Реформа полиции: Только пять шагов, всего лишь пять шагов

 

 

 

Только пять шагов, всего лишь пять шагов


«Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить»
А. Суворов


Архиназаврус задумчиво смотрит вдаль, прозревая невидимые (простому смертному) дали. Рядом в эпических позах застыли его сподвижники. Продолжительное молчание прерывается утробным голосом пророка.
Архиназавриус : Было мне виденье: второй этап реформы полиции. В пять шагов.

Мышь белая : Да ну?

Архиназаврус снова надолго замолкает. Все почтительно молчат. 
Мышь белая (не выдерживая напряжения): О, не томи. Мочи нет терпеть.

Архиназаврус : Служение отчизне, не терпит суеты. И нам надо набраться терпения и не ждать скорых плодов от реформы. Это вам не лобио кушать – реформировать полицию.

Крабби  :

Червь: Правильно.

Архиназаврус : Вот вам "Дорожная карта", которую, между прочим, готовили в мозговых центрах МВД.

Неожиданно откуда-то раздается скрипучий голос Грюзы : В этих мозговых центрах давно мозгов нет. 
Посмотрела я персональный состав авторского коллектива – слезы наворачиваются. Эти смогут.  (см. expert.ru)

Архиназарус : Первым этапом реформы станет отказ от практики "отказа в возбуждении уголовного дела". Таким образом, по любому заявлению будет возбуждаться уголовное дело о происшествии. У полицейских появится возможность в полном объеме проводить экспертизы, допросы, очные ставки и другие процессуальные действия. По их итогам будет выноситься решение о прекращении дела либо о проведении дальнейших следственных действий. Количество прекращенных уголовных дел авторы "дорожной карты" призывают не считать негативным показателем. Общий объем работы для следователей и дознавателей, безусловно, увеличится, признают реформаторы, но это лучше, чем сейчас, когда полицейские тратят вхолостую силы для составления отказных материалов.

Мышь с грохотом падает в обморок

Червь : Мда, неожиданный шаг. Только причем тут МВД. Речь идет об изменениях УПК. И к тому же весьма глупых: возбуждать уголовное дело о происшествии? Может Архи что-то не понял? 

Тут раздается противный голос Грюзы : Мой совет «реформаторам»: не можешь срать, не мучай ж…. 
Возьмите УПК ФРГ и как казахи перепишите его - на русский. Вот вся задачка. Нурсултан давно уже сделал ставку в реформах на западных специалистов, а не на доморощенных. И дело у них идет.
Или у грузинов поучитесь в конце-концов как реформу полиции делать.

Крабби : Институт отказа ВУД, производный от самого ВУД. Его ликвидация не решит проблемы. Постановление о ВУД надо отменять. Убрать границу между доследственной проверкой и предварительным расследованием. Сделать полицейское дознание способом досудебного производства – вот что надо. Не устранив главной причины, не ликвидировав следственную форму, только ухудшим досудебное производство.
Главная задача по реформированию досудебного производства это отказ от следственной формы. Без этого говорить о какой-то качественной модернизации системы уголовной юстиции не приходится. Пришло время сломать советскую традицию, отказаться от предварительного следствия, как противоестественного сочетания судебной и обвинительной деятельности органов предварительного расследования, включая институт внесудебного обвинения, прекращения уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, приостановления производства по делу, отказа в возбуждении уголовного дела и много другого, что захламляет современное предварительное расследование.
Все досудебное производство должно проводиться в формате полицейского дознания под руководством прокуратуры, которая выступает посредником между уголовной полицией и судебной властью. Такой формат досудебного производства в полной мере вписывается в состязательную модель, а предварительное следствие – нет.
Надо вернуть понятию дознания то значение, которое оно имеет в континентальном уголовном процессе. Необходимо концептуально унифицировать уголовно-полицейскую деятельность: избавиться от псевдопроцессуальной дифференциации органов предварительного расследования. На институциональном уровне нет и не должно быть ни «органов следствия», ни «органов дознания» - есть лишь органы уголовной полиции. Досудебное уголовное преследование есть деятельность по своей природе полицейская независимо от того, каким конкретно ведомством она осуществляется (См.: Головко Л.В. Перспективы реформирования органов, осуществляющих обеспечение безопасности и борьбу с преступностью в Республике Казахстан // http://www.lprc.kz/ru/images/pdf/2.doc)
Полицейское дознание – это форма досудебного производства, содержанием которой является деятельность уголовной полиции по выявлению и раскрытию преступлений, изобличению виновных в их совершении путем проведения ОРМ, следственных действий и иных, предусмотренных законом действий. Фактический материал, полученный уголовной полицией в рамках досудебного производства, представляется суду обвинителем для исследования с участием защиты и формирования юридического основания для привлечения к уголовной ответственности виновника преступления.

