Уголовный процесс. Проблемные лекции / под ред. В. Т. Томина, И. А. Зинченко. М. 2013

 

 

Уголовный процесс. Проблемные лекции / под ред. В. Т. Томина, И. А. Зинченко. — М. : Издательство Юрайт, 2013. — 799 с. — Серия : Магистр. 

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС. ПРОБЛЕМНЫЕ ЛЕКЦИИ. Учебник для магистров
Код: 368469 368469
Дата выхода: 24.09.2012
Цена: 649.00 р. 649.00р.
Формат: 60*90/16 60*90/16
Год: 2013 2013
Страниц: 799 799
ISBN: 978-5-9916-2180-9
ББК 67.41я73 67.41я73
Серия: Магистр Магистр
Издательство: М.: издательство Юрайт

Направления подготовки/специальности: Правоохранительная деятельность 030505 (023100); Судебная экспертиза 030502 (350600); Юриспруденция 030500 (521400); Юриспруденция 030501 (021100); Юриспруденция 050402 (032700)

Научные редакторы:

  • Томин Валентин Тимофеевич — заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор Нижегородской академии МВД России;
  • Зинченко Игорь Анатольевич — кандидат юридических наук, доцент Калининградского филиала Международного университета (г. Москва).
Настоящая книга является редкой по своему жанру. Это не курс уго­ловного судопроизводства и не курс лекций по уголовному судопроизвод­ству, хотя структура работы отчасти сходна с подобными изданиями. В ее содержании традиционные вопросы уголовного судопроизводства (сущ­ность уголовного процесса, источники уголовно-процессуального права, принципы судопроизводства, субъекты уголовно-процессуальной дея­тельности, досудебное и судебное производство и др.) рассматриваются на проблемном уровне, отражающем новые направления в процессуаль­ной науке и правоприменительной деятельности, освещаются вопросы, получившие в последнее время иное, чем ранее, видение и более глубокую разработку. Книга подготовлена авторским коллективом представителей Нижегородской школы процессуалистов.

Для аспирантов и студентов, научных работников, преподавателей, а также практических работников системы уголовной юстиции.

ISBN 978-5-9916-2180-9


© Коллектив авторов, 2012

© ООО «Издательство Юрайт», 2013


СОДЕРЖАНИЕ

Авторский коллектив          10

Принятые сокращения         12

Предуведомление     15

Нижегородская школа процессуалистов   20

Лекция-монография. Насущные проблемы современной отечественной уголовной юстиции (В. Т. Томин) 27

§ 1. Напоминание о таблице умножения (азбука и терминология системного анализа). Проблемная ситуация. Проблема. Уголовное судопроизводство отечественное. Уголовное судопроизводство современное  27

§ 2. Основная проблемная ситуация сегодняшнего, вчерашнего и, вероятно, завтрашнего дня в отечественной уголовной юстиции   34

§ 3. Сомнения, порождаемые п. «о» ст. 71 и ст. 72 Конституции РФ .... 48

§ 4. Противоречия, порождающие несправедливость современной отечественной уголовной юстиции    50

§ 5. Про конфискацию имущества  53

§ 6. Целеполагание в уголовном процессе           53

§ 7. Служебная роль (предназначенность) мер процессуального принуждения             56

§ 8. Непосредственные задачи стадий уголовного процесса             58

§ 9. Цель производства следственных действий 58

§ 10. Функции-задачи государственных органов — участников уголовного процесса             58

§ 11. Законные интересы участников уголовного процесса             58

§ 12. Задачи уголовно-процессуального законодательства       59

§ 13. Законодательство рождается для применения. Законодательные акты — для изменений. Частые — и особенно непродуманные — изменения норм права лишают его эффективности        59

§ 14. Первый настоящий уголовно-процессуальный кодекс России           62

§ 15. Современная уголовная юстиция в нашей стране может быть лишь юстицией переходного периода    64

§ 16. Резюме  66

 

РАЗДЕЛ 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Лекция 1. Понятие и назначение уголовного процесса  72

§ 1. О полисемии (многозначности) термина «уголовный процесс»   72

§ 2. Сущность и определение уголовного процесса

как отрасли государственной деятельности         73

§ 3. Содержание современного отечественного уголовного процесса как отрасли государственной деятельности. Понятие, система и классификация его стадий           77

§ 4. Уголовно-процессуальные функции  82

§ 5. Процессуальная форма 85

§ 6. Процессуальные гарантии       86

§ 7. Назначение уголовного судопроизводства (уголовного процесса)         86

§ 8. Наука уголовного процесса      89

§ 9. Метод науки уголовного процесса     90

§ 10. Система учебной дисциплины «уголовный процесс»       92

§ 11. Взаимодействие науки и учебной дисциплины «уголовный процесс» с другими науками и учебными дисциплинами         92

Лекция 2. Уголовно-процессуальное целеполагание и достижение целей уголовного наказания          96

§ 1. Постановка проблемы  96

§ 2. Цель уголовного процесса       98

§ 3. Содержание цели уголовного процесса: позиции предшественников   100

§ 4. Цели уголовного наказания: позиции предшественников  103

§ 5. Формирование целей уголовного наказания в современном отечественном законодательстве в зависимости от уровней целеполагания          106

§ 6. Межотраслевая целеустремленная система «уголовное судопроизводство — уголовное наказание»

(вместо заключения)            117

Лекция 3. Отечественное уголовно-процессуальное право: проблемы и перспективы          119

§ 1. Отечественное уголовно-процессуальное право: понятие, содержание. Химера совершенствования уголовно-процессуального права  119

§ 2. Принципы уголовно-процессуального права и критерии их систематизации   123

§ 3. Идеологемы в уголовно-процессуальном праве       127

§ 4. Система и антисистема отечественного уголовно-процессуального права 131

Лекция 4. Уголовно-процессуальная политика в контексте уголовной политики государства          134

§ 1. Введение в проблему    134

§ 2. Понятие и содержание уголовной и уголовно-процессуальной политики       136

§ 3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ в контексте уголовно-процессуальной политики  139

§ 4. Перспективы развития уголовно-процессуальной политики         142

Лекция 5. Уголовно-процессуальные нормы       146

§ 1. Понятие и классификация норм уголовно-процессуального права  146

§ 2. Характеристика отдельных уголовно-процессуальных норм         164

Лекция 6. Принципы отечественного уголовного процесса       207

§ 1. Два пути конструирования принципов уголовного процесса            207

§ 2. Общие положения, зафиксированные в гл. 2 УПК РФ, названной «принципы уголовного судопроизводства»  208

§ 3. Понятие доктринального принципа отечественного уголовного процесса            212

§ 4. Система принципов современного отечественного уголовного процесса: понятие    214

§ 5. Характеристика (раскрытие содержания) доктринальных принципов современного отечественного уголовного процесса         215

§ 6. Положения высокой степени общности, не являющиеся принципами уголовного процесса         232

§ 7. Механизм воздействия принципов уголовного судопроизводства на уголовно-процессуальную и законодательную деятельности             239

Лекция 7. Обвинительная власть. Уголовный иск. Уголовное преследование и его виды       241

§ 1. Обвинительная власть             241

§ 2. Уголовный иск  251

§ 3. Уголовное преследование       265

§ 4. Виды обвинения и уголовного преследования        271

Лекция 8. Участники уголовного процесса          293

§ 1. Понятие субъектов и участников уголовного процесса. Классификация участников уголовного процесса           293

§ 2. Участники уголовного судопроизводства, ведущие процесс. Суд          303

§ 3. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения        310

§ 4. Участие в уголовном судопроизводстве следователя          326

§ 5. Участие в уголовном судопроизводстве лиц, которым преступлением причинен ущерб           328

§ 6. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты  335

§ 7. Представители   342

§ 8. Участники уголовного судопроизводства, способствующие осуществлению правосудия            350

§ 9. Участвующие в деле лица с неопределенным или недостаточно определенным процессуальным положением     355

Лекция 9. Факты — доказательства — доказывание      372

§ 1. Факты     372

§ 2. Доказательства 398

§ 3. Доводы   403

§ 4. Доказывание      409

Лекция 10. Проблемы доказательственного права в УПК РФ   425

Лекция 11. Проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе          445

§ 1. Краткий очерк развития теоретических и правовых представлений об использовании результатов ОРД в уголовном процессе        445

§ 2. Использование результатов ОРД в доказывании     449

§ 3. Иные направления использования результатов ОРД в уголовном процессе          456

