Кудрявцев В.Л. Экологические преступления: общая характеристика // Вестник Южно-Уральского профессионального института. 2012. 1 (7). С.105-116.
Статья посвящена общей характеристики экологических преступлений. В этой связи исследуются положения действующего законодательства, постановления Пленума Верховного Суда РФ и уголовно-правовая теория на основе которых раскрываются роль и место экологических преступлений в системе преступлений против общественной безопасности и общественного порядка, даётся понятие экологическому преступлению, рассматривается объект, объективная сторона, субъективная сторона и субъект экологического преступления, проводится разграничение экологического преступления от экологического административного правонарушения.
Ключевые слова: уголовное право, экологическое право, экология, преступление, экологические преступления.
В.Л. Кудрявцев
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Роль и место экологических преступлений, предусмотренных главой 26 УК РФ, в системе преступлений против общественной безопасности и общественного порядка Раздела IX УК РФ [7] определяется тем, что:
а) это третья глава в Разделе IX УК РФ – Глава 26 «Экологические преступлений» по последовательности отражения в Разделе IX УК РФ;
б) это третья глава в Разделе IX УК РФ по количеству статей – всего 17 статей (ст. 246-262 УК): нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ /ст. 246/; нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов /ст. 247/; нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами /ст. 248/; нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений /ст. 249/; загрязнение вод /ст. 250/; загрязнение атмосферы /ст. 251/; загрязнение морской среды /ст. 252/; нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации /ст. 253/; порча земли /ст. 254/; нарушение правил охраны и использования недр /ст. 255/; незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов /ст. 256/; нарушение правил охраны водных биологических ресурсов /ст. 257/; незаконная охота /ст. 258/; уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации /ст. 259/; незаконная рубка лесных насаждений /ст. 260/; Уничтожение или повреждение лесных насаждений /ст. 261/; нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов /ст. 262/.
в) в этой главе нет ни одного преступления, за которое бы уголовная ответственность наступала с 14 лет.
Кроме того, в целях разъяснения и единообразного применения уголовного закона Пленумом Верховного Суда РФ принято всего три постановления, затрагивающие основные вопросы квалификации по статьям, относящимся к Главе 26 УК РФ – это: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 N 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» [18], Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.06.2002 N 14 «О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем» [19], Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 N 26 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов» [20].
Конституция РФ устанавливает, что: Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории /ч. 1 ст. 9/; В Российской Федерации … поощряется деятельность, способствующая … экологическому … благополучию /ч.2 ст. 41/; Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением /ст. 42/; Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам /ст. 58/[3].
Статья 2 УК РФ в качестве одной из задач Уголовного кодекса провозглашает охрану окружающей среды, а Глава 26, предусматривает экологические преступления.
Тем самым получается, что экологические преступления посягают на общественные отношения в сфере обеспечения охраны окружающей среды.
В ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под «окружающей средой» понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов [12].
Получается, что понятие окружающей среды состоит из четырёх элементов, которые также раскрываются в ст. 1 этого же закона:
а) компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;
б) природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;
в) природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;
г) антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.
Означает ли это, что все четыре элемента понятия окружающей среды в том объёме, который предусматривает Глава 26 УК РФ, находятся под уголовно-правовой охраной?
В теории уголовного права принято считать, что предметом экологических преступлений являются «различные компоненты природной среды, не отторгнутые и не обособленные человеческим трудом от естественных природных условий, либо аккумулирующие в себе определённое количество труда предшествующих и настоящих поколений людей, но остающихся в природной среде, или внесённые в неё для выполнения своих биологических и иных природных функций» [24, с. 441].
В этом теоретическом положении отражены два элемента понятия окружающая среда: компоненты природной среды (напр., животный мир – дикие животные, птицы и т.п.) и природно-антропогенный объект (например, искусственно выращенные мальки рыб и выпущенные в водоёмы, озёра).
Что же касается двух остальных элементов понятия окружающая среда: природный и антропогенный объекты, то они также относятся к экологическим преступлениям
Так, природный объект может быть предметом преступления по ст. 262 УК РФ в виде, например, природного ландшафта.
А антропогенный объект может быть предметом преступления по ст. 246 УК РФ в виде, например, водохранилищ, каналов.
Таким образом, все четыре элемента понятия окружающей среды в том объёме, который предусматривает Глава 26 УК РФ, находятся под уголовно-правовой охраной.
Итак, экологические преступления – это общественно опасные деяния, предусмотренные Главой 26 Раздела IX УК РФ, посягающие на окружающую среду как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
В научный оборот термин «экологическое преступление» был введен в 1980 г. В.Д. Пакутиным.
