Чурикова А.Ю. Влияние международно-правовых актов на правовое регулирование деятельности прокурора в российском досудебном производстве
Чурикова А.Ю. преподаватель кафедры уголовного процесса ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права»
Влияние международно-правовых актов на правовое регулирование деятельности прокурора в российском досудебном производстве
Произошедшее в XX столетье бурное экономическое и технологическое развитие, повлекло за собой расширение торгово-экономических, политических и правовых связей государств. Экономическая и политическая глобализация и потребность более тесного сотрудничества обусловили необходимость образования различных содружеств и объединений, углубление данных процессов в XX веке повлекло формирование международных сообществ и международных организаций, призванных решать важные межнациональные вопросы и проблемы. В их числе оказались и проблемы борьбы с преступностью.
Анализ российской и зарубежной научной литературы, а также международных правовых актов позволяют сделать выводы, о том, что необходимость борьбы с преступностью на международном уровне обусловлена несколькими факторами.
Во-первых, в XX веке произошел существенный рост числа преступлений во всем мире, что отмечается во многих международно-правовых актах, касающихся уголовного права и процесса[1], и в научной литературе[2].
Во-вторых, появилась транснациональная и организованная преступность на межнациональном и международном уровнях, широкое распространение получили преступления террористической направленности. Терроризм и организованная международная преступность стали одними из важнейших проблем современности, что отразилось на международных отношениях и в международно-правовых актах.
В-третьих, международное сообщество осознало степень опасности для всего человечества таких преступных деяний как геноцид, преступления против человечности, военные преступления и преступные агрессии, а также необходимость уголовного преследования лиц, совершивших подобные преступления[3].
Эти факторы, на наш взгляд, определили тенденции развития национальных систем уголовного судопроизводства и обусловили формирование международно-правовой модели этой деятельности.
Первой тенденцией развития уголовного процесса является его глобализация – создание международных уголовно-правовых систем и органов, осуществляющих уголовное судопроизводство на международном уровне, а также оказывающих международно-правовое содействие и вырабатывающих единонаправленную правовую политику в сфере уголовного судопроизводства (например, такие органы как Международный уголовный суд, Международная организация уголовной полиции (Интерпол), Международная Ассоциация Прокуроров).
Второй тенденцией является унификация и интеграция норм уголовно-процессуального права, осуществляемая несколькими способами:
1) путем заимствования в рамках одной системы национального уголовного процесса норм и институтов другой системы национального уголовного судопроизводства с адаптацией данных норм и институтов уголовно-процессуального права, либо без таковой.
2) путем разработки международных стандартов и принятия модельных законов.
На российское законодательство, регламентирующее деятельность прокурора в досудебном производстве по уголовным делам оказывают существенное влияние как тенденции унификации, так и интеграции норм уголовно-процессуального права. Это выражается в принятии и ратификации Российской Федерацией международно-правовых документов, затрагивающих уголовное судопроизводство, и обуславливается участием РФ и органов прокуратуры России в международных организациях, объединениях и союзах.
Во всех международно-правовых актах подчеркиваются значение и роль прокурора как субъекта, осуществляющего уголовное преследование, при этом особое внимание обращается на то, что именно прокурор является ответственным за надлежащее функционирование органов, отвечающих за расследование правонарушений и преследование правонарушителей. Как следует из международно-правовых актов, основной формой прокурорского уголовного преследования выступает руководство предварительным расследованием и осуществление надзора с целью надлежащего уголовного преследования. Прокурорам предписывается повсеместно обеспечивать безопасность и свободу общества путем охраны верховенства закона, защиты граждан от уголовных посягательств на их права и свободы, обеспечения соблюдения прав и свобод лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении уголовных преступлений[4].
При этом главной обязанностью прокуроров
является как можно более оперативное осуществление своей деятельности на основе
принципов справедливости, беспристрастности, объективности и уважения прав
человека (ст. 8 Программы сотрудничества в целях создания правового государства
7-й конференции Генеральных прокуроров государств-членов Совета Европы (СPGE),
Москва, 5-6 июля
В статьях 1 и 2 Рекомендации № R (2000) 19 КМСЕ «О роли прокуратуры в системе уголовного правосудия» отмечается, что прокуроры во всех системах уголовного правосудия решают вопрос о возбуждении или продолжении уголовного преследования; поддерживают обвинение в суде; обжалуют или дают заключения по жалобам на все или некоторые решения суда.
