Уголовный процесс России. Проблемные лекции: учебное пособие / Науч. ред. В.Т.Томин, А.П.Попов и И.А.Зинченко. Пятигорск, 2014


Уголовный процесс России. Проблемные лекции: учебное пособие (для студентов высших юридических учебных заведений) / Науч. ред. В.Т.Томин, А.П.Попов и И.А.Зинченко. Пятигорск: Изд., « РИА-КМВ» 2014. – 412 с.

Полный текст можно скачать или читать в формате PDF на сайте: http://pfncfu.ru/data/files/docs/science/Уголовный процесс современной России.pdf

 

Настоящая книга является уникальной по своему жанру. Это не курс уголовного судопроизводства, хотя структура работы отчасти сходна с подобными изданиями. В ее содержании традиционные вопросы уголовного судопроизводства рассматриваются на проблемном уровне, отражающем новые направления в процессуальной науке и правоприменительной деятельности. Освещаются вопросы, получившие в последнее время иное, чем ранее, видение и более глубокую разработку. Книга существенно дополняет учебники по курсу «Уголовный процесс». Подготовлена она авторским коллективом из числа представителей Нижегородской школы процессуалистов и их единомышленников.
Для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов, а также практических работников системы уголовной юстиции и всех тех, кому небезразличны проблемы современного уголовного процесса.

 

 

УДК 67.411
ББК 343.11
У 26
ISBN 978-5-89314-577-9

© Коллектив авторов, 2014
© Издательство «Рекламно-информационное агентство на КМВ», 2014


 Томин Валентин Тимофеевич

80-летию заслуженного деятеля науки России,
доктора юридических наук, профессора
кафедры уголовного процесса его имени
Нижегородской академии МВД России
Валентина Тимофеевича Томина
посвящается


В.Т.Томину – 80 лет. Читателю, не знакомому с Валентином Тимофеевичем, в это трудно поверить, настолько актуальны, свежи, интересны, порой даже задиристы его произведения. Они создаются не для книжных полок, а для тех, кто ищет знания и мудрости. От имени авторов этой книги, а также тысяч выпускников, сотен учеников и последователей юбиляра мы от всей души поздравляем Учителя и желаем ему творческого и человеческого долголетия.
А.П.Попов,И.А.Зинченко


Содержание

Авторский коллектив
Принятые сокращения
Предуведомление (В.Т.Томин)
Научная школа процессуалистов В.Т.Томина (М.П.Поляков)
Лекция 1. Насущные проблемы современной отечественной уголовной
юстиции (В.Т.Томин)
Лекция 2. Понятие и назначение уголовного процесса (В.Т.Томин)
Лекция 3. Новое – буржуазное уголовное и уголовно-процессуальное право России (А.С.Александров, И.А.Александрова).
Лекция 4. Принципы отечественного уголовного процесса (В.Т.Томин)
Лекция 5. «Обвинительность» должна быть обвинительной, а «состязательность» состязательной (А.С.Александров)..
Лекция 6. О современных воззрениях на презумпцию невиновности (В.Н.Григорьев, А.В.Победкин, И.А.Зинченко)
Лекция 7. Истина и средства ее достижения в уголовном производстве (Б.Г.Розовский).
Лекция 8. Постулат достижения объективной истины в контексте назначения и цели уголовного судопроизводства (И.А.Зинченко, И.А.Попова, В.А.Фурсов).
Лекция 9. Инквизиционность как принцип досудебного производства в уголовном процессе (В.П.Гмырко).
Лекция 10. Актуальные проблемы доказательственного права в уголовно-процессуальном законодательстве России (А.П.Попов, И.А.Попова, И.А.Зинченко)
Лекция 11. Проблемы регламентации результатов ОРД в уголовном процессе (А.П.Попов, И.А.Попова, В.А.Фурсов).
Лекция 12. Актуальные проблемы стадии возбуждения уголовного дела (А.С.Александров, С.А.Грачев).
Лекция 13. Фактор времени в уголовном производстве: стадия предварительного расследования (В.М.Мешков).
Лекция 14. Показания, объяснения и допрос специалиста в досудебных стадиях уголовного процесса (И.А.Попова).
Лекция 15. Проблемные аспекты института досудебного соглашения о сотрудничестве (А.С.Александров, В.В.Колесник)..
Лекция 16. Проблемы интеграции розыскных начал в стадии предварительного расследования (А.П.Попов, И.А.Попова, И.А.Зинченко)
Лекция 17. Уголовный процесс и уголовная статистика: сосуществование на грани противоправности (Л.Н.Лобойко).
Лекция 18. Конкуренция видов доказательств (П.П.Козловский)
Лекция 19. Единство, противоречия, взаимозависимость и взаимообусловленность межотраслевых положений уголовно-правовой направленности (В.Т.Томин, В.В.Сверчков).