Законодательная дефиниция категории «экологическое преступление» впервые появилась в ст. 85 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 года «Об охране окружающей природной среды», в которой было дано следующее определение экологического преступления - это общественно опасное деяние, посягающее на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека [21].
Ч.1 ст. 84 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [12] установила, что в связи с днём его официального опубликования закон РСФСР от 19 декабря 1991 года «Об охране окружающей природной среды» [21] признан утратившим силу, соответственно, с этого момента и не стало законодательной дефиниции экологического преступления, а в литературе появилось большое количество различных точек зрения на него.
Экологическое преступление рассматривали как:
а) преступления, предусмотренные главой 26 УК РФ и нарушающие правила охраны природы путем негативного на нее воздействия, если эти деяния причинили существенный вред окружающей природной среде или создали реальную угрозу его причинения [22, с. 13];
б) предусмотренное уголовным законом и запрещённое им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и её компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивают оптимальную жизнедеятельность человека, а также на экологическую безопасность населения и территорий, и состоящее в непосредственном противоправном использовании природных объектов как социальной ценности, приводящем к негативным их изменениям [23, с. 301-302];
в) предусмотренные ст. 246-263 г. 26 УК РФ общественно опасные, виновные, наказуемые деяния, посягающие на общественные отношения по сохранению качественно благоприятной окружающей среды, рациональному использованию её ресурсов и обеспечению экологической безопасности населения [24, с. 436];
г) общественно опасное деяние, посягающее на установленный в РФ экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека [26, с. 585];
д) предусмотренное уголовным законом общественно опасные деяния, наносящие ущерб окружающей среде, растительному и животному миру, здоровью человека в процессе нарушения установленных правил осуществления хозяйственной деятельности [27, с. 495];
е) предусмотренные ст. 246-262 гл. 26 УК РФ умышленные или неосторожные общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающие на установленные в России природоохранительные отношения, экологическую безопасность общества и причиняющие либо способные причинить вред природной среде человеку, другим правоохраняемым интересам [28, с. 469];
ж) предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения по сохранению благоприятной природной среды, рациональному использованию её ресурсов и обеспечению экологической безопасности населения [29, с. 284].
Видовым объектом экологических преступлений являются общественные отношения по обеспечению охраны окружающей среды.
Непосредственный объект экологических преступлений – это общественные отношения по обеспечению охраны окружающей среды в той или иной сфере её реализации.
В литературе [25, с. 248] со ссылкой на п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» отмечали, что в число непосредственных объектов экологических преступлений входят «стабильность окружающей среды и природно-ресурсный потенциал, а также гарантированное ст. 42 Конституции Российской Федерации право каждого на благоприятную окружающую среду» [18].
Особенности предмета экологических преступлений рассмотрели выше, а именно он и призван отличить экологические преступления от преступлений против собственности.
Наглядным примером тому, являются ряд положений постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» [18]: не являются предметом экологического преступления деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением лесозащитных насаждений, на приусадебных дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т.п., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами. Завладение теми деревьями, которые срублены и приготовлены к складированию, сбыту или вывозу другими лицами, следует квалифицировать как хищение чужого имущества /п.11/; действия лиц, виновных в незаконном вылове рыбы, добыче водных животных, выращиваемых различными предприятиями и организациями в специально устроенных или приспособленных водоемах, либо завладение рыбой, водными животными, отловленными этими организациями, или находящимися в питомниках, в вольерах дикими животными, птицей, подлежат квалификации как хищение чужого имущества /п.18/.
Большинство экологических преступлений имеют следующую характеристику объективной стороны:
а) они совершаются в виде действия или бездействие, нарушающего правила обеспечивающие охрану окружающей среды. Это такие преступления, в частности, как: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ /ст. 246/; нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов /ст. 247/; нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами /ст. 248/; нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений /ст. 249/; загрязнение вод /ст. 250/; загрязнение атмосферы /ст. 251/.
Ряд преступлений могут быть совершены только в виде действия – это, например, ст. 256 «Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов», ст. 258 «Незаконная охота». Так, согласно п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения», при рассмотрении дел о незаконной охоте судам следует учитывать, что охотой признаются такие действия, как выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких птиц и зверей» [18].