§ 4. Результаты ОРД при подготовке и осуществлении следственных и судебных действий          459

Лекция 12. Актуализация института судебной защиты личности и государства в сфере уголовного судопроизводства России (на досудебном этапе)         462

§ 1. Содержание института судебной защиты     462

§ 2. Судебная деятельность в контексте назначения уголовного судопроизводства     464

§ 3. Заявитель как основной субъект судебного контроля, реализуемого в порядке ст. 125 УПК РФ  469

§ 4. Обжалование действий и решений должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство

(гл. 16 УПК РФ)        475

 

РАЗДЕЛ 2

ДОСУДЕБНОЕ И СУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Лекция 13. Возбуждение органами предварительного расследования уголовного дела в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления             491

§ 1. Сущность возбуждения уголовного дела в отношении лица,
подозреваемого в совершении преступления, его место в механизме
уголовного преследования  491

§ 2. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела

в отношении лица    500

§ 3. Порядок возбуждения органами предварительного

расследования уголовного дела в отношении лица        518

Лекция 14. Усмотрение следователя и пределы его применения          546

§ 1. Сущность, понятие и значение усмотрения следователя    546

§ 2. Сфера и границы усмотрения следователя    561

§ 3. Пределы усмотрения следователя в условиях относительной
определенности предписаний уголовно-процессуального права         581

Лекция 15. Письменность — общее условие предварительного расследования           594

Лекция 16. Следственные действия          602

§ 1. Понятие и виды следственных действий      602

§ 2. Условия и общие правила производства

следственных действий      610

§ 3. Характеристика отдельных следственных действий           615

Лекция 17. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования         647

§ 1. Прекращение уголовного дела и уголовного преследования: становление и развитие института           647

§ 2. Основания прекращения уголовного дела и уголовного преследования          655

§ 3. Прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям: общетеоретические вопросы       662

§ 4. Правовое регулирование возмещения вреда реабилитированному лицу 664

§ 5. Порядок прекращения уголовного дела и уголовного преследования. Алгоритм действий следователя           669

Лекция 18. Общие условия судебного разбирательства  675

Лекция 19. К вопросу о проблемах появления нового участника уголовного судопроизводства в связи с производством о применении принудительных мер медицинского характера           695

Лекция 20. Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц   714

§ 1. Правовые и гносеологические основы особенностей производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц           714

§ 2. Понятие особенностей и общие условия производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц   724

§ 3. Порядок производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц    732

Лекция 21. Уголовный процесс зарубежных государств             741

§ 1. Характеристика уголовного судопроизводства некоторых основных мировых правовых семейств    741

§ 2. Мусульманское уголовное судопроизводство           743

§ 3. Уголовный процесс мусульманских стран    747

§ 4. Уголовный процесс Китайской народной республики       749

§ 5. Действующий Уголовно-процессуальный Закон Китайской Народной Республики         754

Лекция 22. Обеспечение процессуальных статусов потерпевшего и обвиняемого в американском уголовном процессе      759

§ 1. Потерпевший     760

§ 2. Обвиняемый      763

§ 3. Вместо заключения       778

 

РАЗДЕЛ 3.

О ЧЕМ ДУМАЮТ И ПИШУТ ПРИВЕРЖЕНЦЫ НИЖЕГОРОДСКОЙ ШКОЛЫ ПРОЦЕССУАЛИСТОВ

От научных редакторов        785

Доказывание в уголовном процессе: деятельностная парадигма.
Теоретический анализ. Проблематизация. СМД-репрезентация
(Гмырко В. П.)          786

77-летию заслуженного деятеля науки России Валентина Тимофеевича Томина, профессора кафедры уголовного процесса его имени, члена Координационного совета Международного союза юристов, почетного президента Нижегородского отделения Международного объединения полицейских

(и т.д. и т.п.) посвящается

 

АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

Александров Александр Сергеевич, доктор юридических наук, про­фессор кафедры уголовного процесса Нижегородской академии МВД России — лекции 7 (совместно с А. А. Кухтой, А. Д. Марчуком), 9 (совместно с А. А. Кухтой);

Бахта Андрей Сергеевич, кандидат юридических наук, доцент, начальник Хабаровского института МВД России — лекция 5 (совме­стно с П. Г. Марфициным);

Гмырко Валерий Петрович, кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета Академии таможенной службы Украины — раздел 3;

Гришин Сергей Петрович, заслуженный юрист РФ, кандидат юри­дических наук, доцент, ректор Нижегородской правовой академии — лекция 18 (совместно с В. Т. Томиным);

Зинченко Игорь Анатольевич, кандидат юридических наук, доцент Калининградского филиала Международного университета (в Москве) — лекции 4, 10;

Кальницкий Владимир Васильевич, заслуженный юрист РФ, кан­дидат юридических наук, профессор, начальник кафедры уголовного процесса Омской академии МВД России — лекция 16;

Карпов Евгений Николаевич, старший преподаватель Нижегород­ского коммерческого института — лекция 8 (совместно с В. Т. Томи-ным);

Колмаков Петр Александрович, доктор юридических наук, профес­сор, заведующий кафедрой уголовного права и процесса Сыктывкар­ского государственного университета — лекция 19;

Корнелюк Оксана Владимировна, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры правового обеспечения оперативно-розыскной деятельности Уфимского филиала Северо-Западного института повышения квалификации ФСКН России — лекция 22;

Кухта Андрей Андреевич, кандидат юридических наук, доцент, начальник Сибирского Управления внутренних дел на транспорте — лекции 7 (совместно с А. С. Александровым, А. Д. Марчуком), 9 (совместно с А. С. Александровым);

Левинова Татьяна Алексеевна, кандидат юридических наук, доцент, начальник отдела правового обеспечения УВД Ярославской области — лекция 17;

Марфицин Павел Григорьевич, доктор юридических наук, профес­сор кафедры уголовного процесса и криминалистики Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского — лекции 5 (совместно с А. С. Вахтой), 13 (совместно с К. В. Муравьевым), 14, 15 (совместно с Н. М. Николаевой), 20;

Марчук Александр Дмитриевич, кандидат юридических наук, доцент; доцент кафедры уголовного процесса Нижегородской ака­демии МВД России — лекция 7 (совместно с А. С. Александровым, А. А. Кухтой);

Муравьев Кирилл Владимирович, кандидат юридических наук, стар­ший преподаватель кафедры уголовного процесса Омской академии МВД России — лекция 13 (совместно с П. Г. Марфициным);

Николаева Нина Михайловна, кандидат юридических наук, доцент, преподаватель кафедры уголовного процесса Сибирского юридиче­ского института МВД России — лекция 15 (совместно с П. Г. Мар-фи ци ным);

Поляков Михаил Петрович, доктор юридических наук, профес­сор, заместитель начальника Нижегородской академии МВД России по научной работе — лекция 11;

Проценко Валерий Петрович, заслуженный юрист Кубани, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного процесса Кубанского государственного аграрного университета — лекция 3;

Сверчков Владимир Викторович, доктор юридических наук, доцент; доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Ниже­городской академии МВД России и кафедры уголовного права Ниже­городского государственного университета им. Н. И. Лобачевского — лекция 2 (совместно с В. Т. Томиным);

Томин Валентин Тимофеевич, заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного процесса Нижегородской академии МВД России — лекция-монография; лек­ции 1, 2 (совместно с В. В. Сверчковым), 6, 8 (совместно с Е. Н. Кар­повым), 18 (совместно с С. П. Гришиным), 21;

Ярцев Роман Валерьевич, кандидат юридических наук, судья Ниже­городского областного суда, член президиума — лекция 12.


 

ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ

1. Проблемное преподавание. Проблемность — идентификация в лекциях для студентов, а тем более для аспирантов, проблемных жизненных ситуаций, их глубокий анализ и преобразование в проб­лемы — это, конечно, хорошо. Только для кого? Для правопримени­теля — следователя, прокурора, судьи, — на мой взгляд, не совсем.

Что такое проблема? Полагаю, что в отличие от проблемной ситуа­ции, означающей «противоречие, требующее преодоления», термин «проблема» весьма строг и означает, что «идентифицировано проти­воречие, требующее преодоления, и предложены идея, эвристический подход, в лучшем случае — алгоритм по его преодолению».

