Понятие и содержание учения о преодолении противодействия расследованию преступлений

 Аннотация.

Статья посвящена  понятию, содержанию, структуре, предмету и объекту криминалистического учения о преодолении противодействию расследованию преступлений.

Ключевые слова: противодействие, преодоление противодействия, криминалистическое учение о преодолении противодействия, предмет и объект криминалистического учения,  место криминалистического учения, механизм противодействия расследованию преступлений.

 

Основной и безусловной задачей криминалистической науки и ее разработок, является обеспечение уголовного судопроизводства, и уже на данный момент, хотя и в небольшом объеме, криминалистика обеспечивает арбитражный, административный, гражданский и конституционный процессы.

Человек, как индивидуальная личность, с одной стороны, так и организованное общество, с другой стороны (в виде группы людей, сообществ, организаций, государственных структур и его подразделений), не могут существовать без деятельности, которая порождает определенные процессы взаимодействия с другими субъектами их объектами. 

Побуждение человека совершать определенные действия, для удовлетворения его потребностей, интересов, влечений, эмоций, социальных и материальных установок, является мотивом его деятельности, отношений субъекта с иными субъектами и объектами, с предметом, его внешними условиями и процессами.

Любое действие субъекта и объекта приводит к их прямому или косвенному взаимодействию, результатом которого является информация, а именно появление информации, то есть информация о природе действий, о природных материалах, предметах, явлениях и процессах, людях, группах людей, сферах общественной жизни и т.д., что без ложного сомнения вызывает изменения отражающей действительности, в виде материальных и идеальных следов.

Изменения материальных и идеальных следов, а в нашем случае нас интересуют следы совершения преступления, дают возможность исследовать сущность и последствия преступления. Исходя из чего, объектом познания науки криминалистики, с учетом ее специфики, являются отражательные процессы деятельности субъектов.  

В 2016 году в научной статье «Этапы развития предмета и объектов криминалистики» известный ученый профессор А.М. Кустов описал два различных взгляда на объекты познания науки криминалистики. Первое, что объектом криминалистического исследования является преступная деятельность и деятельность по расследованию преступлений. Раскрытию данной позиции придерживались также известные ученые криминалисты Р.С. Белкин, В.Г Коломацкий, И.М. Лузгин, Л.Д. Самыгин, Н.П. Яблоков и др. Второе, ученые отраслевого материального и процессуального права указывали, что объектами исследования науки криминалистики являются общественные отношения в результате данных действий.

Изучение судебно-следственной практики и работ ученых криминалистов указывает, что на данный момент ставится вопрос о необходимости расширения границ, а если более корректно сказать, дополнения и изменения предмета и объектов науки криминалистики, как основной цели познания механизмов совершения преступления, возникновения следообразования, возникновения и использования криминалистически значимой информации, а так же включения нового, но актуального элемента как противодействия расследованию преступлений.  В последнем положении включена информация о совершении криминальных и иных действий со стороны лиц заинтересованных в «развале» уголовных дел или недопущения его в суд.

Анализ следственной и судебной практики за последние 20 лет показал, что криминальные структуры активизировали свои действия по противодействию расследованию преступлений тяжкого и особо тяжкого характера. Ими выработаны и реализуются различные способы такого противодействия, которые имеют место после возбуждения уголовного дела.       Исследования по закономерностям совершенных преступлений и субъектам данных деяний способствовали разработке системы теоретических положений, которые на наш взгляд могут сформулировать положения криминалистического учения по противодействию расследованию преступлений. Данная система будет способствовать, с одной стороны, более эффективному расследованию, а с другой, нейтрализовывать вышеуказанные криминальные действия.

Анализ практики и криминалистической литературы по данной проблематике позволил нам сформулировать и описать структурные элементы данного учения.

Криминалистическое учение о преодолении противодействия – это система положений о механизме противодействия и о путях преодоления противодействия.

На основе анализа литературных источников можно сделать вывод: к концу ХХ века криминалистическая наука сформировалась и подразделяется на  четыре раздела: теория (общая) криминалистики, криминалистическая техника, криминалистическая тактика и криминалистическая методика.

Определяя место криминалистического учения о преодолении противодействия, расследованию преступлений мы столкнулись с проблемой, что в начале ХХI в. возник ряд вопросов, связанных с развитием и разделением новых категорий науки.

Ряд ученых криминалистов, описывая основы учения о противодействии расследовании преступлений и преодолении противодействия преступлений, определяли их как частные теории, что на наш взгляд некорректно.

Термин «учение» используется достаточно широко. Учение, на наш взгляд, своеобразная совокупность научных криминалистических знаний, теоретических положений  и практических рекомендаций по их применению в следственной и судебной практике. И главная задача, которая ставится перед разработкой учений, это решение конкретных проблем при расследовании преступлений.

Так, криминалистическое учение о преодолении противодействия расследованию преступлений, представляют собой совокупность соответствующих теоретических положений и практических рекомендаций. На сегодняшний день сформировалась вышеописанная нами структура данного учения, состоящая из общей и особенной частей.

В содержании общей части, по нашему мнению, должны включаться:

-история, источники и основные направления развития учения;

-предмет объект понятие и структура учения;

-место учения в системе криминалистической науки.

В особенной части учения излагаются вопросы применения теоретических положений, указанных в общей части учения, для решения конкретных задач практической деятельности по распознаванию (выявлению) деятельности по противодействию расследованию преступлений, а так же практические рекомендации по преодолению противодействия преступлений.  