б) они содержат обязательный конструктивный признак характерный для материального состава преступления как наступление, предусмотренных законом, общественно опасных последствий, например, в виде вреда окружающей среде, здоровью человека, иные тяжкие последствия.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» [18], даётся разъяснения отдельных, предусмотренных уголовным законом общественно опасных последствий: а) под иными тяжкими последствиями нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ) следует понимать существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградация земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию /п. 3/; б) причинение вреда здоровью человека (ст. ст. 246, 247, 248, 250, 251, 252, 254 УК РФ) выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда одному или нескольким лицам /п. 4/; в) существенный экологический вред характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов, уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных, на определенной территории, при котором уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раза; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п. /п. 5/; г) создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (ч. 1 ст. 247 УК РФ) подразумевает возникновение такой ситуации либо таких обстоятельств, которые повлекли бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы не были прерваны вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли причинителя вреда. Угроза при этом предполагает наличие конкретной опасности реального причинения вреда здоровью человека или окружающей среде /п. 6/.
в) наличие причинной связи между деянием (действием или бездействием) и общественно опасными последствиями. Так, в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» [18], «Судам следует иметь в виду, что при рассмотрении дел, связанных с нарушениями экологического законодательства, особое значение приобретает установление причинной связи между совершенными деяниями и наступившими вредными последствиями или возникновением угрозы причинения существенного вреда окружающей среде и здоровью людей. Необходимо также выяснять, не вызваны ли вредные последствия иными факторами, в том числе естественно-природными, и не наступили ли они вне зависимости от установленного нарушения, а равно и то, не совершены ли противоправные деяния в состоянии крайней необходимости».
Итак, большинство экологических преступлений имеют материальный состав преступления. К ним относятся, в частности: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ /ст. 246/; нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами /ст. 248/; нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений /ст. 249/; загрязнение вод /ст. 250/; загрязнение атмосферы /ст. 251/; порча земли /ст. 254/; нарушение правил охраны и использования недр /ст. 255/.
Некоторые составы преступлений сконструированы по типу формальных это, например, ч.1 ст. 252 «Загрязнение морской среды», два самостоятельных состава преступления, предусмотренных ч.1 и ч.2 ст. 253 «Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации».
Выделяются среди экологических преступлений и так называемые составы «угрозы причинения вреда» - это, в частности, ч.1 ст. ст. 247 «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов».
Существуют и формально-материальные составы, когда в рамках одной части статьи есть и материальный и формальный состав. Так, п. «а» ч.1 ст. 256 УК РФ и п. «а» ч.1 ст. 258 УК РФ содержат такое общественно опасное последствие как «с причинением крупного ущерба», поэтому относятся к материальным составам; пп. «б» - «г» как ч.1 ст. 256 УК РФ, так и ч.1 ст. 258 УК РФ - относятся к формальным составам преступлений. На это обстоятельство обратил внимание и Пленум Верховного суда РФ в п. 17 своего Постановления от 5 ноября 1998 г. N 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» [18], «Обратить внимание судов на то, что преступления, предусмотренные ст. ст. 256, 258 УК РФ, считаются оконченными с момента начала добычи, выслеживания, преследования, ловли независимо от того, были ли фактически добыты водные животные и растения, рыба или иные животные. Преступления, связанные с причинением крупного ущерба, образуют оконченный состав лишь при наличии реального ущерба».
Так, в п. 16 этого Постановления Пленума говориться, что «При решении судами вопроса о том, является ли ущерб, причиненный незаконной добычей водных животных и растений или незаконной охотой, крупным, нужно учитывать количество добытого, поврежденного или уничтоженного, распространенность животных, их отнесение к специальным категориям, например к редким и исчезающим видам, экологическую ценность, значимость для конкретного места обитания, охотничьего хозяйства, а также иные обстоятельства содеянного.
В случае причинения крупного ущерба незаконной добычей водных животных и растений либо незаконной охотой необходимо установить причинную связь между действиями виновного и их последствиями.
При этом судам надлежит в каждом конкретном случае, квалифицируя содеянное, исходить не только из стоимости добытого и количественных критериев, но и учитывать причиненный экологический вред, т.е. вред, в целом нанесенный животному и растительному миру.
К такому вреду следует, в частности, относить ущерб, причиненный отстрелом зубра, лося, оленя при незаконной охоте, уничтожением мест нереста, гибелью большого количества мальков при незаконном занятии водным добывающим промыслом, отловом или уничтожением животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ.
Для правильной оценки причиненного экологического вреда суд может привлечь соответствующих специалистов.
Следует также иметь в виду, что суммы, вырученные от реализации незаконно добытой продукции, зачету в счет возмещения ущерба не подлежат» [18].