Авторский коллектив

Александров Александр Сергеевич, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного процесса Нижегородской академии
МВД РФ;
Александрова Ирина Александровна, кандидат юридических наук, доцент, докторант Нижегородской академии МВД РФ;
Гмырко Валерий Петрович, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин и ОРД юридического факультета Академии таможенной службы Украины;
Грачев Сергей Александрович, кандидат юридических наук, доцент кафедры предварительного расследования Нижегородской академии МВД
России;
Григорьев Виктор Николаевич, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Московского психолого-социального университета;
Зинченко Игорь Анатольевич, кандидат юридических наук, доцент, доцент Калининградского филиала Международного университета (в Москве);
Козловский Петр Валерьевич, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовного процесса Омской академии МВД России;
Колесник Вероника Вячеславовна, преподаватель кафедры гражданского процессуального права Ростовского филиала Российской академии правосудия;
Лобойко Леонид Николаевич, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного процесса Донецкого юридического института МВД Украины;
Мешков Владимир Михайлович, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры криминалистики Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России;
Победкин Александр Викторович, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного процесса Московского университета МВД России;
Поляков Михаил Петрович, доктор юридических наук, профессор, заместитель начальника Нижегородской академии МВД России по научной работе;
Попов Алексей Павлович, доктор юридических наук, заведующий кафедрой уголовного права и процесса юридического факультета Пятигорского филиала Северо-Кавказского федерального университета;
Попова Ирина Алексеевна, старший помощник прокурора г. Пятигорска;
Розовский Борис Григорьевич, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Украины, профессор кафедры правоведения Института юриспруденции и международного права Восточно-украинского национального университета им. В.Даля;
Сверчков Владимир Викторович, доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Нижегородской академии МВД России;
Томин Валентин Тимофеевич, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры уголовного процесса им. В.Т.Томина Нижегородской академии МВД России;
Фурсов Владимир Алексеевич, кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета Пятигорского филиала Северо-Кавказского федерального университета

ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ

1. Проблемное преподавание. Проблемность – идентификация в лекциях для студентов, а тем более, для аспирантов проблемных жизненных ситуаций, анатомирование и преобразование их в проблемы – это, конечно, хорошо. Только кому? Правоприменителю – следователю, прокурору, судье, по-моему, не очень. Что такое проблема? Для меня, управленца (специальность по докторской диссертации – 13.05.10 – юридические науки) термин проблема, в отличие от проблемной ситуации, означающей «противоречие, требующее преодоления» весьма строг и означает, что идентифицировано противоречие, требующее преодоления, и предложена идея, эвристический подход, в лучшем случае, алгоритм по его преодолению.
Жизнь перенасыщена проблемными ситуациями и проблемами. Уголовное судопроизводство захлебывается в них. Противоречие между задачей охраны общества в целом и интересами охраны каждого отдельного его сочлена, конечно же, существует. Противоречиями между отдельным человеком, а также другими людьми и институтами, его окружающими, наполнена любая реальность. Только метафизик или лакировщик может закрывать глаза на существование и активное воздействие на жизнь этих противоречий. В целях борьбы со злом, непременно возникающим, если дать свободу противоречиям особого рода естественно развиваться, человечество порождало в том или ином виде функцию охраны мира в общине (потом охраны правопорядка в обществе). В ходе реализации этой функции для борьбы с высшими проявлениями зла выкристаллизовались процедуры уголовного процесса и уголовное наказание как форма воздействия на нарушителей мира в общине, на причинителей зла, злочинцев. Уголовное судопроизводство как средство минимизации зла, причиняемого неумелым снятием возникающих в повседневном человеческом общежитии противоречий особого рода, само по себе не может не порождать новых противоречий и, тем самым, в состоянии переполнить и без того не пустую мирскую чашу противостояний.


1 При подготовке настоящего издания использован ряд материалов, опубликованных в книге: Уголовный процесс. Проблемные лекции: учебник для магистров / Под ред.В.Т.Томина и И.А.Зинченко. М.: Юрайт, 2013.


