Решняк М.Г. Преступления террористической направленности: проблемы бланкетности уголовно-правовых норм.
Опубликовано putnik в Пт, 23/10/2020 - 14:38
В статье выделяются и рассматриваются проблемы уголовного законодательства, связанные с его бланкетными нормами, предусматривающими ответственность за преступления, относящиеся к террористической деятельности. Автор анализирует данные проблемы через призму практики применения таких норм и предлагает и обосновывает пути совершенствования уголовного законодательства.
Решняк М.Г. Преступления террористической направленности: проблемы бланкетности уголовно-правовых норм. // Современное право. 2020. № 8. С. 80-84.
Ссылка для скачивания статьи в PDF
drive.google.com/drive/folders/1gbD3DdfiAIQsKGFT26DVYiyqmhqVCpgK
УДК 343.232
Решняк М.Г.
доцент кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Международно-правового факультета МГИМО МИД России (Одинцовский филиал), кандидат юридических наук, доцент
Согласно ч. 1 ст. 3 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) принцип законности уголовной ответственности заключается в том, что преступность и наказуемость деяния, равно как и иные его уголовно-правовые последствия определяются только данным Кодексом. Как следует из ст. 1 УК РФ, уголовное законодательство состоит из Уголовного кодекса, основанного на Конституции Российской Федерации, нормах и принципах международного права, и представляющего собой единственный и самостоятельный источник указанного законодательства, в который подлежат включению все принимаемые законы, устанавливающие уголовную ответственность. Вместе с тем указанные положения УК РФ не в полной мере соответствуют правовой действительности, поскольку подавляющее большинство статей уголовного кодекса имеет бланкетный характер.
Общие проблемы, связанные с регламентацией и применением бланкетных норм УК РФ, выделенные в теории уголовного права, неоднократно подвергались исследованиям ученых [2, с.320-331; 4, с.420; 5, с.26-27; 7, с.98-100; 8, с.143-146]. В данной статье мы предметно рассмотрим их на примере норм, направленных на борьбу с терроризмом и экстремизмом, так как разделяем мнение д.ю.н., профессора А.И.Долговой о том, что терроризм и экстремизм являются высоко общественно опасными и резонансными явлениями, и должны быть объектами особого внимания [3, с.5].
Как справедливо отмечает Б.В. Яцеленко, в уголовном праве бланкетность характеризует его межотраслевые связи и указывает на то, что уголовно-правовое пространство образуют нормы не только уголовного, но и других отраслей права. Положения, которые приводятся в иных нормативных правовых актах, являются неотъемлемой частью бланкетных уголовно-правовых норм, раскрывают содержание объективных и субъективных признаков предусмотренных в них составов преступлений [9, с.128-129]. То есть границы преступного поведения в таких случаях очерчиваются одновременно нормами уголовного законодательства и иных, не уголовных законов и даже подзаконных актов, на которые присутствуют или подразумеваются ссылки в соответствующих статьях УК РФ. Так, для составов преступлений террористической направленности одними из ключевых являются понятия «террористическая деятельность» и «терроризм», имеющие специфический бланкетный характер.
Если в статьях 2051, 2052, 2053, 2054 УК РФ понятие «террористическая деятельность» приводится непосредственно, то в ст. 2055 УК РФ это понятие подразумевается вследствие указания в уголовном законе на организацию, которая в установленном порядке признана террористической. В статьях 2051, 2052 и 2054 УК РФ также используется понятие «терроризм». Кроме того, в п. «р» ч. 1 ст. 63 УК РФ в качестве обстоятельства, отягчающего наказание, предусмотрено совершение преступления с целью пропаганды, оправдания и поддержки терроризма. Соответствующие понятия, в том числе понятие террористической организации, раскрываются в Федеральном законе «О противодействии терроризму»[1].
Согласно п. 1 ст. 3 данного Федерального закона терроризм представляет собой как идеологию насилия, так и практику воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления либо международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) другими формами осуществления противоправных действий насильственного характера. В этом определении на себя обращает внимание указание на идеологию насилия, противопоставляемую соответствующей практике, причем обе составляющие терроризма, как следует из закона, должны быть связаны с устрашением и осуществлением насильственных действий, что, на наш взгляд, стирает грань между идеологическим и практическим терроризмом. Считаем, что сама по себе идеология без ее распространения никоим образом не может устрашать население, тогда как связь таковой с конкретными действиями, например, в случаях совершении преступных посягательств на основе террористических взглядов и идей, включая преследование виновными лицами соответствующих целей, способна придать содеянному указанный устрашающий эффект. Поэтому, с нашей точки зрения, более обоснованным является законодательное отражение синонимичного значения понятий терроризма и террористической деятельности, как это имеет место применительно к экстремизму и экстремистской деятельности[2], а не попытка разграничения рассматриваемых дефиниций.