Бланкетные диспозиции статей Главы 26 «Экологические преступления» отсылают к различным по юридической силе нормативно-правовым актам:
а) международно-правовым актам – это, например, Конвенция об открытом море 1958 года [1], Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года [2];
б) законам, например, это: Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» [4], Закон РФ от 22 марта 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире» [5], Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» [6], Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [8], Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [9], Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» [10], Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [12], а так же кодексы – Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ [11], Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ [13], Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ [14];
в) подзаконные нормативно-правовые акты, например, это Постановление Правительства РФ от 22 июля 1992 г. N 505 «Об утверждении порядка инвентаризации мест и объектов добычи, транспортировки, переработки, использования, сбора, хранения и захоронения радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения на территории РФ» [15], Постановление Правительства РФ от 23 июля 1993 г. N 710 «О мерах по комплексному решению проблемы обращения с радиоактивными отходами и прекращению захоронения их в морях» [16], Постановление Правительства РФ от 20 июня 1997 г. N 762 «О порядке эксплуатации водохранилищ» [17].
Субъективная сторона большинства преступлений характеризуется как умышленной, так и неосторожной виной – это например, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ /ст. 246/; нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами /ст. 248/; загрязнение вод /ст. 250/; загрязнение атмосферы /ст. 251/; загрязнение морской среды /ст. 252/, порча земли /ст. 254/, нарушение правил охраны и использования недр /ст. 255/.
Только умышленно совершаются такие преступления как, в частности: нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов /ст. 247/; нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации /ст. 253/; незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов /ст. 256/, незаконная охота /ст. 258/.
Несколько преступлений совершаются только по неосторожности – это: нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений /ст. 249/; уничтожение или повреждение лесных насаждений /ст. 261/.
Субъектом экологических преступлений могут быть физические, вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста.
Специальный субъект – в основном составе это, например, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ /ст. 246/; «лицом с использованием своего служебного положения» в квалифицированных составах преступлений (ч.2 ст. 258 УК РФ, п. «б» ч.2 ст. 260 УК РФ) и особо квалифицированных (ч.3 ст. 256 УК РФ).
В связи с изложенным следует привести п. 10 Постановления Пленум Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения», где указано, что «в случаях, когда виновным в совершении экологического преступления признается должностное лицо государственного предприятия, учреждения, организации или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, оно должно нести ответственность по соответствующей статье за совершение экологического преступления, а при наличии в действиях признаков злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, несет также ответственность соответственно по статьям 285 и 201 УК РФ.
При этом необходимо учитывать, что статьями 256, 258 и 260 УК РФ специально предусматривается ответственность за преступления, совершенные с использованием служебного положения. Исходя из этого содеянное следует квалифицировать только по указанным нормам об экологических преступлениях без совокупности со статьями, предусматривающими ответственность за должностные преступления, либо за злоупотребление полномочиями лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой и иной организации» [18].
Большое значение имеет разграничение экологических преступлений от экологических административных правонарушений.
По этому поводу Пленум Верховного Суда РФ в п. 13 своего Постановления от 5 ноября 1998 г. N 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» указал следующее: «При рассмотрении уголовных дел, возникших в связи с нарушением экологического законодательства, необходимо отграничивать экологические преступления от экологических проступков, то есть виновных противоправных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, за которые установлена иная ответственность (ст. 75 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ)).(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 N 7)
В случае возникновения трудностей в разграничении уголовно-наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба.
В частности, разграничение уголовно-наказуемой добычи водных животных и растений (ст. 256 УК РФ) и аналогичного административного проступка необходимо проводить по признакам наличия крупного ущерба, применения самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления, а также по обстоятельствам места совершения деяния (места нереста или миграционные пути к ним, территории заповедника, заказника, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации).
Разграничение незаконной охоты, наказуемой в уголовном порядке (ст. 258 УК РФ), и административного проступка - нарушения правил охоты следует производить по квалифицирующим признакам состава преступления: причинение крупного ущерба, применение механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов и иных способов массового уничтожения птиц и зверей, а также, если деяние совершено в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, либо на территории заповедника, заказника, либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.
При рассмотрении дел о незаконной порубке деревьев и кустарников (ст. 260 УК РФ) следует иметь в виду, что разграничение с административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проводится по предмету: состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 260 УК РФ, образует незаконная порубка деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы, в особо защитных участках лесов всех групп либо не входящих в лесной фонд или запрещенных к порубке, если эти деяния совершены в значительном размере.(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 N 7)» [18].