В наши дни мир перенасыщен проблемными ситуациями и пробле­мами. В них захлебывается и уголовное судопроизводство. Противо­речие между задачей охраны общества в целом и интересами охраны каждого отдельного его члена, конечно же, существует. Противоре­чиями между отдельным человеком, а также окружающими его дру­гими людьми и институтами наполнена любая реальность, и на них невозможно закрывать глаза.

В целях борьбы со злом, непременно возникающим, если давать противоречиям особого рода свободу естественно развиваться, чело­вечество порождало в том или ином виде функцию охраны мира в общине (потом охраны правопорядка в обществе). В ходе реализации этой функции для борьбы с высшими проявлениями зла выкристалли­зовались процедуры уголовного процесса и уголовное наказание как форма воздействия на нарушителей мира в общине, на причинителей зла, злочинцев. Уголовное судопроизводство как средство миними­зации зла, причиняемого неумелым снятием возникающих в повсе­дневном человеческом общежитии противоречий особого рода, само по себе не может не порождать новых противоречий и тем самым в состоянии переполнить и без того не пустую мирскую чашу проти-во стоя ний.

Противоречие заключается, наверное, не только в социуме, но, во всяком случае, в социуме оно крайне редко преодолевается (дей­ствительно преодолевается) простым снятием одной из его сторон.

В обществе и государстве, где интересы людей просто не могут не быть в том или ином аспекте противоречивыми, нередко конфликтными, единственным эффективным способом снятия противоречий и пре­дотвращения конфликтов в случаях свободного развития противо­речий является компромисс. Для этого и существует право. В нашем случае уголовно-процессуальное, в иной интерпретации — судебное.

Именно поэтому для уголовного судопроизводства любые сужде­ния, игнорирующие его противоречивость, представляются утопиче­ски ми.

Компромисс — орудие ломкое. К тому же в качестве инструмента раз­решения противоречия он часто не в состоянии угодить всем его сторо­нам и сразу. Приверженцы и сторонники и той, и другой стороны быстро и охотно принимают (оценивают положительно) обстоятельства, свиде­тельствующие в их пользу, и тут же начинают оппонировать тем состав­ляющим компромисса, которые вроде бы на пользу другой стороне.

Почему столь часто хороший закон критикуют с обеих сторон? Да потому и критикуют, что он хороший, потому, что в нем соблюден баланс их интересов. Розы и шипы пропорционально распределены между обеими сторонами противоречия. К тому же хороший закон — это закон принятый и вступивший в силу своевременно, т.е. именно тогда, когда он необходим для урегулирования насущного жизненного противоречия, решения насущной проблемной ситуации, когда он существеннейшим образом задевает человеческие интересы.

Весьма медленная разработка и последовавшее за ней суетливое принятие УПК РФ, как и его содержание, привели к возникновению дополнительных проблем. Среди них не последнее место занимает целый сонм проблемных ситуаций, порожденных рассогласованием содержания УПК РФ с профессиональным и общим правосознанием большинства юристов и значительного числа потенциальных участни­ков уголовного процесса (большинства населения страны).

Уже давно я сам не расследую уголовные дела. Иногда выражаю искреннее сочувствие своим слушателям, говорю им о своих опа­сениях, о том, что в сегодняшнее смутное время, в современной политически обосновываемой клановой структуре государства, я бы просто не сумел работать. В мое время протекционизм был преступ­лением или, по крайней мере, серьезнейшим нравственным проступ­ком. Сегодня во власть приходят кланами (только называют их ина­че — командами). Это ли не питательная почва для протекционизма и последующей коррупции?

Проблемные ситуации, возникающие сегодня «на земле» реального уголовного процесса, я воспринимаю в основном через своих, к сожа­лению или счастью, очень разных учеников: выпускников, вчерашних студентов, студентов-заочников, адъюнктов и аспирантов, просто кол­лег. Но многое из того, что значительная часть современных авторов знает по книгам, я прочувствовал на себе. Именно в мое время основ­ные кадры в милиции, прокуратуре и судах составляли фронтовики, только что демобилизованные из армии. В следственном отделе УВД Сахалинского облисполкома длительное время я был единственным следователем с высшим образованием, однако следственному и опе­ративному мастерству многие из моих коллег научили меня гораздо больше, чем я их теории права.

Этой же, сформулированной выше задаче — знанию того, что происходит за окном, — служит и работа с докторантами. Некоторых из них мыслящий читатель увидит в качестве авторов или соавторов ряда проблемных лекций, помещенных в настоящей книге.

Мир, наполненный проблемными ситуациями, требует адекват­ного ему процесса обучения. Проблемное обучение, в свою очередь, невозможно без обнаружения, идентификации, осознания и осмысле­ния проблемных ситуаций, стоящих перед обществом и государством.

Замечу, не без некоторой доли ехидства: неплохо было бы, чтобы эти обнаружение, идентификация, осознание и осмысление не мино­вали бы лиц, занимающих должности ученых, и, естественно, препо­давателей.

Осмысление проблемной ситуации начинается с целеполагания, которое реализуется в системе целеуказаний. Однако преобразование проблемной ситуации в проблему осмыслением целей (и задач) и даже их постановкой процесса достижения цели еще не завершает.

По моему мнению, отечественный законодатель попал сегодня под сильное постороннее и одновременно одностороннее влияние.

А между тем на Востоке накоплен не менее заслуживающий вни­мания и исследования опыт.

Китайскому императору Кан Ши приписывается следующий очень смелый и совершенно неожиданный парадокс: «Число тяжб беспри­мерно возрастет, если люди не будут бояться обращаться в суды, наде­ясь легко найти там справедливость... Половины наших подданных не хватит, чтобы решать споры другой половины. Поэтому я требую, чтобы с теми, кто обращается в суд, обходились безжалостно, так чтобы они почувствовали отвращение к праву и тряслись от страха от одной мысли предстать перед судом»[1]. Между прочим, согласнокитайской легенде право (фа) было изобретено варварским народом, именовавшимся миао, в XXIII в. до н.э.[2]

Право и в тот период китайцами, конечно, не отрицалось пол­ностью. Считалось, однако, что оно необходимо только для тех, кто не руководствуется моральными требованиями, для неисправимых преступников и... для иностранцев, чуждых китайской цивилизации[3]. «Китайский же народ прекрасно обходится и без права. Он не интере­суется тем, какие нормы содержат законы, не обращается в суд и регу­лирует межличностные отношения... следуя не праву, а соглашению и гармонии»[4].

Весьма полезно в наши времена, времена торжествующего победы индивидуализма, вдуматься в следующую заповедь конфуцианства: «Человек не должен настаивать на своих правах, поскольку долг каж­дого — стремиться к согласию и забывать о себе в интересах всех».

Помимо восточного и западного опытов в мире есть еще одно совершенно уникальное, на сегодняшний день, пожалуй, единствен­ное, явление — евразийское российское государство. Забывать об этом, убежден, большой грех не только для православия, христианства в целом, но и для всех других вероисповеданий, которых придержи­ваются народы, живущие на территории сегодняшней Руси.

 

2. Проблемному миру — проблемное обучение. Обучение требует учебников. Вспоминаю, когда мы вместе с В. И. Бадашхановым, про­служившим всю свою жизнь в шаманско-буддистской среде, рабо­тали над его кандидатской диссертацией, я приобрел для себя новые знания. Наверное, это типично для каждого научного руководителя советского образца, а я родом из СССР. Мы интервьюировали, среди других, одного смелого ламу в Иволгинском дацане[5] (вблизи Улан-Удэ). Среди его суждений: «Кража книги — не кража!». Заимствование книги — это способ получения новых знаний. Преподаватели в дацане не передают обучаемому печатных источников информации. Устно. Только устно! Естественно, они не желают, чтобы у них заимствовали письменные источники информации, нередко существующие в един­ственном экземпляре.

На Руси учебники, в том числе и сборники лекций, издавали. Ино­гда даже иждивением «господ студентов». Таким образом, в частно­сти, был издан курс И. Я. Фойницкого. Издания же, вероятно, един­ственного в своем роде, сборника проблемных лекций я, честно говоря, не припоминаю. Проблемные ситуации анализировались в основном в монографиях, проблемных статьях, иногда даже в учебных или, чаще, практических пособиях, но почти никогда в учебниках. В учебниках и учебных пособиях анализировались больше точки зрения.

Однако сегодня издание собрания проблемных лекций, согласую­щихся между собой в единстве общей позиции, мои коллеги по Ниже­городской школе процессуалистов и я считаем необходимым.