В результате анализа понятия террористической деятельности, приводимого в п. 2 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму», автор пришел к выводу о том, что практически весь его объем занимает террористический акт, соучастие в его совершении (организация, финансирование, подстрекательство, вербовка, вооружение, обучение и использование террористов, пособничество информационного или иного характера в планировании и дальнейшей подготовке, а также в непосредственном осуществлении террористического акта) и соответствующая предварительная преступная деятельность (планирование и подготовка террористического акта, организация незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации) или организованной группы либо участие в таких объединениях в целях совершения террористического акта). Исключение составляют лишь пропаганда идей терроризма, а также распространение различных материалов или информации, которые призывают к террористической деятельности, обосновывают или оправдывают необходимость ее осуществления.
Между тем, учитывая закрепленное в Федеральном законе «О противодействии терроризму» определение террористической деятельности, а также имеющееся в нем указание на то, что призывы и оправдание касаются именно такой деятельности, можно прийти к выводу, что соответствующее воздействие на сознание других людей лишь создает условия для возможного приобщения последних к террористической деятельности, но не является ее частью. По сути, о создании условий для осуществления террористической деятельности речь идет и в статьях 2051 и 2053 УК РФ, что ставит под сомнение социальную обусловленность введения данных уголовно-правовых норм, поскольку предусмотренные ими действия полностью охватываются институтами неоконченного преступления и соучастия в преступлении [1, с.26-28].
Если обратиться к анализируемым выше статьям главы 24 УК РФ, то можно обнаружить присущие им расхождения в понимании объема понятия террористической деятельности по сравнению с его определением в п. 2 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму». Более того, содержание понятия террористической деятельности различается и в самих антитеррористических уголовно-правовых нормах.
Так, в диспозициях и примечаниях ст. 2051 УК РФ, имеющей название «Содействие террористической деятельности», понятие такой деятельности не используется, при этом по смыслу уголовного закона одной из форм содействия ее осуществлению является финансирование терроризма. То есть в данном случае сам законодатель использует понятия «терроризм» и «террористическая деятельность» для обозначения одного и того же явления. На это также указывает содержание диспозиций частей 1, 11, 3 и 4 ст. 2051 УК РФ и примечания 1 к ней, где перечислены статьи о преступлениях, которые, как следует из уголовного закона, относятся к террористической деятельности (терроризму). Сопоставление перечня таких преступлений с объемом понятия террористической деятельности, определяемого в Федеральном законе «О противодействии терроризму», позволяет заключить, что уголовный закон трактует это понятие и соответствующее явление значительно шире, поскольку относит к ним не только противоправные действия, связанные с подготовкой и непосредственным совершением террористического акта либо с пропагандой, оправданием терроризма и призывами к его осуществлению, но еще и ряд самостоятельных видов преступлений, имеющих террористическую направленность (например, захват заложника, угон судна воздушного или водного транспорта, подвижного железнодорожного состава, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля и др.).
Представляется, что отмеченные различия в отражении объема понятий терроризма и террористической деятельности в Федеральном законе «О противодействии террористической деятельности» и в ст. 2051УК РФ, свидетельствуют о существенном отступлении законодателя от принципа системности правового регулирования общественных отношений, усугубляющемся в последующих статьях главы 24 УК РФ, которым будет уделено внимание далее.
В частности, в ст. 2052 УК РФ понятия террористической деятельности и терроризма вновь противопоставляются, причем, если для толкования последнего необходимо обратиться к п. 1 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму», то понятие террористической деятельности непосредственно определяется в примечании 2 к данной уголовно-правовой норме. В этом примечании перечисляются статьи о преступлениях, относящихся к террористической деятельности, причем в отличие от ст. 2051 УК РФ этот перечень дополнен указанием еще на одну статью главы 24 УК РФ – ст. 2056 УК РФ об ответственности за несообщение об определенных видах преступлений террористической направленности. Вместе с тем даже на теоретическом уровне сложно представить, как кто-либо публично призывает других лиц к тому, чтобы не сообщать об известном им преступлении [6, с.177-178], равно как и то, что такое бездействие может устрашать население, тогда как именно способность сеять страх в обществе является одним из ключевых свойств террористической деятельности. Также обратим внимание на то, что в подп. «е» п. 2 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» говорится о такой ее разновидности, как оправдание необходимости осуществления террористической деятельности, а применительно к терроризму речь идет только о пропаганде его идей, тогда как в ст. 2052 УК РФ, в частности, установлена ответственность и за публичное оправдание и за пропаганду именно терроризма. То есть здесь также имеет место рассогласованность в законодательном понимании терроризма и террористической деятельности.