Архиназаврус : Вторым этапом "дорожной карты" станет структурная и штатная оптимизация МВД. В частности, будут увеличены низовые подразделения полиции в сельской местности, в поселках и малых городах. А вот в руководстве ведомства должностей станет меньше. Сегодня в МВД есть руководитель органа внутренних дел и его заместитель, возглавляющий полицию (по-старому - начальник криминальной милиции). Предполагается, что в ходе реформы руководитель отделения станет руководителем полиции.

Вновь раздается гадский голос Грюзы : А следственный аппарат, что? Сдали СКР? Кто обсуждал, кто дискутировал по этому вопросу. Уже порешали все, зная, что депутаты проголосуют за любое предложение? 
И кто ответит за ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и Федеральный закон «О прокуратуре РФ» 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ // РГ. – 2007. – 8 июня. – № 122 (4385); «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ» 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ?
Кто ответить за очередной передел? Павлик Крашенинников что ли?

«Очевидно, что партнерству государства и бизнесу предстоит нелегкий путь становления. Органам следствия и оперативному аппарату полиции важно понять свое место в этой новой ситуации. В ней много неопределенности: не вполне понятно, как обеспечивать экономическую безопасность и даже кто это будет делать. Существует мнение, что органы внутренних дел должны быть выведены из числа игроков на данном правовом поле. Предлагаются при этом различные проекты (См.: Бастрыкин А.И. Перспективы создания в России финансовой полиции и пути совершенствования деятельности по противодействию финансовой преступности http://www.sledcom.ru/blog/detail.php?ID=85628):

  • В частности, наделить налоговые органы ФНС полномочиями органа дознания для выявления признаков преступления посредством проведения ОРД с последующей передачей материалов в органы предварительного следствия, а также осуществления оперативного сопровождения предварительного расследования.
  • Другая модель реформы предполагает создание в стране качественно нового государственного органа, которое осуществляла бы в полном объеме функцию по выявлению и раскрытию преступлений, посягающих на финансовую систему государства, – Финансовой полиции Российской Федерации. В частности, к предмету ведения этого государственного органа предлагают отнести помимо задач, связанных с противодействием преступлениям в фискальной сфере, также выявление, пресечение и раскрытие преступных деяний в области расходования средств государственных и муниципальных бюджетов и внебюджетных фондов. Это позволило бы решать задачу противодействия финансовой преступности комплексно. 

