Кудрявцев В.Л. Преступления против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта // Вестник ЮУПИ. 2012. 2 (8). С. 89-99.

Статья посвящена характеристики преступлений против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта. В этой связи исследуются положения действующего законодательства, постановления Пленума Верховного Суда РФ и уголовно-правовая теория на основе которых раскрываются роль и место преступлений против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта в системе преступлений против общественной безопасности и общественного порядка, даётся понятие преступлений против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта, рассматривается объект, объективная сторона, субъективная сторона и субъект преступлений против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта, а также их классификация.

 

 

Ключевые слова: уголовное право, транспортное право, транспорт, преступление, преступления против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта.
 





В.Л. Кудрявцев


ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА




Роль и место преступлений против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта, предусмотренных главой 27 УК РФ, в системе преступлений против общественной безопасности и общественного порядка Раздела IX УК РФ определяется тем, что: 
а) глава 27 «Преступления против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта» в Разделе IX УК РФ является предпоследней;
б) эта Глава - Глава 27 «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта» содержит всего 10 статей (ст.263-271.1 УК).
в) в этой Главе только одно преступление, предусмотренное ст. 267 «Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения», за которое уголовная ответственность согласно ч.2 ст. 20 УК РФ наступает с 14 лет.
г) в этой Главе только два деяния криминализировано с момента действия УК РФ, то есть появились такие преступления как: неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах /ст. 263.1. (введена Федеральным законом от 27.07.2010 N 195-ФЗ)/; нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации /ст. 271.1. (введена Федеральным законом от 07.11.2011 N 304-ФЗ)/;
д) в этой Главе только одно деяние декриминализовано с момента действия УК РФ – это ст. 265 « Оставление места дорожно-транспортного происшествия» - Утратила силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ.
Кроме того, в целях разъяснения и единообразного применения уголовного закона Пленумом Верховного Суда РФ принято одно постановлений, затрагивающее основные вопросы квалификации по статьям, относящимся к Главе 27 УК РФ – это Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.12.2008 N 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» [12].
Для определения понятия преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта следует вначале определиться, что следует понимать под безопасностью дорожного движения и эксплуатации транспорта, а для этого необходимо дать этимологическую характеристику каждому из этих слов.
Сегодня отношения в сфере обеспечения безопасности, регулирует Федеральный закон РФ от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ «О безопасности» [8]. В статье 1 этого закона, во-первых, отождествляются категории «безопасность» и «национальная безопасность», во-вторых, даётся открытый перечень видов безопасности, к которым закон прямо относит безопасность государства, общественную безопасность, экологическую безопасность, безопасность личности.
Данный закон не содержит таких понятий как безопасность либо национальная безопасность.
Однако в Указе Президента РФ от 12 мая 2009 года N 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [9] понятие «национальная безопасность» присутствует и под ней понимают «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства» /п.6 Раздела I Общие положения/.
Итак, в основе категории «безопасность» с точки зрения указанного выше указа Президента РФ лежит «состояние защищенности» кого-чего от кого-чего.
Движение – это перемещение кого-чего-нибудь в определённом направлении [19, с. 136].
Эксплуатация – использование для каких-нибудь целей [19, с. 805].
Транспорт – это в широком смысле – область материального производства, связанная с передвижением людей и перемещением грузов (транспорт железнодорожный, водный, воздушный, автомобильный и др.) [22, с. 650], то есть это сам транспорт (транспортное средство) и инфраструктура его обслуживающая, иначе транспортная инфраструктура. Соответственно в узком смысле транспорт – это только транспортное средство или сам транспорт.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 1 Федерального закона РФ от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» [7], объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
В уголовном праве используется понятие транспорта:
а) в широком смысле слова, например, это ст. 263.1. УК «Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах»;
б) в узком смысле слова, например, ст. 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена».
Конкретный вид транспорта, а в случаях, предусмотренных статьей УК РФ, ещё и соответствующая транспортная инфраструктура определяется исходя из анализа положения конкретных статей главы 27 УК РФ.
Уголовный закон выделяет такие основные виды транспорта как автомобильный, трубопроводный, железнодорожный, воздушный, морской и внутренний водный транспорт, метрополитен.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что безопасность движения и эксплуатации транспорта в уголовном праве – это состояние защищённости перемещения и использования для перевозки людей и (или) грузов автомобильного, трубопроводного, железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, метрополитена и иного транспорта, а в случаях, предусмотренных законом ещё и соответствующей транспортной инфраструктуры.