Давайте разберемся. Начнем со следующей констатации. Уго­ловно-процессуальный кодекс РФ резко отступил от позиций науки и практики отечественного уголовного процесса, сменив свою при­надлежность к континентальному правовому семейству на принад­лежность к англосаксонскому. Более того, его составители забыли или проигнорировали то обстоятельство, что более 70 лет профес­сиональное правосознание и правосознание народов, проживавших на территории СССР, формировалось под воздействием совершенно нового семейства права — советского, не европейского, а евразийского. К слову, не станем забывать, что термин «советское право» получил все права гражданства у компаративистов.

В такой ситуации полное и моментальное изменение правосозна­ния невозможно, в каком бы документе желания или даже веления такого типа ни были записаны.

Книга адресована всем мыслящим правоведам и вообще каждому читателю, влюбленному в отечественный уголовный процесс.

В. Т. Томин, заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор


 

НИЖЕГОРОДСКАЯ ШКОЛА ПРОЦЕССУАЛИСТОВ

Под именем Нижегородской школы процессуалистов (НШП) несколько лет назад в юридическом мире появился некий коллектив­ный научно-исследовательский субъект. В некоторых изданиях такое название было даже отражено на титульном листе[6]. Данный факт ока­зался замечен и принят научным сообществом, и впоследствии на дан­ную школу нередко стали ссылаться как на автономный источник тео­ретических наработок.

Но кто и что скрывается за названием «Нижегородская школа про­цессуалистов»? В чем заключаются онтологическая и методологиче­ская специфики этой особой формы жизни научного «Мы»? Почему это «Мы» представляет собой нечто большее, чем сумма научных «Я» исследователей, в жизни и научной карьере которых Нижний Новго­род сыграл значительную роль?

Давно известно, что труднее всего определять вещи и явления, сами собой разумеющиеся. По сути, таковым для меня и является феномен Нижегородской школы процессуалистов: я знаю, что это, но точно описать не в состоянии. Поэтому правильнее будет сказать: не знаю, а чувствую. Я чувствую, что НШП живет, развивается и ока­зывает реальное влияние не только на научное бытие, но и на саму нашу жизнь.

Не скрою, мною неоднократно предпринимались попытки дать определение НШП. В результате на свет появилась следующая дефи­ниция: Нижегородская школа процессуалистов есть неформальное объединение ученых-единомышленников, нацеленных на поиск теоре­тико-методологических и нормативно-прикладных средств повышения эффективности уголовного судопроизводства, способных превратить его (судопроизводство) в правоприменительный инструмент, адекват­ный современным потребностям борьбы с преступностью.

Однако едва ли данное определение способно отразить специфику, а главное — дух НШП. С каждым годом я все больше осознаю, что вос­приятие НШП в основе своей является сугубо личным для каждого, кто идентифицирует себя с этой школой. Личные ощущения генери­руются разными факторами, и в первую очередь отношением к науке вообще (расстановкой акцентов в паре «смысл или средство»). Форми­руются они и личными «топографическими» моментами: кто-то хочет быть внутри школы, кто-то — над ней, а кто-то — в стороне. Но оче­видно одно: процессуалист, работающий на нижегородской земле или некогда получавший здесь научные навыки, не может быть вне школы, как бы он ни стремился. Нижегородская школа процессуалистов есть некий контекст, информационная среда, которая накладывает отпеча­ток на нижегородских процессуалистов, в том числе и на тех, кто пыта­ется выглядеть диссидентами или отшельниками. Последние, на мой взгляд, просто избрали более долгий путь к истине.

Вместе с тем существуют вещи, имеющие более или менее конкрет­ный облик. Это история, методология, теоретический базис и научные ориентиры НШП.

Начну с истории. «Вселенная» НШП складывалась долго и вме­стила в себя не только временные, но и пространственные факторы. Здесь будет уместно вспомнить, что в истории НШП Нижний Новго­род не является первым и единственным городом. Местом зарожде­ния традиций НШП, своеобразной точкой отсчета мы считаем Омск, а конкретно — Омскую высшую школу МВД СССР. Именно там в конце 1960-х гг. сложилось содружество молодых ученых-энтузиа­стов, уверовавших в инструментальную ценность антикриминальных наук, а также и в себя как преобразователей жизни. Вдохновителем этой группы был Валентин Тимофеевич Томин, работавший тогда заместителем начальника Омской Высшей школы милиции МВД СССР по учебной и научной работе.

Омский период НШП продолжался около 10 лет и наложил суще­ственный отпечаток на нынешний облик нашей и Омской процес­суальных школ. После отъезда В. Т. Томина в г. Горький Омское научно-процессуальное направление не исчезло. Оно получило свое продолжение в работах известных сегодня процессуалистов: А. М. Баранова, Б. Б. Булатова, В. В. Кальницкого, П. Г. Марфи-цина, В. В. Николюка и др. Сейчас можно смело говорить о том, что у Омской и Нижегородской школ общие не только корни, но и кро­на. Не случайно кафедра уголовного процесса Нижегородской акаде­мии МВД России и одноименная кафедра Омской академии МВД РФ до сих пор очень тесно и плодотворно взаимодействуют. Они явля­ются, образно говоря, кафедрами-побратимами. Да и НШП нередко обозначается как Омско-Нижегородская.

В то же время общий базис и схожие традиции не исключают нали­чие особенностей у данных научных школ. Эти особенности сфор­мировались (и продолжают формироваться) именно в горьковско-нижегородский период. Ступени роста НШП неразрывно связаны с кафедрой уголовного процесса и криминологии (с 1991 г. — кафедра уголовного процесса Горьковской (Нижегородской) Высшей школы МВД СССР (России), ныне Нижегородской академии МВД России).

Первым и более 20 лет бессменным начальником кафедры был основатель НШП профессор В. Т. Томин. Он сформировал цельное представление об основах уголовного судопроизводства, источни­ках его развития и проблемности. Достаточно указать на выработку особого представления о цели процесса и его принципах. Это учение и было положено в теоретико-идеологическую основу научной школы. Таким образом, НШП по праву может называться Томинской школой.

Томинское учение не является догмой и не превращает НШП в схоластическую секту. В. Т. Томин никогда не заявлял, что его пред­ставления об уголовном процессе единственно верные. Созданное им учение, по моему мнению, больше, чем просто суммарный текст: это схема, контуры пути, руководство к действию. И хотя я ни разу не слышал от своего Учителя формулу: «Не идите по следам древних, но ищите то, что искали они», понимаю, что для НШП это главный дидактический принцип. В этом и заключается непреходящая цен­ность работ основателя НШП.

Еще одна «томинская» особенность НШП состоит в том, что наша процессуальная школа не предполагает единомыслия, основанного на однозначном следовании по пути отцов-основателей, и не явля­ется школой монопроблемы. Она системна, ее задачей является фор­мирование цельного представления об уголовном процессе, обучение последователей НШП осознанному применению разработанного научного метода.

Сам В. Т. Томин отдает предпочтение системному подходу, мастер­ское владение которым было продемонстрировано им в докторской диссертации[7]. Но я хочу выделить иную значимость методологической составляющей его работ — последовательное применение диалекти­ческого метода познания. Именно с точки зрения обучения этому методу, на мой взгляд, следует изучать его книги «Острые углы уголов­ного судопроизводства»[8] и «Уголовное судопроизводство: революция продолжается»[9]. В этом качестве они еще долго не утратят своей акту­альности. Подчеркну, что названные работы сыграли не последнюю роль в создании основы методологии НШП.

Однако развитие методологии школы не останавливается. Мето­дологическая увлеченность Учителя передается и его ученикам. И, да простят мне читатели вынужденную нескромность, основным пре­емником этой эстафеты я считаю себя. В докторской диссертации и одноименной монографии мною были предприняты попытки совер­шенствовать исследовательский инструментарий. Я считаю, что НШП должна выделяться среди других школ спецификой своего научного метода, и верю, что такой метод будет нами открыт. В то же время данный метод не должен замыкаться только на логических и эвристи­ческих приемах, он должен иметь еще и особый методологический дух.

Для обозначения этого духа наиболее подходящей является фор­мула — «живой уголовный процесс». Именно этот лозунг следует начер­тать на знаменах НШП, так как он более чем многозначен. Часть ассоциаций, связанных с ним, находится на поверхности: во-первых, главный принцип диалектики — все живет и познается в развитии; во-вторых, уголовный процесс должен служить улучшению жизни российского общества; в-третьих, исследователи должны работать с реальным, а не книжным процессом, т.е. «ходить» за проблемами не только в библиотеки, но и в народ (к следователям, судьям и т.п.); в-четвертых, что касается реформаторов: к процессу нужно отно­ситься как к живому существу и поэтому не стоит ломать его как вздумается. И это далеко не все установки, порождаемые указанным ло зун гом.