Эти предложения можно расценить, как не совсем продуманные и не отвечающие интересам государства и общества. Опыт самого СКР свидетельствует о том, что создание очередного правоохранительного органа и последующее раздувание его штатов (с 7 до 23 тысяч) и прочие меры по экстенсивному развитию не обеспечивают повышения качества предварительного следствия (расследование налоговых преступлений СКР, прямо скажем, провалил). Выход видится не в увеличении числа чиновников силовых ведомств и в росте расходов бюджетных средств на административную чехарду, а в перепрофилировании деятельности уже существующих правоохранительных органов. Кстати, если они перестанут имитировать бурную деятельность, то можно радикальным образом сократить их число.  
Уголовная полиция (меняются и все более усложняются названия ее подразделений, но суть ее остается) имеет кадры, опыт работы по выявлению и раскрытию преступлений экономической направленности. Конечно, упреки в адрес во многом справедливы, но потенциал у нее есть.
  Главное, что мешает ему раскрыться – это сложившаяся порочная практика работы на количественные показатели по принципу «бери больше, кидай дальше». Понятно, что надо отходить от существующих показателей по количеству выявленных «экономических преступлений», количеству направленных в суд уголовных дел с обвинительными заключениями, числу изобличенных преступников. Критерием эффективности борьбы с финансовыми, налоговыми, прочим «беловоротничковыми» преступлениями должен быть размер возмещения вреда, размер возмещения налоговой задолженности, объем конфиската и т.п. Но главное надо создавать четкие ориентиры в работе подразделений по обеспечению экономической безопасности на содействие формированию новой, инновационной экономики, но прежде всего – экономическая эффективность. Правоохранители должны быть ориентированы на создание максимально благоприятных условий для того, чтобы бизнес работал и соблюдал законы».  (См.: Александрова И.А. Договорной способ разрешения уголовно-правовых споров, возникающих в сфере предпринимательской деятельности // Уголовный процесс. 2012. № 9.)

Архиназаврус : Третьим шагом станет очищение рядов полиции от коррупционеров, пьяниц и лодырей. "Масштабные новые переаттестации проводить нецелесообразно, необходимо использовать метод точечных аттестаций отдельных подразделений и служб. К точечным аттестациям следует в обязательном порядке привлекать членов общественных советов и использовать все имеющиеся компрометирующие материалы в СМИ, Интернете, в подразделениях собственной безопасности МВД", — говорится в документе. Также предлагается ввести ежегодное анонимное анкетирование сотрудников.

И опять слышится вражий голос Грюзы : Это мы слыхали не раз. Рыбу чистят с хвоста, но гниет она с головы. Пример генерала Хорева ( http://turtaniat.livejournal.com/1601097.html  ; http://www.compromat.ru/page_31423.htm ) показателен в этом плане. 

Архиназаврус : Четвертый этап реформы призывает полицию к большей открытости. Для этого будет возобновлена публикация в СМИ ежегодных отчетов МВД перед населением, пересмотрен состав общественных советов с привлечением к их работе правозащитников. Службу 02, похоже, планируется разделить на несколько горячих линий разной направленности: о нарушениях закона полицейскими, о пропавших детях, о террористических, насильственных, экстремистских проявлениях.

Но все портит мерзкий голос Грюзы : Контроль общественности за полицией – бредовая идея. У нас народ не контролирует правительство. Если бы выбирали шерифов, тогда бы могли спрашивать. Все это говорильня одна. Те же самые общественные советы – профанация. 

Крабби : Президент РФ 11 сентября 2012 года издал указ «Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности» (http://www.kremlin.ru/acts/16453)
По этим же направлениям и показателям (они еще не утверждены http://news.rambler.ru/15485871/ надо оценивать и деятельность полиции (ее руководства, а оно в свою очередь должно ориентировать подчиненных в правильном направлении).

Перечень направлений для оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности 

1. Общая характеристика предпринимательским сообществом условий ведения предпринимательской деятельности, включая улучшение инвестиционного климата. 
2. Совершенствование таможенного администрирования.
3. Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства.
4. Повышение доступности энергетической инфраструктуры.
5. Поддержка доступа на международные рынки и рынки иностранных государств и поддержка экспорта.
6. Оптимизация процедуры государственной регистрации юридических лиц.
7. Совершенствование налогового администрирования.
8. Повышение доступности банковских кредитов.
9. Совершенствование системы защиты прав инвесторов.
10. Оптимизация процедуры государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
11. Развитие конкуренции.
12. Улучшение международных долгосрочных кредитных рейтингов Российской Федерации.
***

Перечень направлений для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности 

1. Оценка предпринимательским сообществом общих условий ведения предпринимательской деятельности, включая улучшение инвестиционного климата. 
2. Наличие основных составляющих стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе и оценка предпринимательским сообществом эффективности реализации этих составляющих.
3. Создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест, повышение производительности труда.
4. Состояние рынка труда, подготовка и переподготовка высококвалифицированных кадров.
5. Качество и доступность производственной и транспортной инфраструктуры.
6. Инвестиционная деятельность, привлечение инвестиций.
7. Развитие среднего и малого предпринимательства.
8. Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства.
9. Повышение доступности энергетической инфраструктуры.