Под преступлениями против безопасности движения и эксплуатации транспорта следует понимать общественно опасные деяния, предусмотренные Главой 27 Раздела IX УК РФ, посягающие на состояние защищённости перемещения и использования для перевозки людей и (или) грузов автомобильного, трубопроводного, железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта, метрополитена и иного транспорта, а в случаях, предусмотренных законом ещё и соответствующей транспортной инфраструктуры.
В литературе существуют и иные понятия преступлений против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта или, иначе как их называют транспортных преступлений – это:
а) предусмотренные уголовным законом и совершаемые виновно общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающие на общественные отношения в сфере безопасного функционирования (движения и эксплуатации) транспортных средств и повлекшие наступление вредных последствий [16, с. 269-270];
б) предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения по поводу обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, сохранности материальных ценностей в процессе движения и эксплуатации морского, речного, воздушного, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта[24, с. 310-311];
в) запрещённые уголовным законодательством общественно опасные деяния (действия или бездействия), посягающие на общественные отношения в сфере взаимодействия человека и техники, обеспечивающие нормальное функционирование железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного и магистрального трубопроводного транспорта и причиняющие либо создающие угрозу причинения вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства
[14, с. 613];
г) предусмотренные ст. 263-271 гл. 27 УК РФ общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения, обеспечивающие состояние защищённости жизни, здоровья и имущества участников движения от угроз, вызванных нарушением правил движения и эксплуатации транспорта [23, с. 505];
д) общественно опасные деяния, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта, которые причиняют или способны причинить вред жизни и здоровью граждан, а также крупный материальный ущерб [15, с. 635];
е) предусмотренные ст. 263-271 гл. 27 УК умышленные или неосторожные общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспортных средств и причиняющие или способные причинить вред жизни, здоровью человека, чужой собственности [21, с. 492].
Видовым объектом преступлений, предусмотренных Главой 27 УК РФ, являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта.
Непосредственным объектом рассматриваемых преступлений являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации отдельных видов транспорта.
Дополнительным объектом могут выступать – общественные отношения в сфере обеспечения жизни и здоровья людей, собственности, окружающей среды.
Предмет является во многих составах конструктивным признаком преступления: железнодорожный, воздушный, морской и внутренний водный транспорт и метрополитен /263 УК/; автомобиль, трамвай либо другое механическое транспортное средство /ст. 264 УК/; транспортное средство, пути сообщения, средства сигнализации или связи либо другое транспортное оборудования, а так же транспортные коммуникации /ст. 267 УК/ и т.д.
С объективной стороны транспортные преступления могут совершаться как путём действия, так и бездействия: нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена /ст. 263/; нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств /ст. 264/; недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями /ст. 266/; нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта /ст. 268/; нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов /ст. 269/; нарушение правил международных полетов /ст. 271/.
Только путём действия – приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения /ст. 267/; только путём бездействия – неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах /ст. 263.1./; неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие /ст. 270/; нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации /ст. 271.1./
Все нормы Главы 27 являются бланкетными, за исключением: приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения /ст. 267/.
Бланкетные диспозиции статей преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта отсылают к различным по юридической силе нормативно-правовым актам:
а) международно-правовым актам – это, например, Международной конвенцией об охране человеческой жизни на море 1974 г. [1], Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. [2];
б) законам, например, это Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [3], Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» [5], Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» [7], а так же кодексам, в частности, Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ [4], Водном кодексе 2006 г[6];
в) подзаконным нормативно-правовым актам, например, это Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») [10], Правила охраны магистральных трубопроводов, утверждены Минтопэнерго РФ 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 N 9 (вместе с «Положением о взаимоотношениях предприятий, коммуникации которых проходят в одном техническом коридоре или пересекаются») [11].