Список литературы
1. Конвенция об открытом море 1958 года [Текст] // ВВС СССР. 1962. № 46. Ст. 467.
2. Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант плюс»; Конвенция ООН по морскому праву ратифицирована Федеральным законом от 26 февраля 1997 года № 30-ФЗ [Текст] // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1013.
3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант плюс».
4. Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» [Текст] // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 16. Ст. 834.
5. Закон РФ от 22 марта 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире» [Текст] // СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1462.
6. Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» [Текст] // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 141.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант плюс».
8. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [Текст] // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3528.
9. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [Текст] // СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650.
10. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» [Текст] // СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2222.
11. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант плюс».
12. Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант плюс».
13. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант плюс».
14. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант плюс».
15. Постановление Правительства РФ от 22 июля 1992 г. N 505 «Об утверждении порядка инвентаризации мест и объектов добычи, транспортировки, переработки, использования, сбора, хранения и захоронения радиоактивных веществ и источников ионизирующего излучения на территории РФ» [Текст] // САПП РФ. 1992. N 4. Ст. 185.
16. Постановление Правительства РФ от 23 июля 1993 г. N 710 «О мерах по комплексному решению проблемы обращения с радиоактивными отходами и прекращению захоронения их в морях» [Текст] // САПП РФ. 1993. N 31. Ст. 2985.
17. Постановление Правительства РФ от 20 июня 1997 г. N 762 «О порядке эксплуатации водохранилищ» [Текст] // СЗ РФ. 1997. N 26. Ст. 3054.
18. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 N 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант плюс».
19. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.06.2002 N 14 «О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант плюс».
20. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 N 26 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант плюс».
21. Закон РСФСР от 19 декабря 1991 года «Об охране окружающей природной среды» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. N 10. Ст. 457. Утратил юридическую силу.
22. Баумштейн, А.Б. Вина, её формы и регламентация в составах экологических преступлений [Текст]: автореф. дисс. канд. юрид. наук / А.Б. Баумштейн. – М., 2006.
23. Дубовик, О.Л. Понятие и виды экологических преступлений // Экологические преступления [Текст] / О.Л. Дубовик // Уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2004.
24. Жевлаков, Э.Н. Понятие и виды экологических преступлений // Экологические преступления [Текст] / Э.Н. Жевлаков // Уголовное право. Особенная часть: Учебник / Под ред. проф. Л.Д. Гаухмана и проф. С.В. Максимова. 2-е изд., перераб., доп. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
25. Лопашенко, Н.А. Общая характеристика экологических преступлений и их система // Экологические преступления [Текст] / Н.А. Лопашенко // Уголовное право Российской Федерации: Особенная часть: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. проф. Л.В. Иногамовой-Хегай. М.: Инфра-М, 2005.
26. Ляпунов, Ю.И., Родина, Л.Ю. Общая характеристика, понятие, система и виды экологических преступлений // Экологические преступления [Текст] / Ю.И. Ляпунов, Л.Ю. Родина // Уголовное право: учебник / Под ред. д.ю.н., проф. Н.И. Ветрова, д.ю.н., проф. Ю.И. Ляпунова. 4-е изд., испр. и доп. – М.: ИД «Юриспруденция», 2007.
27. Прохоров, Л.А., Прохорова, М.Л. Понятие и система экологических преступлений [Текст] / Л.А. Прохоров, М.Л. Прохорова // Экологические преступления // Уголовное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004.
28. Сверчков, В.В. Уголовное право. Общая и Особенная части [Текст] : учеб. пособие / В.В. Сверчков. – М.: Высшее образование, 2008.
29. Яцеленко, Б.В. Понятие и виды экологических преступлений // Экологические преступления [Текст] / Б.В. Яцеленко // Уголовное право. Особенная часть: Учебник под ред. проф. А.И. Рарога. – М.: Институт международного права и экономики. Изд-во «Триада, Лтд», 1996.
V.L. Kudryavtsev
ECOLOGICAL CRIMES: THE GENERAL CHARACTERISTIC
Article is devoted a general characteristic of ecological crimes. Thereupon positions of the current legislation are investigated, decisions of Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation and the criminally-legal theory on which basis reveal a role and a place of ecological crimes in system of crimes against public safety and a public order, the concept is given to an ecological crime, the object, the objective party, the subjective party and the subject of an ecological crime is considered, differentiation of an ecological crime from an ecological administrative offense is spent.
Key words: criminal law, the ecological right, ecology, a crime, ecological crimes
КУДРЯВЦЕВ Владислав Леонидович – доктор юридических наук, профессор
- войдите для комментирования
|