При анализе российского уголовно-процессуального законодательства до 2007 года[5] можно констатировать, что правовая регламентация деятельности прокурора в досудебном производстве в целом соответствовала приведенным принципам и нормам международного права, что свидетельствовало об унификации национального законодательства.
Однако, совершенно иная ситуация складывается в настоящее время.
Стоит отметить, что спецификой деятельности прокуроров в России является их активное участие во всех правовых сферах, а не только в уголовном процессе. В Резолюции 1455 (2005) «О выполнении Российской Федерацией своих обязательств»[6] Парламентская Ассамблея Совета Европы призывает российские власти продолжать реформирование органов прокуратуры в соответствии с действующими европейскими стандартами и Заключением N 340/2005[7], принятым 10 - 11 июня 2005 года, в частности в том, что касается обширных надзорных полномочий российских прокуроров (п.п. IX п.13 Резолюции). В Заключении N 340/2005 Венецианская Комиссия приходит к выводам, что сильная иерархическая структура российской прокуратуры, сосредоточение власти в руках генерального прокурора, не соответствует принципам, изложенным в Рекомендации R (2000) 19 (п. 75 Заключения N 340/2005). По представлениям Венецианской Комиссии требуется дальнейшее реформирование органов прокуратуры, заключающееся в лишении прокуроров обширных полномочий в сфере общего надзора и ориентации деятельности российских прокуроров на направление, сформулированное в Рекомендации 1604 (2003) Парламентской Ассамблеи: «Власть и обязанности прокуроров ограничены обвинением в совершении уголовных преступлений и общей ролью в защите общественных интересов посредством системы уголовного правосудия» (ст. 76 Заключения N 340/2005).
Однако, в ходе реформирования отечественного законодательства, произошедшего в 2007 году в Российской Федерации и существенным образом изменившего процессуальное положение прокурора в досудебном производстве, приведенные положения международно-правовых актов восприняты практически не были. Российский прокурор не был ограничен в общенадзорных полномочиях, но в досудебных стадиях уголовного процесса был лишен «априори» присущих ему полномочий по решению вопроса о возбуждении уголовных дел и начале уголовного преследования, что в корне противоречит международно-правовым нормам, договорам и выработанным направлениям.
Такая ситуация не вписывается в общую тенденцию унификации и интеграции норм международного и национального права, что может свидетельствовать о переходном, несформировавшемся состоянии правового регулирования деятельности прокурора в российском досудебном производстве.
Учитывая изложенное, необходимы критический пересмотр существующего положения прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса России и разработка новых перспективных моделей правового регулирования деятельности прокурора в российском досудебном производстве.
[1] См. например: вступительная часть Рекомендации № R
(2000) 19 Комитета Министров Совета Европы государствам-членам «О роли
прокуратуры в системе уголовного правосудия» (Принята Комитетом Министров Совета
Европы 6 октября
[2] См. например: Шарифуллин Р.А. Международное сотрудничество в области предупреждения преступности и уголовного правосудия // Современные проблемы развития международного и конституционного права: сб. материалов Междунар. научн.-практ. конф., посвящ. памяти проф. Д.И. Фельдмана / отв. ред. Г.И. Курдюков, О.М. Смирнова. – Казань: Центр инновационных технологий, 2008. С. 351; Лунев В. В. Тенденции современной преступности и борьбы в ней в России // Государство и право, 2004. № 1. С. 5.
[3] См.: Преамбула Римского Статута Международного уголовного суда (Вместе с «Пособием для ратификации и имплементации...») (Принят в г. Риме 17.07.1998 Дипломатической конференцией полномочных представителей под эгидой ООН по учреждению Международного уголовного суда) // документ в РФ официально опубликован не был, доступен на Официальном сайте международного уголовного суда URL: http://www.icc-cpi.int/ (дата последнего посещения 20.07.2010 г.).
[4] Рекомендация № 1604 (2003) Постоянной комиссии
Парламентской Ассамблеи Совета Европы «О роли прокуратуры в демократическом
обществе, основанном на верховенстве закона» от 27 мая
[5] До изменений, внесенных в УПК РФ Федеральными
законами от 5 и 6 июня
[6] Резолюция N 1455 (2005) Парламентской ассамблеи Совета Европы "О выполнении Российской Федерацией своих обязательств" (Принята в г. Страсбурге 22.06.2005 на 21-ом заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы) // Совет Европы и Россия. 2005. N 1. С. 23 - 25
[7] CDL-AD(2005)014
Opinion No. 340/2005 European Commission for democracy through law (Venice
Commission) Opinion on the Federal law on the Prokuratura (prosecutor’s office)
of the
- войдите для комментирования
|