Как следует из диспозиции ст. 2053 УК РФ об ответственности за прохождение обучения с целью осуществления террористической деятельности и из примечания к данной статье, виновное лицо может обучаться для того, чтобы заниматься такой деятельностью либо совершить одно из преступлений, предусмотренных указанными здесь статьями Уголовного кодекса, составляющими часть перечня норм в ст. 2051 и ст. 2052 УК РФ. Такое же противопоставление террористической деятельности и преступлений, ее образующих, присуще и ст. 2054 УК РФ об ответственности за организацию террористического сообщества и участие в таковом.
Словосочетание «преступления террористической направленности» уже используется в судебной практике, в том числе в наименовании и содержании постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. № 1[3].
По нашему мнению, такой законодательный подход нельзя признать обоснованным, поскольку он вносит еще больший диссонанс в понимание объема и содержания понятия террористической деятельности, тогда как для придания положениям антитеррористического законодательства необходимых системности и правовой определенности целесообразно закрепить в нормах Федерального закона «О противодействии терроризму» и главы 24 УК РФ единое понятие преступлений террористической направленности, в том числе исчерпывающим образом перечислить входящие в содержание данного определения уголовно наказуемые деяния.
Реализация данного предложения, на наш взгляд, будет способствовать упорядочению правоприменительной практики в области противодействия терроризму и более точному и полному отражению ее результатов в официальной статистике. Также законодательное закрепление понятия преступлений террористической направленности имеет значение и для уточнения определения террористической организации, поскольку в настоящее время ее дефиниция, раскрываемая в ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О противодействии терроризму», содержит указание на то, что такая организация совершает, в том числе деяния, запрещенные статьями 280, 2821-2823 УК РФ, относящиеся к преступлениям экстремистской направленности.
Таким образом, в настоящее время антитеррористические уголовно-правовые нормы имеют бланкетный характер, при этом специфика данных норм заключается в том, что часть используемых в них понятий, раскрываемых как в Федеральном законе «О противодействии терроризму», так и в соответствующих статьях главы 24 УК РФ, не в полной мере согласована между собой, а также не отвечает требованиям системности и правовой определенности регулирования общественных отношений. В целях устранения выделенных недостатков необходимо законодательно закрепить равнозначность понятий «терроризм» и «террористическая деятельность», а также определить объем таких понятий через установление исчерпывающего перечня преступлений террористической направленности, который имеет большое значение для формирования согласованной правовой основы противодействия терроризму, в том числе для характеристики террористического сообщества и террористической организации.
Библиографический список
1. Борисов, С.В. Пособничество в совершении террористического акта как форма содействия террористической деятельности / С.В. Борисов, А.А. Морозова // Закон и право. 2016. № 4. С. 26-28.
2. Гаухман, Л.Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика. – М.: ЗАО «ЮрИнфоР», 2013. – 576 с.
3. Долгова А.И. Теоретические основы реагирования на терроризм и экстремизм // Проблемы теории и практики борьбы с экстремизмом и терроризмом: материалы научно-практической конференции. – М.: Российская криминологическая ассоциация, Ставрополь: изд-во СКФУ, 2015. 350 с.
4. Ображиев, К.В. Система формальных (юридических) источников российского уголовного права: монография. – М.: Юрлитинформ, 2015. – 502 с.
5. Пикуров, Н.И. Квалификация преступлений с бланкетными признаками состава: монография. – М.: Российская академия правосудия, 2009. – 288 с.
6. Рарог, А.И. Уголовный кодекс России против терроризма // Lex russica. 2017. № 4. С. 155-178.
7. Решняк, М.Г. О системности права и некоторых аспектах действия во времени бланкетных уголовно-правовых норм // Пробелы в российском законодательстве. 2015. № 3. С. 98-100.
8. Решняк, М.Г. Бланкетные уголовно-правовые нормы: проблемы действия во времени и в пространстве // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 1. С. 143-146.
9. Яцеленко, Б.В. Проблемы соблюдения принципа законности в контексте совершенствования уголовного законодательства России // Уголовное право. 2017. № 4. С. 128-132.
ORCID ID Решняк М.Г. https://orcid.org/0000-0002-7281-8149
[1] См.: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ«О противодействии терроризму» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 18.03.2020).
[2] См.: ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения - 12.02.2020).
[3] См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. № 1 (ред. от 03.11.2016) «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» // Сайт Верховного Суда РФ: URL: https://www.vsrf.ru/ (дата обращения: 20.05.2020).
»
- войдите для комментирования
|