Преступления, предусмотренные Главой 27 УК РФ, являются материальными (ст.ст. 263-269, 271.1), за исключением таких двух как: неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие /ст. 270/, нарушение правил международных полетов /ст. 271/.
Для материальных составов преступлений обязательно наличие причинной связи между деянием (действием или бездействием) и общественно опасными последствиями.
На это обстоятельство, применительно к ст. 264 УК РФ обратил внимание Пленум Верховного Суда РФ в п.1 своего постановления от 9 декабря 2008 г. N 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» и указал на то, что «уголовная ответственность за преступление, предусмотренное статьей 264 УК РФ, может иметь место лишь при условии наступления последствий, указанных в этой статье, и если эти последствия находятся в причинной связи с допущенными лицом нарушениями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств» [12].
Общественно опасные последствия, предусмотренные статьями Главы 27 УК РФ, могут быть в виде причинения: а) по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба /напр., ч.1 ст. 263, ч.1 ст. 263.1., ч.1 ст. 267/; б) по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека / напр., ч. 1 ст. 264, ч. 1 ст. 266, ч. 1 ст. 268, ч. 1 ст. 269./; в) по неосторожности тяжкого вреда здоровью или смерть человека /напр., ч.1 ст. 271.1/; г) по неосторожности смерть человека /напр., ч.2 ст. 263, ч.2 ст. 263.1./; д) по неосторожности смерть двух или более лиц /ч.3 ст. 263, ч.3 ст. 263.1., ч.3 ст. 269, ч. 2 ст. 271.1/.
Место совершения преступления является обязательным признаком объективной стороны такого преступления как неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие /ст. 270/.
Субъективная сторона преступлений, предусмотренных ст. ст. 263-269, 271.1 УК РФ, характеризуется неосторожной формой вины, а ст. 270-271 УК РФ – умышленной виной в виде прямого умысла.
Субъектом транспортных преступлений является физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Уголовная ответственность с 14 лет наступает только за совершения такого преступления как приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения /ст. 267/.
Специальный субъект, в частности, предусмотрен в: а) ст. 264 УК РФ, им «является достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (пункт 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, далее - Правила). Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов Правил, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением» /п.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. N 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»/ [12]; б) ст. 266 УК РФ, ими «могут быть как работники автотранспортных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом, так и работники других организаций, на которых действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, а также владельцы-предприниматели либо работники авторемонтных мастерских, имеющие лицензию на осуществление предпринимательской деятельности, которые произвели недоброкачественный ремонт, повлекший по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть» / п.18 Пленум Верховного Суда РФ в п.1 своего постановления от 9 декабря 2008 г. N 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»/ [12].
В литературе вопрос о классификации преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта решается неоднозначно, так как нет четких критериев, позволяющих отнести то или иное преступление к определённой группе.
Тем не менее полагаю, что преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта можно классифицировать в зависимости от понимания категории «транспорт» в широком смысле слова как транспортное средство и инфраструктура его обслуживающая либо в узком как только транспортное средство:
1. преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (в широком смысле слова) – это неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах /ст. 263.1./; недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями /ст. 266/; приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения /ст. 267/;
2. преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (в узком смысле слова) – это: нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена /ст. 263/; нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств /ст. 264/; нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта /ст. 268/; нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов /ст. 269/; неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие /ст. 270/; нарушение правил международных полетов /ст. 271/; нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации /ст. 271.1./.
В литературе есть и иные классификации преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, которые будет воспроизведены в хронологическом порядке, в том виде в котором предлагались, начиная с начала действия УК РФ 1996 года.
По мнению Б.В. Яцеленко, все преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта можно подразделить на две группы преступлений:
1. преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 263, 264, 265 (утратила юридическую силу), 266, 271 УК);
2. преступления, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 267, 268, 269 и 270 УК) [24, с. 311].
По близости (родству) непосредственного объекта, преступления предусмотренные гл. 27 УК, как считает Ф.С. Бражник, можно разделить на две группы:
первая группа – это деяния, посягающие на установленный порядок вождения и эксплуатации соответствующих машин – ст. 263, 264, 266, 270, 271 УК;