В нашем случае предметом учения являются закономерности деятельности участников преступного события по противодействию расследованию преступлений и система действий уполномоченных лиц по преодолению такого противодействия.

Объектом криминалистического учения являются: преступная деятельность по противодействию расследования и ее механизм (действие субъекта по противодействию расследования преступления, способы и приемы противодействия); деятельность уполномоченных лиц по преодолению такого противодействия  (способы распознавания и  выявление признаков противодействия, таких как резкое снижение преступной активности, осуществления сопротивления правоохранительной системы, резкое изменение показаний потерпевших и свидетелей, уничтожение материалов уголовного дела и вещественных доказательств, преследование или месть, негативные публикации в СМИ и д.р.), и реализации максимального комплекса мер преодоления противодействия расследованию преступлений.

 В 2000 году ученые криминалисты Аверьянова Т.А., Белкин Р.С., Корхов Ю.Г, Россинская Е.Р., в своей работе, учебник криминалистики, определили и описали методы криминалистической науки, с чем мы полностью согласны, и считаем, что они так же являются и методами криминалистического учения преодоления противодействия расследованию преступлений. В частности такими методами являются:

общие, так называемые общенаучные методы, куда входят чувственно-рациональные общенаучные методы (наблюдение, описание, сравнение, эксперимент и моделирование), логические общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза и абстрагирование), математические общенаучные методы, это измерение, вычисление, геометрическое построение).

специальные методы криминалистикиэто методы применения одной или нескольких наук. Данная система методов состоит из криминалистических методов (криминалистическая идентификация, дактилоскопия, одорология, планирования следственных действий, организации расследования) и специальных методов других наук (фотографические, микроскопические, модификация фотографического метода, модификация антропологического метода и др.); и также

- специальные методы других наук включают: физические, химические и физико-химические методы, антропологические и антропометрические методы, социологические методы,  и психологические методы.

      Анализ вышесказанного позволил сформулировать понятие описываемого учения. Криминалистические учение о преодолении противодействия расследованию преступлений  - это, на наш взгляд, совокупность теоретических положений о закономерностях деятельности по противодействию расследованию преступлений и действий по преодолению такого противодействия и разработанных на их основе система рекомендаций по практическому использованию (реализации) отдельных криминалистических методов и способов в уголовном судопроизводстве.

Данное криминалистическое учение, исследует природу, сущность и содержание функциональной стороны деятельности субъекта преступления и его соучастников по противодействию расследованию преступлений; действий и поступков других – как прямых, так и косвенных – участников преступного события, включая потерпевшего; «следов их отражения в окружающей данное событие среде; описывает, объясняет и предсказывает связанные с этим процессы и явления, а также их материальные последствия».<!--[if !supportFootnotes]-->[1]<!--[endif]-->

 Описываемое криминалистическое учение, в основном, обеспечивает следственную и экспертную практику, их субъектами являются обучающиеся и практики, то есть учениям обеспечивать следственную и экспертную практику новыми методическими разработками, основанных на теоретических положениях.

Исследуя материалы уголовных дел, деятельность преступников, преступных групп, сообществ и преступных организаций, мы пришли к выводу, что при совершении преступлений, действий различных субъектов и противодействию расследованию преступлений, в том числе и лиц случайно втянутых в преступное событие, формируется механизм противодействия.

Изложенное выше позволило нам сделать следующие выводы.

Криминалистическое учение о преодолении противодействия – это система положений о механизме противодействия и о путях преодоления противодействия.

Данное криминалистическое учение нами определяется в разделе криминалистической науки – криминалистическая методика, в которой отражены положения, связанные с методиками расследования отдельных видов преступлений.

Учение по преодолению противодействия расследования может содержать следующие элементы – предмет и объект учения, закономерности механизма противодействия и его отражение в следах, субъекты и методики преодоления противодействия, система методов способов и тактических приемов преодоления противодействия, а так же программ их реализации.

Механизм противодействия расследованию преступлений – это динамическая система взаимодействия прямых и косвенных участников преступления, связанных между собой и с материальной обстановкой, результатом которой является возникновение криминалистически значимой информации о событии преступления, способе совершения преступления и его результатах.

 

Список литературы:

1.Аверьянова Т.А., Белкин Р.С., Корхов Ю.Г, Россинская Е.Р. Криминалистика. Учебник для вузов. Москва, 2000. С.990.

2. Белкин Р.С. Курс криминалистики. В 3-х томах. М.: Академия МВД СССР, 1978-1981 гг.

3.Белкин Р.С. Курс криминалистики. Учебное пособие. М.: Норма, 2001. С.990.

    4. Веренич И.В., Кустов А.М. Использование специальных знаний в процессе расследования преступлений, совершенных в сфере строительства, эксплуатации зданий и сооружений. М.: Юрлитинформ, 2013. С.232.

5.Веренич И.В. Теоретические основы преодоления и нейтрализации противодействия расследованию преступлений. М.: Юрлитинформ, 2018. С. 256.

6. Кустов А.М. Проблемные вопросы предмета и объектов криминалистики (в память профессора Р.С. Белкина) // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 3(43).

 

<!--[if !supportFootnotes]-->

<!--[endif]-->

<!--[if !supportFootnotes]-->[1]<!--[endif]--> Кустов А.М. Проблемные вопросы предмета и объектов криминалистики (в память профессора Р.С. Белкина) // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 3(43). С.14-17.