ. 2000. С. 112 [4] См. Андреев Б., Бушуев Г. Компьютерная программа квалификации преступлений // Законность. 1994. № 3. С. 41. [6] См. Сафронов М. Персональный компьютер прокурора // Законность. 2002. № 9. С. 20-22.
Электронный (дистанционный) надзор. В литературе встречаются идеи с использованием компьютерных технологий, направленных на оптимизацию работы прокуроров в сфере их технической и организационной деятельности.[6] Считаем, что при решении конкретных технических вопросов информационные технологии можно использовать и в процессуальной деятельности прокуроров, а именно, при осуществлении ими процессуального надзора.
Считаем, что данную программу можно будет использовать не только в практической работе, но и при подготовке новых кадров для правоохранительных органов и в процессе обучения студентов юридических факультетов.
- войдите для комментирования
|