Противоречие заключается, наверное, не только в социуме, но в социуме, во всяком случае, крайне редко преодолевается (действительно преодолеваются) простым снятием одной из его сторон. В обществе и государстве, где интересы людей просто не могут не быть в том или ином аспекте противоречивыми, нередко конфликтными, единственным эффективным способом снятия противоречий и предотвращения в случаях свободного развития противоречий конфликтов является компромисс. Для этого и существует право. В нашем случае уголовно-процессуальное, в иной интерпретации – судебное.
Именно поэтому представляются утопическими для уголовного судопроизводства любые суждения, игнорирующие его противоречивость. Компромисс – орудие ломкое. К тому же, он в качестве инструмента разрешения противоречия часто не в состоянии угодить обеим сторонам и сразу. Компромисс ведь – и нашим и вашим. Приверженцы и сторонники и той и другой стороны быстро и охотно принимают (оценивают положительно) то, что в их пользу, и тут же начинают оппонировать тем составляющим компромисса, которые вроде бы на пользу другой стороне.
Почему столь часто хороший закон критикуют с обеих сторон? Да, потому и критикуют, что он хороший, потому, что в нем соблюден баланс интересов сторон. Розы и колючки пропорционально распределены между обеими сторонами противоречия. К тому же, хороший закон – это закон принятый и вступивший в силу своевременно. То есть именно тогда, когда он необходим для урегулирования насущного жизненного противоречия, решения насущной проблемной ситуации, когда он существеннейшим образом задевает человеческие интересы.
Весьма медленная разработка и последовавшее за ней суетливое принятие УПК РФ, как и его содержание, привели к возникновению дополнительных проблем. Среди них не последнее место занимает проблемная ситуация, целый сонм проблемных ситуаций, порожденных рассогласованием содержания УПК РФ с профессиональным и общим правосознанием большинства юристов и значительного числа потенциальных участников уголовного процесса (большинства населения страны).
Уже давно я сам не расследую уголовные дела. Иногда выражаю искреннее сочувствие своим слушателям, говорю им о своих опасениях, о том, что в сегодняшнее смутное время, в современной политически обосновываемой клановой структуре государства, я бы просто не сумел работать. В мое время протекционизм был преступлением или, по крайней мере, серьезнейшим нравственным проступком. Сегодня во власть приходят кланами (только называют их иначе – командами). Это ли не питательная почва для протекционизма и последующей коррупции?
Так что проблемные ситуации, возникающие сегодня «на земле» реального уголовного процесса, я воспринимаю, в основном через своих, к сожалению или счастью, очень разных учеников: выпускников, вчерашних студентов, студентов-заочников, адъюнктов и аспирантов, просто коллег. Многое из того, что значительная часть современных авторов знает по пристрастным книгам, я прочувствовал и на себе. Именно в мое время основные кадры в милиции, прокуратуре и судах составляли фронтовики, только что демобилизованные из армии. В следственном отделе УВД Сахалинского облисполкома длительное время я был единственным следователем с высшим образованием, однако следственному и оперативному мастерству многие из них учили меня больше, много больше, чем я их теории права. Этой же, сформулированной выше задаче – знанию того, что происходит за окном – служит и работа с докторантами. Некоторых из них мыслящий читатель опознает (мир опознаваем, не правда ли?) в качестве авторов или соавторов ряда проблемных лекций, помещенных в настоящей книге.
Мир, наполненный проблемными ситуациями, требует адекватного ему процесса обучения. Проблемное обучение, в свою очередь, невозможно без обнаружения, идентификации, осознания и осмысления проблемных ситуаций, стоящих перед обществом и государством. Замечу, не без некоторой доли ехидства: неплохо было бы, чтобы это обнаружение, идентификация, осознание и осмысление не миновали бы лиц, занимающих должности ученых, и, естественно, преподавателей. Осмысление проблемной ситуации начинается с целеполагания, которое реализуется в системе целеуказаний. Однако преобразование проблемной ситуации в проблему осмыслением целей (и задач) и даже их постановкой процесса достижения цели еще не завершает.
По моему мнению, отечественный законодатель попал сегодня под сильное постороннее и одновременно одностороннее влияние. А на Востоке, между прочим, существует не менее заслуживающий внимания и исследования опыт. Опыт, накапливавшийся со времен, когда не только американцы, но и англичане без штанов ходили. Китайскому императору Кан Ши приписываются следующий очень смелый и совершенно неожиданный парадокс: «Число тяжб беспримерно возрастeт, если люди не будут бояться обращаться в суды, надеясь легко найти там справедливость Половины наших подданных не хватит, чтобы решать споры другой половины. Поэтому я требую, чтобы с теми, кто обращается в суд, обходились безжалостно, чтобы они почувствовали отвращение к праву и тряслись от страха от одной мысли предстать перед судом»1. Между прочим, согласно китайской легенде право (фа) было изобретено варварским народом, именовавшимся миао, в XXIII в. до н. э.2. Право, и в тот период китайцами, конечно, совсем не отрицалось. Считалось, однако, что оно необходимо только для тех, кто не руководствуется моральными требованиями, для неисправимых преступников, и для иностранцев, чуждых китайской цивилизации1.