Но я полагаю, что важная часть школы живого уголовного процесса скрыта от глаз (пока и от наших тоже). Думается, что в каждой шко­ле должна быть некая тайна, в том числе и методологического рода. Именно она должна сплачивать последователей школы, пронизывать их духом исследовательского братства, исключать потребительское отношение к науке.

Частью жизненного воплощения живого уголовного процесса является теория его эффективности. Именно ее я поставил в центр определения НШП, приведенного выше. Концептуальные положе­ния, послужившие ее отправными пунктами, были сформулированыпрофессором В. Т. Томиным более 20 лет назад в книге «Уголовное судопроизводство: революция продолжается». Данное название работа получила вследствие авторской убежденности в том, что для карди­нальной перестройки уголовного судопроизводства непременно нуж­на революция, что только революционные преобразования смогут явить миру «юридическое чудо — первый в мировой истории уголовный процесс, который бы не только декларировал, но и реально обеспечивал неотвратимость ответственности»[10].

Все же позже В. Т. Томин пришел к выводу, что следует говорить не о революции, а о реформе. Революция — это ломка законов. Мы же их совершенствуем.

В этой связи стоит заметить, что пересмотр собственных позиций и публичное признание своей неправоты — одно из важнейших пра­вил НШП. Это дань традиции старой процессуальной школы (так, к примеру, поступал Н. Н. Полянский). Подобный ревизионный под­ход действует и применительно к научным достижениям своих сорат­ников. Нижегородская школа процессуалистов строит свое учение по схеме, напоминающей систему уголовного процесса: каждая новая диссертационная работа, подобно стадиям уголовного процесса, есть логическое продолжение и одновременно строгая ревизия предыду­щих достижений последователей Школы. Исследования представите­лей НШП можно узнать и по другим признакам: по структурированию научных работ, стилю, подходам и, главное, по пристальному вни­манию к методологическим схемам постановки и решения проблем.

Дальнейшее развитие концепция эффективного уголовного про­цесса получила в названной выше работе «Острые углы уголовного судопроизводства», в которой были развернуто представлены идеи оптимизации уголовного судопроизводства.

В качестве эпиграфа В. Т. Томин выбрал слова из «народной юрис­пруденции»: «Хорошо быть строгим. Лучше быть добрым. Еще луч­ше — справедливым». Этот афоризм как нельзя лучше резонирует с центральной проблемой современного уголовного процесса, суть которой заключается в том, что уголовное судопроизводство неспра­ведливо, потому что неэффективно.

Глубокие размышления о причинах неэффективности уголовного процесса приводят В. Т. Томина к выводу о том, что их корень кро­ется в неадекватном разрешении реально существующих жизненных противоречий.

Первое противоречие — между потребностями общества в соци­альной справедливости и возможностями правоохранительной сис­темы. Второе — между задачей обеспечить неотвратимость ответст­венности лиц, совершивших преступления (цель), и обязанностью блюсти законные интересы лиц, вовлекаемых в УСП. Третье — между предназначенностью УСП для проведения государственной политики и необходимости обеспечить независимость следователей, прокуро­ров, судей от других государственных и общественных органов. Чет­вертое — между необходимостью наличия специальных людей, осу­ществляющих эту деятельность, и предубежденностью против них. Пятое — между нуждой в преобразованиях УСП и консерватизмом этой системы как необходимым условием ее устойчивости.

Общее для этих противоречий — при всех различиях между ними — в том, что для их разрешения недостаточно усилий одной лишь пра­воохранительной системы.

Подтверждением тому, что предлагаемая вниманию читателей работа выполнена в духе живого уголовного процесса, служит и ее научно-публицистический стиль. Я полагаю, что сегодня его можно лишь приветствовать: уголовно-процессуальная наука должна стать идеологическим орудием, пробуждать не только мысли, но и эмоции; формировать не только позицию ученого, но и гражданина. Идеологи­ческая составляющая — важнейшая часть усилий НШП, и одно из его направлений — «национал-процессуализм» — мною уже называлось.

«Острые углы уголовного судопроизводства», как уже было отме­чено, — прекрасное пособие по методологии научного исследования, иллюстрация процедуры постановки проблем и поиска путей их раз­решения. В этой книге ясно показано, что нет проблем узкодисцип­линарных: уголовно-процессуальных, криминалистических и т.д., есть просто проблемы, требующие своего разрешения. И уголовный про­цесс — лишь один из инструментов разрешения проблемной ситуации.

Все перечисленные базисные моменты получили развитие в рабо­тах учеников В. Т. Томина. В них также можно увидеть, что исходной методологической установкой НШП выступает отказ от дифферен­циации инструментов борьбы с преступностью на узкодисциплинар­ные направления. Научные средства рассматриваются как инстру­менты, способные ослабить жизненные противоречия, провоцирую­щие возникновение проблем криминального толка.

Вклад НШП в развитие теории уголовного процесса определяется масштабностью научных интересов ее представителей. За более чем 30 лет своего существования НШП выработала оригинальные подходы ко многим разделам уголовно-процессуальной науки. Так, без тенииронии можно говорить о создании учения о принципах, целях и зада­чах уголовного процесса (В. Т. Томин, С. С. Ерашов, А. В. Федулов); теории участников уголовного процесса, в том числе и раздела об их безопасности (А. Ю. Епихин, А. А. Юнусов), а также защите имуще­ственных прав (С. В. Смирнов). В недрах НШП сегодня развиваются концепции уголовно-процессуальной интерпретации результатов ОРД (М. П. Поляков) и судебного следствия в состязательном уголовном процессе (С. П. Гришин); доказательственного права (И. А. Зинченко), теории судебного контроля (Н. Н. Ковтун), прокурорского уголовного преследования (Г. Н. Королев), усмотрения следователя (П. Г. Мар-фицин); ведутся исследования методологических основ языка уголов­ного процесса (А. С. Александров). В огне внутренних дискуссий зака­ляется направление, изучающее духовные (мировоззренческие) начала российского уголовного судопроизводства (А. В. Агутин).

Нижегородская школа процессуалистов смело берется за интерес­ные, но часто небесспорные проекты. Она является первопроходцем в разработке таких тем, как уголовно-процессуальные средства обеспе­чения экономической безопасности (С. В. Петраков), уголовно-про­цессуальный обряд (Т. В. Никифорова). Сделаны первые шаги по реа­лизации глобального проекта «Уголовный процесс на постсоветском пространстве», который должен подтвердить или опровергнуть гипо­тезу о существовании и позитивных методологических отличиях совет­ского уголовного процесса как особого (и не только исторического) ти па про цес са[11].

Подводя итоги сказанному, можно констатировать, что у НШП есть будущее. И оно гарантировано тем, что нам есть что искать, у нас есть надежные инструменты для поиска, и главное — есть люди. Это основной ресурс НШП, который позволит ей жить и оставаться воис­тину школой живого уголовного процесса.

М. П. Поляков, доктор юридических наук, профессор


НАСУЩНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ УГОЛОВНОЙ ЮСТИЦИИ[12]

ЛЕКЦИЯ-МОНОГРАФИЯ

Я не знаю, почему у теленка хвост растет сверху вниз, я просто констатирую факт.

Один из героев Джека Лондона

§ 1. Напоминание о таблице умножения (азбука и терминология системного анализа). Проблемная ситуация. Проблема. Уголовное судопроизводство отечественное. Уголовное судопроизводство современное

Одним из серьезных затруднений в обеспечении взаимопонима­ния между участниками правовых исследований является употребле­ние ими при межличностном общении, а также при написании отче­тов о ходе и результатах исследований, статей и книг — нестрогой или рассогласованной терминологии. Это вызывает у исследователей непонимание друг друга, подчас вместо изложения хода и результатов исследования акцент переносится на споры о словах. Подобные дис­куссии все более распространяются, и, вследствие этого, становитсяособенно опасно употребление в правовых исследованиях инструмен­тария из смежных, а иногда и отдаленных отраслей знаний.