вторая группа – это деяния, которые сами по себе не являются нарушением правил вождения и эксплуатации машин, но создают угрозу безопасности движения и эксплуатации соответствующих машин- ст. 267, 268, 269 УК [13, с. 305].
Так, В.Н. Кудрявцев классификация преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта на:
1) преступления, связанные с движением транспорта (ст. 263, 264, 265 (утратила юридическую силу), 268, 271);
2) иные транспортные преступления (ст. 266, 267, 269 и 270) [18, с. 334-335].
По мнению А.И. Коробеева, классификация, в основе которой лежат особенности транспортных средств и некоторые признаки непосредственного объекта этих деяний, может быть представлена в следующем виде:
1. преступления в области охраны безопасности функционирования железнодорожных, воздушных, морских и речных транспортных средств (ст. 263, 270, 271 УК);
2. преступления в области охраны безопасности функционирования автотранспорта и городского электротранспорта (ст. 264 УК);
3. преступления в области охраны безопасности функционирования всех видов механических транспортных средств (ст. 266-268 УК);
4. иные преступления, относимые к транспортным (ст. 269 УК) [16, с. 270].
Как считает, И.М. Тяжкова, преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатацию транспортных средств, ответственность за которые предусмотрена гл. 27 УК принято подразделять на две группы:
Первую группу составляют преступления нарушающие правила безопасности движения и эксплуатации транспорта в процессе их непосредственного использования по назначению. К преступлениям первой группы относятся: 1) нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта (ст. 263 УК); 2) нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК); 3) неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК); 4) нарушение правил международных полетов (ст. 271 УК).
Вторую группу составляют преступления, препятствующие или затрудняющие нормальное функционирование (движение и эксплуатацию) транспортных средств. Преступления второй группы составляют: 1) недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК) 2) приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК); 3) нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК) 4) нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК) [23, с. 508-509].
Так, А.Ф.Истомин полагает, что с учётом законодательной систематизации в самостоятельной Главе - две группы преступлений:
1. преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 263, 264, 266, 271 УК);
2. преступления, непосредственно не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 267, 268, 269 и 270 УК) [14, с. 615].
По мнению В.В. Сверчкова, система преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта согласно гл. 27 УК включает две группы:
1. преступления, совершаемые лицами, ответственными за безопасность движения вверенных им транспортных средств и их эксплуатацию (ст. 263-266, 269-271 УК);
2. преступления, совершаемые лицами, которым не вверены транспортные средства (ст. 267, 268 УК) [21, с. 492].
М.А. Кауфман считает, что все преступления, предусмотренные гл. 27 УК РФ, можно условно разделить на два вида:
1) преступления непосредственно, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта(ст. 263, 264, 266, 268 УК РФ);
2) иные преступления в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. 267, 269-271 УК РФ) [15, с. 635].
Т.Ю. Орешкина, основываясь на классификации предложенной А.А. Чучаевым, что преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта состоят из двух групп, одна из которых выделена в самостоятельную группу, так как не совсем чётко вписывается в гл. 27УК по признаку видового объекта:
1. преступления, посягающие на безопасность движения и эксплуатацию транспорта- ст. 263-269 УК РФ);
2. иные преступления в сфере функционирования транспорта (ст. 270, 271 УК РФ) [20, с. 533-549].
С.М. Кочои преступления, предусмотренные гл. 27 УК, делит по непосредственному объекту на две группы:
1. общие составы преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. 266, 267, 268);
2. преступления против безопасности движения и эксплуатации конкретных видов транспорта: а) железнодорожного, воздушного и водного транспорта (ст. 263); б) автомобильного транспорта (ст. 264); в) магистральных трубопроводов (ст. 269); г) водного транспорта (ст. 270); д) воздушного транспорта (ст. 271) [17].
Модельный УК для государств – участников СНГ расположил Главу 25 «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта» в Разделе VIII « Преступления против общественной безопасности и здоровья населения» и включил в неё такие преступления как: нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта /ст. 208/; нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств /ст. 209/; недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями /ст. 210/; приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения /ст. 211/; нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта /ст. 212/; нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов /ст. 213/; неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие /ст. 214/; нарушение правил международных полетов /ст. 215/.
Точно же такие преступления предусматривает и Глава 27 УК РФ, правда в ней на две статьи больше, благодаря, введению Федеральным законом от 27.07.2010 N 195-ФЗ в УК РФ ст. 263.1. «Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах», а также введению Федеральным законом от 07.11.2011 N 304-ФЗ в УК РФ ст. 271.1. «Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации».