1 Цит. по: Давид Р., Жофре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М. :Международные отношения, 1998. С. 357.
2 Там же. С. 356.


«Китайский же народ прекрасно обходится и без права. Он не интересуется тем, какие нормы содержат законы, не обращается в суд и регулирует межличностные отношения следуя не праву, а соглашению и гармонии»2.
Весьма полезно в наши времена, времена торжествующего победы индивидуализма, вдуматься в следующую заповедь конфуцианства: «Человек не должен настаивать на своих правах, поскольку долг каждого – стремиться к согласию и забывать о себе в интересах всех». Помимо восточного и западного опытов в мире есть еще одно совершенно уникальное, на сегодняшний день, пожалуй, единственное явление – евразийское российское государство. Забывать об этом, убежден, большой грех не только православия, христианства в целом, но и всех других вероисповеданий, которых придерживаются народы, живущие на территории сегодняшней Руси.
Проблемному миру – проблемное обучение. Обучение требует учебников. Вспоминаю, когда мы вместе с В. И. Бадашхановым, прослужившим всю свою жизнь в шаманско-будистской среде, работали над его кандидатской диссертацией, я приобрел для себя новые знания. Наверное, это типично для каждого научного руководителя советского образца. А я родом из СССР. Мы интервьюировали, среди других, одного смелого ламу в Иволгинском дацане3 (это вблизи Улан-Удэ, головной дацан). Среди других его суждений: «Кража книги – не кража!». Заимствование книги – это способ получения новых знаний. Преподаватели в дацане не передают обучаемому печатных источников информации. Устно. Только устно! Естественно, не желают, чтобы у них позаимствовали письменные источники информации, нередко существовавшие в единственном экземпляре.


1 Там же. С. 357.
2 Там же. С. 357.
3 Дацан – название ламаистского монастыря у бурят и монголов. В крупных дацанах жило от до тысячи и более лам. Дацан состоит из одного или нескольких храмов (сумэ, дуган), жилых и служебных помещений для монахов. У калмыков монастыри именуются хурулами, у тувинцев – хурэ. Дацан является своеобразным органом церковного управления. Существуют, в частности, участковые ламы, курирующие определенные территории. Иволгинский дацан – центральный орган буддистского управления на Руси.

На православной Руси учебники, в том числе и сборники лекций, издавали. Иногда даже иждивением «господ студентов». Таким образом, в частности, был издан курс И. Я. Фойницкого. Издание же, сборника проблемных лекций, явление достаточно уникальное. Проблемные ситуации анализировались в основном в монографиях, в проблемных статьях, иногда даже в учебных или, чаще, в практических пособиях. Но почти никогда в учебниках. В учебниках и учебных пособиях анализировались больше точки зрения. Ох, уж эти точки и кочки!
Однако необходимость в сегодняшних условиях в собрании проблемных лекций, согласующихся между собой в единстве общей позиции, мои коллеги по Нижегородской школе процессуалистов и я считаем весьма желательной.
Применим здесь следующую констатацию. Уголовно-процессуальный кодекс РФ резко отступил от позиций науки и практики отечественного уголовного процесса, перебежав из континентального правового семейства в семейство англо-саксонское. Более того, его составители забыли или проигнорировали то обстоятельство, что более 70 лет профессиональное правосознание и правосознание народов, проживающих на территории СССР, формировалось под воздействием совершенно нового семейства права – советского, не европейского, между прочим, а евразийского. К слову, не станем забывать, что термин советское право получил все права гражданства у компаративистов.
Но книга – не только учебное пособие. Она адресована всем мыслящим правоведам и вообще каждому, кому небезразличен отечественный уголовный процесс.