Позволю себе привести в качестве примера совершенно анекдоти­ческую ситуацию, имевшую место совсем недавно. Я присутствовал на докторской защите в диссертационном совете Нижегородской Ака­демии МВД России одного из умных преподавателей кафедры уголов­ного, уголовно-исполнительного права и криминологии академии — В. В. Сверчкова[13]. С интересом и удовлетворением я слушал знающего и мыслящего соискателя ученой степени.

Но потом меня охватили другие эмоции, и вот почему. Слова для выступления в качестве неофициального оппонента потребовал А. П. Кузнецов, уже получивший докторскую степень. Этот оратор в течение часа (sic!) упрекал В. В. Сверчкова в недостаточном внима­нии к системному анализу. И тут я почувствовал себя неловко: оратор элементарно не ориентировался в употребляемой терминологии.

Безусловно, не секрет, что «авторы, пишущие по системной проб­лематике, чаще склонны выдвигать новые концепции, чем разви­вать и разрабатывать уже существующие»[14]. Однако оратор, о котором я говорю, никаких новых концепций не выдвигал. Он и про старые, заслуженные, судя по его филиппике, знает немногое и просто воз­водил напраслину на соискателя, используя материал, в котором сам не ориентируется даже в терминологии. Становится понятным, почему во многих авторефератах диссертаций, да и в самих диссерта­циях, одни из наиболее слабых, просто невнятных фрагментов — про методологию, методы и методики исследования.

Давая определение системного анализа, оратор, о котором идет речь, весьма непринужденно включил в его дефиницию признаки совсем другого метода исследования — комплексного подхода. Ошибка распространенная. В таких ситуациях я предлагаю своим сту­дентам открыть ст. 201 УПК РФ, в которой речь идет о комплексной судебной экспертизе. Содержащееся в ней понятие комплексности вполне пригодно для использования в рабочем определении метода ком плекс но сти.

Именно для того, чтобы избежать недопонимания с читателем предлагаемого текста, раскроем содержание некоторых терминов, которые употребляются в настоящем материале.

Система — термин не только многозначный, но, к сожалению, еще и модный. Со всеми следующими из этого отрицательными послед­ствиями. Хотя есть, конечно, и положительные. Термин этот, подчас именно термином перестающий быть, становящийся словом, семан­тической единицей, широко употребляем не только в научных языках и жаргонах, но и в газетно-журнальных и бытовых.

В тексте настоящей лекции термин система означает: (1) целост­ное, (2) состоящее из ряда компонентов (3) образование, (4) функцио­нирующее для достижения определенной цели[15].

Другой, не второй, а именно другой, весьма импонирующий мне под­ход к определению термина: система — это процесс решения проблемы.

В научном языке существует целый ряд терминов, обозначающих отрасли системного мышления и системных исследований, характе­ризующих в том числе и способы системных исследований: принцип системности, тектология[16], общая теория систем, системный подход, методы исследования систем и структур[17], системный анализ, даже сис­темная ориентация[18]. Известно также использование термина систем­ное движение. Однако популярнее других стал введенный австрийцем Л. Берталанфи термин «общая теория систем». Произошло это в зна­чительной мере за счет его удачного появления в нужное время. Его работы публиковались именно в тот момент — не раньше и не поз­же, — когда у исследователей возник большой интерес к системному подходу. А. А. Богданов, философ, экономист, врач, опубликовал свою двухтомную «Всеобщую организационную науку» много раньше Л. Берталанфи — в 1913—1917 гг. В ней он искал изоморфизм и сис­темность в разных отраслях науки.

Сосредоточимся, однако, на терминологическом инструмента­рии современного системного анализа. Его непременными рабочими компонентами являются: субъект управления, объект и промежуточ­ные объекты, по крайней мере, один вход (в больших системах — их несколько или даже множество), один или множество выходов, канал

(каналы) связи, по которым передаются управляющие воздействия, получается необходимая для управления информация и осуществ­ляется обратная связь с объектами управления управляющей системы. К рабочим компонентам системы относятся также ограничения сис­темы. Для системы уголовной юстиции — это, в частности и особен­ности, право, и не только процессуальное.

Для адекватного понимания авторского толкования инструмента­рия системного анализа представляется целесообразным раскрыть еще несколько понятий. Отмечу, что они изобретены не мной, автором, это азбука современного системного анализа.

Системы бывают простыми и большими. Иллюстрация различий между ними приведена буквально двумя абзацами выше. Система абст­рактная — система, в которой все компоненты являются понятиями. Система реальная — система, в которой все компоненты материаль­ные объекты. Система смешанная — компоненты которой являются как понятия, так и материальные объекты. Для соблюдения строгости тер­минологии и избежания бесплодных полемик о словах отмечу: состав­ляющие систем — компоненты; составляющие структуры системы — элементы. На соблюдении такого порядка, помнится, последовательно настаивал В. С. Тюхтин[19].

Проблемная ситуация. Этот термин можно рассматривать в двух значениях: 1) конкретная жизненная ситуация, нуждающаяся в пре­образовании, когда направление и способ преобразования не имеют видимого однозначного решения; 2) соотношение условий, обстоя­тельств, в которых осуществляется деятельность личности (группы, системы).

Проблема. Термин проблема используется уже в наименовании моей лекции. Слово это очень модное и от того многозначное, а вслед­ствие этого нередко неопределенное. Как термин системного ана­лиза я определил бы его следующим образом: проблема — осознанная и до той или иной степени осмысленная субъектом проблемная ситуа­ция. В определенных случаях осмысление охватывает и рекомендации по способу разрешения проблемной ситуации.

Теперь скажу несколько слов о составе системы уголовной юсти­ции в том виде, в каком он понимается в настоящей лекции. В него входят следующие составляющие (компоненты).

Компоненты целеполагания и целеуказания: цель, для достижения которой практически во всех государственных образованиях созда­ется система уголовной юстиции; задачи, решение которых дает воз­можность достигать поставленной цели; функции (функции-задачи), выполнение которых предоставляет средства для достижения постав­ленных задач.

Управляющий параметр системы. Анализируя такую систему, как уголовная юстиция, можно сделать вывод, что ее управляющий пара­метр, во всяком случае, в данной ситуации имеет сложный характер, его управляющие воздействия не могут быть сведены к действиям одного субъекта. Более того, в сложившейся на сегодняшний день ситуации при ее теоретическом исследовании выясняется, что управ­ляющий параметр этой системы оказывается неопределенным. Если использовать образное описание, то можно сказать, что его облик сегодня расплывчат или, лучше сказать, двоящийся или троящийся.

Иные компоненты. Объект, в том числе промежуточные объекты, на которые (и тот и другие) оказывает воздействие управляющий пара­метр системы. Таким образом, мы вновь сталкиваемся со сложностью системы, но на этот раз со сложностью управляемой системы. Об рат­ная связь — информационные сигналы, которые управляющий пара­метр системы получает о результатах своих управляющих воздействий на объекты, и вообще о состоянии системы. Окружение системы — совокупность внешних факторов, оказывающих существенное влия­ние на функционирование системы уголовной юстиции, а также объ­единяет понятия ограничение и среда функционирования системы.

Ограничение системы РФ «О полиции» часть окружения системы, совокупность тех ее компонентов, которые заданы для решения кон­кретной задачи и в ее рамках изменены быть не могут. Примером огра­ничения системы уголовной юстиции является уголовно-процессуаль­ное право, однако не только оно[20].

Среда функционирования системы — часть окружения системы. Это совокупность внешних по отношению к системе факторов, влияющих на ее функционирование и, в свою очередь, испытывающих нецеле­устремленное воздействие функционирующей системы. Ей присущи следующие качества:

1) она имеет определенный компонентный состав, но законы его композиции и отношения (структура) таковы, что позволяют рассмат­ривать ее скорее как суммативное (агрегатное) образование, чем как целостную систему;

индивидуальна: она различна для разных функционирующих систем и для одного и того же органа при осуществлении им различ­ных акций[21];

ситуативна, изменчива: с течением времени изменяются ее ком­понентный состав, характер связей между компонентами, а следова­тельно, и преобладающие влияния на функционирующую систему.

Из таких качеств среды, как ситуативность и индивидуальность в со еди не нии со свой ст вен ной зако но мер но стям, дей ст вую щим в социальной сфере, стохастичностью выводится следствие: воздей­ствие среды функционирования в каждой конкретной ситуации может отличаться от нормального, а в экстремальных ситуациях — отли­чаться весьма существенно. В значительной мере именно ею объясня­ется наличие случаев, в которых отдельные личности и группы лично­стей отрицательно реагируют на акции системы уголовной юстиции, случаев расхождения группового мнения с мнением общественным.