Список литературы

1. Международная конвенция об охране человеческой жизни на море 1974 г года [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант плюс»
2. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г года [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант плюс»
3. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [Текст] // СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873.
4. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства РФ. 1997. N 12. Ст. 1383.
5. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» [Текст] // СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 169.
6. Водный кодекс 2006 г. [Текст] // Российская газета. 2006. 8 июня.
7. Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» [Текст] // Собрание законодательства РФ. 2007. N 7. Ст. 837.
8. Федеральный закон РФ от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ «О безопасности» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант плюс»
9. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 года N 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант плюс»
10. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») [Текст] // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 47. Ст. 4531.
11. Правила охраны магистральных трубопроводов, утверждены Минтопэнерго РФ 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 N 9 (вместе с «Положением о взаимоотношениях предприятий, коммуникации которых проходят в одном техническом коридоре или пересекаются») [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант плюс» (Документ опубликован не был)
12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. N 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант плюс»
13. Бражник, Ф.С. Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта [Текст] / Ф.С. Бражник // Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник. Практикум / Под ред. А.С. Михлина. – М., 2004.
14. Истомин, А.Ф. Понятие и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта // Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта [Текст] / А.Ф. Истомин // Уголовное право: учебник / Под ред. д.ю.н., проф. Н.И. Ветрова, д.ю.н., проф. Ю.И. Ляпунова. 4-е изд., испр. и доп. – М.: ИД «Юриспруденция», 2007.
15. Кауфман, М.А. Понятие и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта // Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта [Текст] / М.А. Кауфман // Уголовное право. Общая и Особенная части: учебник / под общ. ред. М.П. Журавлёва и С.И. Никулина. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма 2008.
16. Коробеев, А.И. Общая характеристика транспортных преступлений и их система //Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта [Текст] / А.И. Коробеев // Уголовное право Российской Федерации: Особенная часть: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. проф. Л.В. Иногамовой-Хегай. – М.: Инфра-М, 2005.
17. Кочои, С.М. Понятие и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта // Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта [Текст] / С.М. Кочои // Уголовное право. Общая и Особенная части: Краткий курс. – М.: "КОНТРАКТ", "Волтерс Клувер", 2010. [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант плюс»
18. Кудрявцев, В.Н. Понятие и виды преступлений //Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта [Текст] / В.Н. Кудрявцев // Уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004.
19. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов [Текст] / С.И. Ожегов / Под ред. докт. филол. наук, проф.Н.Ю. Шведовой. 14-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1982.
20. Орешкина, Т.Ю. Общая характеристика и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта // Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта [Текст] / Т.Ю. Орешкина // Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть. Изд. второе, исправл и доп. / Под ред. д-ра юр. наук, проф. Л.В. Иногамовой-Хегай, д-ра юр. наук, проф.А.И. Рарога, д-ра юр. наук, проф.А.И. Чучаева. – М.: ИНФРА-М: КОНТРАКТ, 2005.
21. Сверчков, В.В. Уголовное право. Общая и Особенная части [Текст] : учеб. пособие / В.В. Сверчков. – М.: Высшее образование, 2008.
22. Словарь иностранных слов / Под ред. И.В. Лехина, С.М. Локшиной, Ф.Н. Петрова (главный редактор) и Л.С. Шаумяна. [Текст] Изд. 6-ое, перераб. и доп. – М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1964.
23. Тяжкова, И.М. Понятие и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта // Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта [Текст] / И.М. Тяжкова // Уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под ред. проф. Л.Д. Гаухмана и проф. С.В. Максимова. 2-е изд., перераб., доп. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
24. Яцеленко, Б.В. Понятие и виды преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта // Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта [Текст] / Б.В. Яцеленко // Уголовное право. Особенная часть: Учебник под ред. проф. А.И. Рарога. – М.: Институт международного права и экономики. Изд-во «Триада, Лтд», 1996.

V.L. Kudryavtsev

CRIMES AGAINST TRAFFIC SAFETY
AND OPERATION OF TRANSPORT


The article is devoted to the characteristics of crimes against road safety and operation of the motion of vehicles. In this regard, study of the action of current legislation, decisions of Supreme Court and the criminal legal theory upon which reveal the role and place of crimes against traffic safety and operation of the transport system of crimes against public security and public order, given the concept of crime representations against road safety and transport operation, explored the object, the objective side, the subjective side and the subject of crimes against traffic safety and operation of transport, as well as their classification.

Keywords: criminal law, transport law, transport, crime, crime against traffic safety and operation of transport.

КУДРЯВЦЕВ Владислав Леонидович – доктор юридических наук, профессор