Так давно поступили в КНР и не пожалели. Все органы правительства должны обслуживать экономику. 
  «Для обвинительной власти государства происходящие изменения уголовного и уголовно-процессуального законодательства (а по сути - новая уголовная политика) означают то, что необходимо пересмотреть приоритеты в своей деятельности. Помимо отказа от пресловутого обвинительного уклона речь должна идти о новом критерии оценки – содействие инвестиционной привлекательности своего региона, улучшение бизнесклимата, повышение деловой активности, т.е. достижение экономических задач на обслуживаемой территории. Если правоохранительные органы не могут обеспечить защиту частной собственности, не создают условия для безопасного ведения бизнеса (а для этого существуют конкретные экономические показатели, рейтинги, мнение бизнессообщества), то работу правоохранительной системы, включая полицию, следует считать неудовлетворительной. В ближайшие несколько лет станет понятным, насколько эффективными оказались принятые законодателем меры по улучшению бизнесклимата, в частности, насколько социально-ответственен российский бизнес, и как он воспользуется предоставленными ему возможностями, насколько привлекательной для инвестиций станет российская экономика, какова будет наполняемость бюджета. На наш взгляд, законодателем были предприняты довольно рискованные шаги в плане уголовно-правовых новаций, сопряженные к тому же с издержками в виде возникновения неравенства граждан перед законом, но экономический успех все оправдает. Остается ждать результатов».  (См.: Александрова И.А. Договорной способ разрешения уголовно-правовых споров, возникающих в сфере предпринимательской деятельности // Уголовный процесс. 2012. № 9). 

Сейчас Россия находится на 120 строчке в рейтинге стран по условиям ведения бизнеса из 183 в списке. В 2011 году страна была на 124 строчке. По планам, после реализации всех предложенных инициатив по улучшению инвестклимата Россия должна через восемь лет занять 20-е место в рейтинге Всемирного банка и IFC—Doing Business, который составляется на основе условий ведения бизнеса. Полиция должна внести свой посильный вклад решение этой грандиозной задачи. 

Архиназаврус : Заключительным этапом станет качественное улучшение раскрытия и расследования преступлений. Для этого в МВД создадут объединенный банк данных региональных, межрегиональных и транснациональных преступных сообществ. При уголовном розыске предлагается создать центры по поиску пропавших детей. 

И опять-таки вмешивается омерзительный голос Грюзы : Ну это узнаваемый продукт «мозгового центра» под названием ВНИИ МВД (возраст идеи лет 20) 
Надо заняться техническим перевооружением полиции. Заменить бумажное делопроизводство. Переходить на электронные технологии. Одна говорильня пока, а работают полицейские на местах допотопным средствами. Ничего нет: ручка и протокол. И крепкие ноги.
Пора отменить приоритетное значение протоколов, письменных документов как основных первоначальных источников доказательств. Результаты применения технических средств (аудио-, видеозапись и пр. – вот источники доказательств.
Как-то встраивать полицию в электронное правительство. Обмен информацией в рамках производства по делам (уголовным -административным) - через интернет. Фиксация следов преступления, обмен информацией – все в электронном виде. Завтра уже пришло.
Значит, надо менять концепцию УПК и прежде всего доказательственного права.
Но с этими дурнями разве что сделаешь.





 


"хорошая новость" для АИБа

 На общем безрадостном фоне иногда случаются и события, свидетельствующие о том, что здравый смысл не вполне покинул властителей закодательного дискурса. Свидетельство тому решение похерить проект СКР о создании финансовой полиции.

 

http://news.rambler.ru/18424861/


Пора кончать и самим СКР. СКР должен быть ликвидирован ради проведения настоящей реформы досудебного производства. Хотя бы по украинской модели.

 

проф. Александрофф