Составляющие среду функционирования социальной системы компоненты многочисленны и многообразны как по своим структур­ным, так и функциональным свойствам. В частности, в системном видении компоненты среды функционирования могут одновременно относиться к другим системам и являться в них: а) компонентами сре­ды функционирования, б) объектом управления или в) даже субъектом управления.

Отечественный уголовный процесс. Уважаемые читатели! Те из вас, кто читал мои книги, должны были заметить, что в последние годы, для того чтобы подчеркнуть свою позицию, радуюсь, что не только мою, я специально употребляю термин отечественный. Это делается мною с целью предостережения от размывания границ между россий­ским и другими уголовными судопроизводствами, между отечествен­ной и другими уголовными юстициями. И не только для того, чтобы не забывалось, что они в отличие, скажем, от американских, имеющих выраженный англосаксонский акцент, принадлежат к континенталь­ному правовому семейству.

Отечественные уголовная юстиция и уголовное судопроизводство имеют собственную историю (как и все истории, противоречивую)с видимыми следами попыток ее приукрасить, а временами и оболгать собственные традиции, что, увы, сегодня особенно распространено среди пишущих и вещающих их противников, в том числе реформа­торов-самовыдвиженцев.

По моему глубокому убеждению — бесхозяйственно, как это делают сейчас многие, мало того что искажать и охаивать, но и просто исклю­чать из собственной истории советский период. В этой связи не могу не про ци ти ро вать стро к из кни ги, на пи сан ной, как излагает сам ее автор, «с любовью к советскому строю и советскому народу»[22].

Вот эти строки: «Каждому придется взглянуть правде в глаза и при­знать... или русские восстановят то жизнеустройство, которое совмес­тимо с нашей природой, наличными ресурсами и культурой — или исчезнут как народ и как страна. Исчезнут как американские индей-цы»[23]. И в следующем абзаце: «В выборе и построении этого возмож­ного для нас жизнеустройства им будет совершенно необходим опыт советского строя. Потому что он тоже складывался под давлением непреодолимых условий и смертельных угроз, и многие решения, выстра­данные поколениями советских людей, являются, вероятно, единственно возможными (выделено мною. — В. Т.). Скорее всего, ряд важнейших принципов жизнеустройства, при которых только и может сохра­ниться русский народ и его культура, будут в главных своих чертах воспроизводить принципы советского строя — неважно даже, под какой идеологической шапкой»[24].

Я вполне солидарен с С. Г. Кара-Мурзой, с большинством из того, что высказано им и на остальных тысяче двухстах страницах его умной, написанной «с любовью, но не взахлеб»[25] книги. Моя задача в этой лекции гораздо уже — проанализировать ту действительную роль в построении возможного для мироустройства будущего страны, которую играет и еще способна сыграть современная отечественная уголовная юстиция и донести результат анализа до читающего спе­циалиста.

Я высказал то, что необходимо, чтобы выделить для желающего вос­принимать и умеющего понимать читателя то, что пытаются зачеркнуть некоторые наши с вами современники.

Современный. Говоря о насущных проблемах уголовной юстиции, уголовного судопроизводства, я говорю о проблемных ситуациях и сле­дующих из них проблемах современной страны. Современная уголовная юстиция и современное уголовное судопроизводство, предлагаемые для их организации и регулирования правовые нормы — это объекты, которые сегодня есть в нашей стране. Не те, которые мы хотели бы видеть сегодня или которые мы собираемся построить. А, подчерки­ваю, те, которые есть.

§ 2. Основная проблемная ситуация сегодняшнего, вчерашнего и, вероятно, завтрашнего дня в отечественной уголовной юстиции

Основная проблемная ситуация сегодняшнего, вчерашнего и, боюсь, что и завтрашнего и послезавтрашнего дней в современном отечественном уголовном процессе, основная проблемная ситуация современной отечественной уголовной юстиции в нашей стране — их вопиющая несправедливость[26].

Конечно, в реалиях современной жизни вообще, в ее векторах, направленных на защиту условий сохранения и развития общества, личности и государства, к сожалению, встречается немало документов, в том числе правовых актов, названия которых противоречат содержа­нию самих документов. Однако мне, например, очень не хотелось бы, чтобы указанное обстоятельство, которое, к слову, вносит весьма зна­чительный вклад в анонсируемую проблемную ситуацию, продолжало бы распространяться и стало бы бесспорным для такого комплексного явления, как современная отечественная уголовная юстиция[27].

Впрочем, вернемся к суждению, высказанному в наименовании настоящего лекционного вопроса и сформулированному в первом же его абзаце. Ключ к достижению справедливости в уголовной юстиции, как мне представляется, в конечном счете — в возложении ответст­венности на действительно виновного, в воздаянии за равное равным (на промежуточных этапах движения уголовного дела) — в процес­суальном равноправии участников, в частности, в равноправии прав и обязанностей и в их органичной сочетаемости.

Уголовная юстиция («юстиция» в переводе с латыни означает спра­ведливость[28]) оправдывает свое название, видимо, только в том случае, если с одной стороны, уголовное наказание не угрожает невиновным, а с другой — в результате ее эффективной деятельности виновные не уходят от ответственности.

В этой связи зададим вопрос, что называется, в лоб: обеспечива­ется ли в сегодняшней практике уголовного судопроизводства спра­ведливость именно в таком понимании? Ответ на прямо поставленный вопрос должен быть таким же прямым. Увы — нет! Не обеспечивает.

Скажу больше, в сложившейся сегодня ситуации отечественная уголовная юстиция и не может быть справедливой. Демагогические речи и рассогласованные нормы превращают ее в беспомощную сис­тему с коррумпированными функционерами.

Можно, конечно, смягчить формулировку и сказать: «Справедли­вость обеспечивается, но не в полной мере». Но не хочется мне смяг­чать. Я вижу свою задачу не в том, чтобы убаюкивать, а в том, что­бы насторожить, встревожить, даже взбесить. Неразбуженная мысль ленива и неизобретательна. К тому же она движется уже проторен­ными дорогами. Не бывает справедливости, обеспеченной наполо­вину. Справедливость либо обеспечивается, либо нет.

Итак, чтобы не оставалось недопонимания, резюмирую: совре­менная отечественная уголовная юстиция несправедлива. Более того, очень несправедлива. Что представляет из себя справедливая уголов­ная юстиция? Это юстиция, которая точно знает что делает, обес­печивает воздаяние равным за равное и по правильному адресату. И обеспечивает всем, без исключений. Богу — Богово, кесарю — кесарево, слесарю, следовательно, — слесарево, а вору, в соответст­вии с классической формулой товарища Жеглова, — тюрьму. Чуть поправлю товарища Жеглова: вору — справедливую меру ответствен­ности, не обязательно означающую тюрьму. В этой связи приведу пример из произведения одного из английских авторов. Перед судьей предстал работающий и тем содержащий семью мужчина, в хмельном состоянии поколотивший жену. Последняя сгоряча подала жалобу. Виновный не отпирался. Назначение ему хоть лишения свободы, хоть штрафа существенно ухудшило бы материальное положение семей­ства. Старик мировой судья собственноручно выпорол с готовностью подчинившегося виновного и отпустил его без назначения какого-либо другого наказания, с соответствующими вместо наказания уве­щеваниями.

Надеюсь, мыслящий читатель не поймет сказанное выше как при­зыв вернуться к телесным наказаниям, хотя некоторым членам рабо­чей группы по разработке проекта УПК РФ они явно не повредили бы.

В доказательство того, что автор, иллюстрируя применение миро­вым судьей в качестве меры воздействия кулаков, вовсе не провозгла­шает их вершиной уголовного наказания, приведу пример, относя­щийся к нашему времени. Средства массовой информации сообщали о дельце или дельцах, заработавших себе немалое состояние на произ­водстве и распространении поддельного растворимого кофе. Не знаю, по каким соображениям, но при изготовлении подделки они добав­ляли в кофе кроме прочего кофейные отходы и мышиный кал. Видит Бог, я думаю, что было бы весьма эффективным дополнительным наказанием за это преступление, назначаемым, разумеется, по приго­вору судьи, — персональный утренний кофе для осужденных дельцов, приготовленный из их же подделки.

Есть еще один фактор, способный влиять на эффективность такого наказания, как лишение свободы. Это полная информированность коллектива заключенных о преступлениях и их характере, совершен­ных их «коллегами». Мне представляется, что вопрос о том, доводится ли приговор суда до заключенных и в каком объеме или не доводится вообще (мало ли, какие могут быть соображения), решает и фиксирует в приговоре суд. Гласность, так гласность!

Проблема, впрочем, сейчас заключается в другом. Проблема в осо­знании целесообразной вариативности основных и наличии дополни-



[1] Цит. по: Давид Р., Жофре-Спинози К. Основные правовые системы современ­ности. М. : Международные отношения, 1998. С. 357.

[2] Цит. по: Давид Р., Жофре-Спинози К. Указ. соч. С. 356.

[3] Там же. С. 357.

[4] Там же.

[5] Дацан — название ламаистского монастыря у бурят и монголов. В крупных дацанах жило до тысячи и более лам. Дацан состоит из одного или нескольких храмов (сумэ, дуган), жилых и служебных помещений для монахов. У калмыков монастыри именуются хурулами, у тувинцев — хурэ. Дацан является своеобраз­ным органом церковного управления. Существуют, в частности, участковые ламы, курирующие определенные территории. Иволгинский дацан — центральный орган буддистского управления на Руси.

[6] См.: Томин В. Т., Поляков М. П., Попов А. П. Очерки теории эффективного уголовного процесса / под ред. В. Т. Томина. Пятигорск, 2000. С. 164.

[7] Представление об этом можно получить в книге: Томин В. Т. Проблемы опти­мизации среды функционирования органов внутренних дел. Горький : ГВШ МВД СССР, 1978. 112 с.

[8] Томин В. Т. Острые углы уголовного судопроизводства. М. : Юридическая литература, 1991.

[9] Томин В. Т. Уголовное судопроизводство: революция продолжается. Горь­кий : ГВШ МВД СССР, 1989.

[10] Томин В. Т. Уголовное судопроизводство: революция продолжается.

[11] См.: Томин В. Т., Поляков М. П. Развитие уголовно-процессуального зако­нодательства на постсоветском пространстве: констатации, оценки, тенденции, прогнозы : учеб. пособие. Н. Новгород : НЮИ МВД России, 1999.

[12] П. Я. Черных делает любопытный экскурс в историю вхождения слова «юстиция» в русский язык и приводит три следующих его значения: судопроиз­водство; правосудие; совокупность государственных учреждений, осуществляю­щих правосудие и так или иначе связанных с судопроизводством. В русском языке слово юстиция употребляется с начала XVIII в., причем на первых порах означало и «казнь»: «В Амстердаме... видел юстицию перед ратушей» («Архив Б. П. Кура­кина 1676-1727. СПб., 1890-1892. Т. I. С. 147, 1706); «когда бывает юстиция или наказанье, всегда выводят солдат и ставят против ратуши» (там же. С. 149). Между прочим, юстицию как наказание понимали не только в России. Например, срав­ним устаревшее чешское слово: justicie — виселица. По мнению П. Я. Черных, из первоначального, исходного латинского justitia оно пришло в русский язык либо непосредственно из латинского, либо через голландский язык. Анализ переводов с латинских первоисточников будет проведен мною дальше, и надеюсь, что он не будет чрезмерным.

[13] Сверчков В. В. Концептуальные основы решения проблем освобождения от уголовной ответственности : автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Н. Новгород, 2009. С. 60.

[14] Юдин Б. Г. Некоторые особенности развития системных исследований // Системные исследования. Методологические проблемы. М. : Наука, 1980. С. 7.

[15] См.: Томин В. Т., Сочнев Д. В. Словарь-инструментарий для исследования проблем, связанных с взаимодействующим влиянием правоохранительной и мас­сово-коммуникативной систем на преступность и виктимность молодежи и несо­вершеннолетних. 3-е изд., испр. и доп. Н. Новгород, 1999.

[16] Тахтаджан А. Л. Тектология: история и проблемы // Системные исследова­ния : ежегодник. 1971. М. : Наука, 1972. С. 200—277.

[17] См., в частности: Садовский В. Н. Принцип системности, системный подход и общая теория систем // Системные исследования : ежегодник. 1978. М. : Наука, 1978. С. 7—25.

[18] Юдин Б. Г. Системная ориентация в современном научном мышлении // Труды XIII Межд. конгресса по истории науки. Секции IA, II. М. : Наука, 1974.

С. 171—174.

[19] Подробнее см.: Тюхтин В. С. Отражения, системы, кибернетика. М. : Наука,

1972.

[20] Определения, приведенные в настоящем абзаце, можно найти в следующем источнике: Томин В. Т., Сочнев Д. В. Словарь-инструментарий для исследования проблем.

[21] Указанное свойство особенно выделял А. А. Богданов, писавший, что среда «есть совокупность внешних воздействий, под которыми находится система, но взятых именно по отношению к ней. Поэтому другая система — другая среда» (подробнее см.: Богданов А. А. Всеобщая организационная наука. Тектология. Ч. 2. 3-е изд. М.—Л. : Книга, 1927. С. 137, 203; критический анализ теории А. А. Богда­нова см.: Варламов К. И. Ленинская концепция социалистического управления. М. : Мысль, 1973. С. 111—133; см. также: Тахтаджян А. Л. Тектология: история и про­блемы // Системные исследования. Ежегодник. 1971. М. : Наука, 1972. С. 200—229).

[22] Кара-Мурза С. Г. Советская цивилизация. От начала до наших дней. М. : Алгоритм, Эксмо, 2008. С. 8.

[23] Там же. С. 7—8.

[24] Там же. С. 8.

[25] Там же.

[26] Наверное, не следует злоупотреблять ссылками на свои работы, но что делать, если я уже говорил и писал об этом и делал это неоднократно, не дожида­ясь разрешения начальства (см., например: Томин В. Т. Острые углы уголовного судопроизводства. М. : Юридическая литература, 1991. С. 4—25 и др.; Он же. Услы­шать и другую сторону (к концепции реформы предварительного расследования) // Народный депутат. Общественно-политический, проблемно-информационный журнал Верховного Совета СССР. 1991. № 6 (551). С. 66—69 и др.).

[27] В большинстве русскоязычных словарей слово «юстиция» истолковывается, в принципе, единообразно, только в одних пошире, в других поуже: «1. Правосу­дие, судопроизводство. 2. Совокупность государственных органов, занимающихся судопроизводством, система судебных учреждений» (Словарь русского языка. В 4 т. АН СССР. 2-е изд., испр. и доп. М. : Русский язык; 1981—1984); «1) право­судие; 2) система судебных учреждений; 3) судебное ведомство» (Современный словарь иностранных слов. М. : Русский язык, 1993); «термин, обозначающий всю совокупность судебных учреждений, их деятельность по осуществлению правосу­дия, а также судебное ведомство» (Юридический энциклопедический словарь / гл. ред. А. Я. Сухарев. М. : Советская энциклопедия, 1984). В Энциклопедическом юридическом словаре, выпущенном в свет издательством ИНФРА-М в 1997 г., приведенный выше текст повторен полностью. Любопытно, что в издании под претенциозным названием «Всемирный юридический словарь» (Минск : Совре­менный литератор, 2004) словарная статья «юстиция» отсутствует вовсе.

[28] Открываем латинско-русский словарь. Существительное justitia — 1) справед­ливость, правосудие; 2) право, совокупность законов; 3) благочестие. Прилагатель­ное justus: 1) справедливый, добросовестный, честный; 2) законный, узаконенный; 3) основательный, обоснованный, убедительный; еще и — неприятель имеющий право ведения войны; 4) мягкий, снисходительный; 5) закономерный, правиль­ный; 6) надлежащий, достаточный, полноценный. Наречие juste — справедливо, законно, по праву, по справедливости, как следует. К основному существитель­ному автор словаря предлагает присоединить еще одно — justa, со следующими двумя значениями: 1) надлежащее, принадлежащее по праву; 2) общепринятые обряды, обычаи, церемонии. Все четыре слова происходят, естественно от jus — право, власть (см.: Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь: ок. 50 000 слов. 3-е изд. М. : Русский язык, 1986).

 


 

Подробности: http://my-shop.ru/shop/books/1304197.html

См.: подобное издание: Уголовный процесс России. Проблемные лекции: учебное пособие (для студентов высших юридических учебных заведений) / Науч. ред. В.Т.Томин, А.П.Попов и И.А.Зинченко. Пятигорск: Изд., « РИА-КМВ» 2014. – 412 с. Его полный текст можно бесплатно скачать или чистать по этой ссылке.